А вы знали, что в украинском селе Крымное, которое находится на Волыни, остался небольшой отрезок тракта, сделанной из конских зубов? Подробности можете глянуть под катом. [Spoiler (click to open)]
О происхождении этой дороги до сих пор ходят легенды. Говорят, когда в 1812 году остатки Великой армии Наполеона, гонимые Кутузовым, вторглись на Волынь, именно в этих местах - в непроходимых болотах - и вязла армейская кавалерия. Сколько тысяч людей и лошадей погребла топкая местность - подсчитать невозможно. Но когда со временем вода ушла, земля побелела от множества костей. Так и лежали останки наполеоновской армии долгие десятилетия, пока на ум местному пану из села Крымное Старовыжевского района не пришло воспользоваться ими как бесплатным…стройматериалом.
ХИТРОУМНЫЙ ПАН.
О Федоре Григоруке в Крымном сохранилась добрая память. Говорят, был управляющим у польского помещика Браницкого -присматривал за производством на сахарном заводе. В селе у него было приличное имение: до 30 соток земли, изба на шесть комнат, пруд, который специально для него вручную выкопали крестьяне, дорогая посуда, картины и великолепная библиотека . Рассказывают, был большим ценителем литературы и хранил редчайшие издания. Еще очень любил сирень - в саду, помимо множества фруктовых деревьев, красовалась сирень семи сортов. От села до сахарного завода был очень плохой подъезд. Пан Григорук всерьез задумался о строении добротной дороги -ведь дело то вел прибыльное. Как то раз ему и бросились в глаза разбросанные по полям кости. Прикинул, что из останков может получиться неплохая дорога. Только подойти к строительству надо с умом. Он решил использовать не все, что было под ногами, - предложил селянам собрать лишь… челюсти погибших лошадей. И в селе началось движение - крестьяне ринулись выполнять волю пана и возами свозить из окрестностей большущие зубы. Рассказывают, Григорук людям платил хорошо, потому и нанимались к нему охотно. Когда достаточно собрали материала, закипела работа. Технология невиданного доселе строительства была довольно простой - зубыукладывали корнями вниз, а сверху заливали бетонным раствором. Так вышла полукилометровая дорога шириной 10 метров. Вблизи, конечно же,поставили корчму…
ПАНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕГОДЯ.
Личная жизнь у Федора Григорука сложилась не лучшим образом. Жена, говорят, была полоумной, умерла очень молодой. Детей так и не нажили. С тех пор много воды утекло. Панские корни потерялись в далеком прошлом. В период Первой мировой войны во время оккупации сахарный завод вывезли. Корчму уничтожили. С годами владелицей остатков панского имущества (в советское время земли переделили, множество ценностей разворовали) стала Мария Билец. Ей перепала панская обитель. - Красотищато какая была - не пересказать, - вспоминает хозяйка. Сегодня из всего барского имущества мало что осталось. Старинные книги разобрало начальство - местное и из Луцка. Обещали вернуть, но до сих пор несут. От пруда осталась половина - соседи размежевали. Многие личные вещи пана Григорука несколько лет назад сгорели. Тогда во время пожара, спасая наше имущество, погиб мой муж Петр - на него упала балка. Теперь во дворе отстроили новый дом для Марии Билец. Современный. К сожалению, от барского имения здесь теперь нет и следа. Но хозяйка охотно проводит меня в старый сад. А там указывает на маленькие источники: - Здесь когдато, еще во времена пана, были три колодца. В целости сохранился лишь один.На месте двух других бьют ключи. Какое бы жаркое лето нибыло, а в нем воды и на каплю меньше не становилось - всегда полнехонький. К нему соседи идут, когда у них колодцы мелеют. И вода тут какая то особенная: летом всегда студеная, а зимой теплая, аж дышит паром.
МЕСТНЫЕ ТАЛИСМАНЫ.
От «лошадиной дороги» остался только небольшой кусок. Однако до сих пор местные жители выкапывают с картофелем или свеклой лошадиные зубы величиной… свыше 10 сантиметров! Прячут их на память - ведь уверены, что это именно те, «наполеоновские останки», которым вот уже почти 200 лет.
Пы. Сы Вот какой смышленый пан был, и дорогу склепал и людям копейку подгонял. Говорят, за конский зуб платил 5 копеек, что для тех времен вполне неплохой приработок был.