Аттила - терминатор Европы

Sep 20, 2013 07:03

Оригинал взят у artarion в «БИЧ БОЖИЙ»

Врагом №1 Римской империи, без сомнения, был Аттила. О нем сегодня и поговорим. Столетиями его именем пугали детей в Европе. Папа римский называл его "бичом божьим" (flagellum dei). Почти официальным титулом Аттилы было «Разрушитель Европы», а венгерские дворяне считали его родоначальником венгерских королей. Интересный был человек.



[Spoiler (click to open)]

О его настоящей жизни и помыслах почти ничего не известно. Рассмотрим наиболее распространенные версий, изложенные в записях готского (а значит, враждебного Аттиле) историка Иордана, и не менее враждебного византийца Приска Панийского.



Для начала разберемся с народом, племенным вождем которого считают Аттилу - с гуннами. Гунны - народ, пришедший в Европу из недр древней Азии. Кто-то считает их родственниками китайцев, кто-то прямо говорит о них как о татарах (монголах). В пользу последнего довода, кстати, говорит то, что при экспансии монголов в Западную Европу в XIII столетии папский престол и их называл «бичами божьими», как  Аттилу девятью  веками раньше.

Я все же вероятнее, что гунны - это не самоназвание определенного народа, а общее наименование кочевых племен, объединенных языческим поклонением небу и солнцу. Мы помним, что монголы в своих верованиях поклонялись Тэнгри - «Вечному безмерному голубому небу». А гунны поклонялись не просто небу, а «Солнцу на Вечном Небе», точнее, Кён Тэнри (Небесному Солнцу). Отсюда и термин кённы (солнцепоклонники), который с годами трансформировался сначала в хунны, а потом и в гунны.


Во время Великого переселения народов гунны паровым катком прошлись по всей Азии. Визиготы, вандалы, огузы, огуру, шара, скифы, тюрки, булгаре, хазары, аланы и другие племена -  все пали под их натиском. Они не исчезли, не были ассимилированы, а присоединялись к союзу, образовав со временем огромную контролируемую территорию, которую принято называть «империей гуннов». Она простиралась от Сибири до территории Паннонии (нынешней Венгрии). Римская империя (точнее, обе ее части) понимала, с кем имеет дело, и при первой же возможности заключила договоры с гуннами для использования их против германских варваров, выплачивая им денежное содержание и давая иные преференции.

Теперь перейдем непосредственно к нашему герою. Считается, что он и брат его Бледа (Буда) были внуками младшего сына царя, которого звали Манчуг. У этого Манчуга было 2 старших брата: Ругила и Октар. Эти 2 брата управляли той территорией, которую мы называем «империей гуннов», причем Ругила был главой западной части, а Октар - восточной. Дата рождения Аттилы точно не известна, но можно предположить, что это примерно 400-405 г. Отец рано умер, и воспитывались братья в свите своих дядьев.



К 434 году оба правителя почили в бозе: Ругила поразила молния, а Октар умер от обжорства. Во главе союза, так уж получилось, встали их племянники - Аттила и Бледа. Первый унаследовал западную часть своей огромной «империи», второй - восточную.
Прежде всего, новые гуннские вожди пересмотрели договор с византийским императором Феодосием II, увеличившим денежное содержание гуннам практически вдвое. Византия была вынуждена пойти на это и, как минимум, на 7 лет обеспечила спокойствие своих границ.

Эти 7 лет Аттила провел в завоевательных походах против германцев. Самым большим его «достижением» стало уничтожение  страны бургундов на Рейне. Часть этого германского племени перешла к гуннам, часть получила земли от Западной Римской Империи в Галлии.

В 441 году то ли Феодосий не выплатил ежегодной «дани», то ли гунны решили порезвиться, но Бледа и Аттила разорили Византийскую провинцию Иллирию (современная Сербия). Были захвачены и разорены такие города, как Сингидунум (современный Белград), Виминаций (современный Костолац), Ратиарии (современное болгарское село Арчар), Наисса (современный сербский Ниш). Позже был заключен союз, позволявший  византийцам перебросить силы с Сицилии и Фракии, и Аттила решил не связываться.



В 445 году произошло событие, в корне изменившее весь ход течения мировой истории в V столетии. Родной брат и соправитель Аттилы, вождь Бледа был убит. Современник тех событий, аквитанский богослов Проспер Тирон обвинил Аттилу в убийстве собственного брата: "Аттила, царь гуннов, Бледу, брата своего и соратника по царству, убил и его народы вынудил себе повиноваться». Однако по этому поводу есть огромные сомнения, поскольку Проспер был римским гражданином и, следовательно, пристрастен. Да и дальнейшие события показывают, что Аттила начал вести себя совсем по-другому по отношению к римлянам. Если раньше он держал с ними «худой мир» и выступал только тогда, когда римлян (или византийцев) надо было образцово наказать, то после смерти Бледы мы видим другого Аттилу. Вождя, который фактически хочет стереть обе империи с лица земли.
И кажется, он имел все основания подозревать римлян в смерти своего брата и решил отомстить. Как бы там ни было, похоронив брата на высоком берегу Дуная, Аттила начал собирать силы и средства на борьбу с римлянами. По преданию, место, где похоронили брата Аттилы, назвали Буда. Позже разросшийся город сделал его одной из  своих частей. Якобы так получила свое название  столица нынешней Республики Венгрия Будапешт -  один из красивейших городов Европы.


В начале 447 года Аттила начинает свой поход на Константинополь. В сражении на реке Утаме он громит наголову византийское войско, захватывает и уничтожает города в Иллирии, потом во Фракии. Гунны применяли тактику «выжженной земли». Было захвачено и разграблено более 100 городов.
Наконец, в мае 447 города Аттила подошел к стенам Константинополя. Шансов выжить у города не было никаких: стены порушены недавним землетрясением, гарнизон слаб, воли к сопротивлению нет, да и сам император готов бежать. Но Аттила не стал брать город. Средневековые монахи сочинили легенду о том, что христианские кресты, выставленные на стенах как метод последней защиты отпугнули гуннов. Но серьезно относиться к такому утверждению нельзя.
Дело совсем  в другом. Перебросив войска на Херсонес Фракийский (Галлиполийский полуостров), Аттила разгромил второе и последнее византийское ополчение. А вот после этого заключил с императором тяжелейший для византийцев мир. Тут видно проявление большого политического ума и стратегического расчета. Вождь гуннов не уничтожил (пока) Византию, чтобы не усилить Западную Римскую Империю, но обескровил ее настолько, что несколько лет мог не беспокоится за свои тылы. Тем более что с помощью своих подручных затеял такую политическую интригу, которую одобрил бы и сам Макиавелли. Судите сами.



Жила-была римская дама по имени Юста Грата Гонория. Папа её - Констанций, командующий армией Западной Римской империи при императоре Гонории, а мама - сестра императора Галла Плацидия. В 425 году с помощью византийских войск императором Западной Римской империи де-юре стал младший брат Гонории Флавий Плацид Валентиниан. Де-факто же от имени сына правила Галла Плацидия. Властная Гонория никак не могла найти общего языка с братом и матерью, но имела большие политические амбиции. Об этом узнал Аттила. И сделал так, что в 450 году амбициозная Гонория прислала ему кольцо с предложением взять ее в жены. Проще говоря, сделать основным претендентом на императорский престол. Чувствуете, какова тонкость интриги? Сильно сомнительно, что все это придумала и сделала сама Гонория, а Аттила тут - ни сном, ни духом.


Аттила тут же обратился к Валентиниану с требованием передать ему в Риме его супругу, на что император ответил отказом. И гунны стали собирать силы для похода.
В феврале 451 года огромное войско гуннов по большой дуге, через Галлию вторглось в земли Западной Римской империи. Были взяты и преданы огню Мец, Трир, Тонгерен, Кёльн, Реймс, Труа, пока под Орлеаном на так называемых Каталаунских полях в июне не произошла одна из самых кровавых битв в истории Европы. Это была настоящая «Битва народов»! В войске Аттилы собрались, кроме гуннов, угры, остготы (во главе с королем Валамиром), гепиды (во главе с королем Ардарихом), руги, скиры, герулы, тюринги.
Римские войска под предводительством талантливого полководца Флавия Аэция, часто называемого «последним из римлян», собрали всех, даже бывших врагов, таких, как аланы, бургунды, франки, вестготы. Король вестготов Теодорих и вождь аланов Санегибан забыли на время все претензии друг к другу и к римлянам и собрались отразить нашествие Аттилы. Все прекрасно понимали, что если гуннов не остановить, любой порядок в Европе, пусть худой, нестабильный и слабый, будет разрушен навсегда. А от Европы, пожалуй, ничего не останется

Страшнейшее сражение (если верить Иордану, с обеих сторон полегло около 180 000 воинов) не принесло успеха не одной из сторон, но главный результат был достигнут: Аттила ушел из Галлии и отказался от нападения на Рим. Задача союзников была решена. Король вестготов Теодорих пал в бою и тем увековечил свое имя.


В следующем году Аттила вновь показал свое полководческое искусство. Внезапным ударом из Паннонии с гораздо меньшими силами он попытался ворваться на Апеннины. И ему это удалось. Один за другим пали Аквилея, Патавиум (Падуя), Верона, Бриксия (Брешиа), Бергамум (Бергамо) и Медиоланум (Милан). Флавий Аэций не смог помешать гуннам перебросить войска из Галлии и создать заслон на дороге в Италию. Одновременно византийские войска набрались храбрости и ударили в тыл гуннам.
Но главным образом, почему Аттила ушел из Италии, стала его встреча с папой римским Львом I Великим. Этот бесстрашный человек отправился к вождю гуннов в императорский дворец Медиоланума и убедил его, что взятие Рима приведет к смерти Аттилы, рассказав о примере Алариха. Папа объяснил: чем дольше Аттила будет находиться на Апеннинах, тем больше он будет терять войска. Ведь эпидемия, которая свирепствовала в лагере гуннов (по-видимому, чума) - это наказание Неба. Лев так повел разговор, что Аттила поверил ему. Как поверил он и в слова понтифика о своей исключительности, величии. «Бичом божьим» его назвал именно Лев, и это льстило Аттиле. В общем, гунны оставили Италию и вернулись в свои кочевья.


А спустя год, в 453 году великий вождь и воин Аттила скончался. Вот что написал Иордан об этом событии:
«Он взял себе в супруги - после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа,  девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. […] Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это было поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги […] После того, как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба - первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. […] Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело».


Возникает вопрос: своей ли смертью умер вождь гуннов, пресытившийся плотскими утехами? Готский историк говорит о море крови, которой он просто захлебнулся. Вероятно, тут без яда не обошлось, хитрого яда. И заказчика этого убийства тоже отгадать нетрудно. Пока был жив Аттила, обе римские империи не могли чувствовать себя в безопасности.
Автор Дьячук Игорь


история, Аттила, перепост, личности, загадки

Previous post Next post
Up