про музыкальность

Jan 26, 2010 00:55

Поговорим о музыкальности.
Есть вещи, которые достаточно трудно объяснить и систематизировать.
В музыкальном исполнительстве есть несколько важных составляющих без которых музыкальное произведение не имеет смысла. Я, как композитор, прекрасно знаю, как хорошим исполнением можно вытащить довольно слабую музыку и наоборот - напрочь убить хорошее сочинение. Итак. Давайте разберемся с чего все начинается.
Музыка так или иначе складывается из звуков. Эти звуки воспроизводит музыкант. Занимаясь музыкой, музыкант учиться воспроизводить звуки, наращивать свои технические возможности, оттачивать мастерство. Для этого он делает массу изнурительных и нудных упражнений, разбирает пассажи на маленькие составляющие, проигрывает или пропевает их в медленном темпе, четко, внятно, чтобы постепенно нарастить темп и связать все части трудного пассажа воедино. Разобрав материал и проработав частности постепенно исполнитель переходит к общему. И теперь для него важно понять форму произведения, чтобы оно для него превратилось в одну большую законченную мысль, которую ему предстоит выразить. Без ощущения формы - вся драматургия рушится и произведение распадается на куски, которые будут восприниматься кусками не только у исполнителя, но и у слушателя, слушателя не обманешь. Охватив сознанием общую форму, исполнитель переходит к форме отдельных деталей, ведь любая музыкальная форма похожа на матрешку - внутри большой всегда есть более маленькие вполнесебе законченные мысли - предложения - фразы. И на этом этапе можно увидеть всю красоту прогрессии сочинения.
Теперь отвлечемся от исполнительства в общем и заострим внимание на исполнительстве вокальном.
Не стоит думать, что только эмоциями можно оживить музыкальную ткань и придать мелодии смысл. Скажу Вам, что наоборот, зачастую попытка эмоционировать только убивает сочинение. Я настоятельно рекомендую анализировать мелодию. Обращать внимание на ее графику (важны самые верхние точки, самые нижние, скачки, заполнения, повторения, ритмический рисунок), сверить графику мелодии с текстом - ведь где-то найдутся противоречия, где-то совпадения, собственно, во взаимодействии музыки со словом Вы неожиданно обнаружите кое-какие разгадки.
После того, как техника отработана и материал проанализирован Вы уже спокойно должны и можете пропевать его внутренним слухом. Внутренний слух - это настоящее волшебство. Однажды, когда мне было 17 лет, я простудилась, у меня поднялась высокая температура и я, не зная, что делать
этого категорически нельзя, села заниматься роялем. Через полтора месяца должен был быть академический экзамен. Так вот. В результате я переиграла руки (страшное словосочетание для музыканта). Играть и заниматься после этого я не могла, но помыслить о каких-то врачебных вмешательствах или перенесении экзамена как-то мне даже в голову не пришло. И я стала, бродя по городу, замечать, что пальцы мои слегка шевелятся, как будто играют навесу, а внутри у меня звучит музыка, которую я не доучила. Не прикладывая пальцев к инструменту, но уже естественно пройдя первый этап (это разбор материала и его анализ) я смогла довести произведение до ума и сдать благополучно все в срок. Играть приходила только на урок к педагогу и рассказать о переигранных руках не решилась. Внутренний слух - он как внутренний голос - как наша душа и мысли. Он внутри и им можно петь и это очень полезно! Приучайте себя хотя бы по чуть чуть петь, не произнося ни звука. Вы почувствуете, как мелодия станет Вам роднее и насколько легче ее потом будет воспроизвести.
А уж когда приходит пора исполнять музыку - про всю кухню, которая предшествовала этой прекрасной минуте, надо забыть. Вся информация так или иначе остается у нас в подсознании и если мы хорошо поработали - мы обнаружим, что все, что нам остается - это получать удовольствие и дарить его окружающим. И... Доверяйте своим ушам - не ограничивайте их рационализацией процесса.

вокал школа, советы, музыкальность

Previous post Next post
Up