Взгляд на мировую историю через призму китайского циклического календаря “Цзя цзы”. Часть 9.1

Oct 29, 2020 15:31




предыдущих частях статьи были освещены следующие темы:

Структура китайского календаря

- Учение о Ян/ Инь и пяти элементах У-син

- Десять Небесных стволов 

- Двенадцать Земных ветвей

- Структура шестидесятилетнего цикла Цзя Цзы

- От теории к практике: политическое шестидесятилетие

- Двенадцатилетие Воды

- Двенадцатилетие Дерева

- Двенадцатилетие Огня

Как мы помним из предыдущих статей, политический цикл рождается на стыке второго двенадцатилетия - Воды и Дерева, зенита же он достигает в середине двенадцатилетия Почвы, на стыке янской части цикла и иньской его половины. Солнце достигло зенита и стало клониться к закату, луна обрела полноту и начала убывать.

В соответствии с китайской традиционной философией, принято всячески остерегаться крайностей и придерживаться Срединного Пути, поэтому китайское традиционное сознание очень настороженно относится ко дням с избыточно сильной энергией, таких, как полнолуния, солнцестояния, а также дней с небесным стволом У 戊, ведь и сегодня в даосских монастырях в этот день не проводятся никакие церемонии. Этот самый знак У 戊, как и его собрат Цзи 己 соотносятся с элементом Почва 土. В оригинальных китайских текстах знак У 戊 поясняется символом Горы и действительно, мы будем не далеки от истины, если назовём период Почвы 土вершиной шестидесятилетнего политического цикла.

Этой фазы цикла китайцы остерегаются, потому что верят, что в избыточности энергии Ян скрыта опасность обращения великого Ян в великий Инь. На этом этапе есть опасность рухнуть с самого высокого пика в глубочайшую пропасть.

Обычно в качестве примера подобных превращений приводят несколько событий биографии лидера народного движения тайпинов Хун Сюцюа́ня (1813-1864). В надежде получить место чиновника Хун Сюцюань множество раз пытался сдать экзамен и каждый раз терпел неудачу, до тех пор пока очередная неудача не повлияла на него до такой степени, что он возомнил себя братом Иисуса Христа. Осознав себя новым мессией, он становится популярным среди таких же, как он, крестьян-бедняков и в итоге возглавляет своё повстанческое государство Тайпин Го. Таким образом, Хун Сюцюань смог превратить Великий Инь своей неудачи на экзаменах в Великий Ян рождения собственного государства. Изначально восстание Хун Сюцюаня было аскетическим по своему духу, но когда войска тайпинов взяли южную столицу Китая Нанкин и столкнулись там с роскошью и изобилием имперского двора, эта роскошь их поглотила и стала причиной многочисленных внутренних раздоров, что в итоге и стало одной из основных причин поражения тайпинов. Сам же глава тайпинов Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Так роскошь Нанкина обратила Великий Ян Хун Сюцюаня и его государства в Великий Инь поражения и распада.

Чаще всего с ситуацией опасности обращения Великого Ян в Великий Инь государство сталкивается именно в течение двенадцатилетия Почвы 土. Об этом мы начали говорить ещё в предыдущей части статьи, посвящённой периоду Огня, сейчас же мы продолжим это рассуждение.

На данной стадии шестидесятилетнего периода лежит вторая по важности после той, что запускает цикл, точка исторического выбора. Содержание этого выбора таково: «Или пан, или пропал».

Давайте же отследим, как каждая из обсуждаемых нами в предыдущих частях статьи стран проходит эту ключевую стадию шестидесятилетнего цикла.

Россия

В предыдущей статье я достаточно много рассказал о важном значении лет, инициирующих двенадцатилетие Почвы 土. Они почти всегда отмечены судьбоносными для страны событиями. В нашем обсуждении мы затронули 1941, 1881, 1820, 1761/1762 и 1700 годы. Сейчас же нам предстоит обсудить двенадцатилетние периоды, открывающиеся этими годами.

В истории России период Почвы 土легко выделяется среди других. Многие такие периоды для нашей страны проходят под знаком «испытания великой мощью», которое страна вынуждена преодолевать в режиме подвига.

В XX веке таковым было второе сталинское двенадцатилетие, открывшееся началом Великой Отечественной войны в 1941 году и завершившееся смертью Сталина в 1953 году. В течение этого двенадцатилетия СССР прошёл несколько невероятно сложных испытаний. Первое из них - это Великая Отечественной война, второе - восстановление народного хозяйства от военной разрухи, третье - это изобретение и испытание собственной ядерной бомбы. Все эти победы стали залогом мирного и достаточно благостного существования СССР в течение последующих трёх двенадцатилетий, вплоть до 1989 года.

Если мы, отходя от решившего столь много двенадцатилетия 1941 - 1953, будем отступать в прошлое шагами по 60 лет, то каждый раз будем находить решающие в истории нашей страны периоды, во многом подобные описанному выше.

За 240 лет до начала ВОВ Россия Петра I втягивается в одну из самых судьбоносных войн в своей истории, Великую Северную войну. Как и в 1941-м, эта война начинается для России с катастрофы: с поражения русских войск в сражении под Нарвой 1700 года. Несмотря на первые неудачи, Россия Петра I в режиме подвига собирается с силами и в итоге наносит Швеции сокрушительное поражение под Полтавой в 1708 году. Финалом столь сложного двенадцатилетия Почвы 土 Петра I стал поставивший всё на карту Прутский поход 1711 года, в течение которого Петру чудом удалось сохранить большинство завоеваний предыдущих лет. Эти первые 12 лет Великой Северной войны определили на 60 лет балтийское и польские направления - приоритетными в русской внешней политике. Про Черное море на это время пришлось забыть.

Спустя 60 лет после начала Великой Северной войны северную Европу сотрясает другой судьбоносный конфликт с участием России. На сей раз это Семилетняя война 1756-1763, в течение которой Пруссия дважды чудом уцелела, в том числе и потому, что в России в 1761 году сменился монарх. На смену ненавидевшей Фридриха Елизаветы Петровны пришёл почитающий Фридриха Пётр III, в одночасье приказавший вернуть своему балансирующему на грани фиаско кумиру все завоевания и заключить с ним союз. Этот поступок ознаменовал завершение начатой Петром экспансии в России в Балтике и Северной Германии. Свергнувшая через год супруга Екатерина II развернула основной вектор русской внешней политики с балтийского Севера на черноморский Юг. В итоге именно блистательные победы русской армии над османской армией и флотом в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. завершили это двенадцатилетие Почвы 土. Спустя 60 лет после прутской неудачи Петра I столь решительным успехом отзывается усилие, сделанное в южном направлении. Одновременно с тем разрешается и другое направление внешней политики, запущенное ещё Петром I: в 1772 происходит первый раздел Речи Посполитой.

Если 12 лет 1941 - 1953 связаны с именем Сталина, 1700- 1712 - с победами Петра I, то двенадцатилетие 1761 -1773 связано, прежде всего, с деятельностью императрицы Екатериной II.

Двенадцатилетие 1761 - 1773 стало одним из самых решающих в российской истории. Именно в этот период в России не только фактически сменилась династия с Романовых на Гольштейн-Готторп-Романовых, но и был принят один из важнейших указов в российской истории - манифест о вольности дворянства, освобождающий дворянство от необходимости нести обязательную службу царю. Кроме того именно в этот период, начиная с созыва уложенной комиссии 1767, включается обратный счёт исторических часов: год за годом откладывается столь необходимое решение крестьянского вопроса.

Спустя 60 лет после екатерининского провала попыток решить крестьянский вопрос нерешительность Александра I в этом же вопросе, а также в вопросе конституции и созыве Сената приводит к глухому недовольству его политикой в 1820 - 1825, вылившемуся в восстание декабристов, ставшее центральным событием периода почвы 1821-1833 (1820- 1832).

В зените могущества Российской империи Александра I сменяет другой сильный лидер - Николай I. Именно в первые годы его правления Николая I, которые всё ещё принадлежали к периоду Почвы土, империя одержит блистательнейшие победы и продвинется на максимальную дистанцию на польском и балканском направлениях внешней политики. Подавление Польского восстания 1830 года и окончательное присоединение Польши к России - резюме польской интервенции Екатерины Великой 1768 года, а Турецкая кампания 1828-1829 годов, которая привела русские армии и флот к стенам Константинополя и черноморским проливам, являлась максимальным выражением успеха в войнах с Османской империей, начало которым также положила Екатерина II в 1768 году.

Двенадцатилетие 1820-1832 (1821-1833) было последним периодом, когда России можно было одновременно и избегать перемен во внутренней политике, и проводить успешную активную внешнюю политику. Ценой внутренней реакции Александра и Николая станет горькое поражение в Крымской войне и многочисленные крестьянские восстания, которые откроют следующее, уже последнее шестидесятилетие российской истории, наполненное непросто протекающими реформами, террором, различными кризисами. Последнее для России в XIX веке двенадцатилетие Почвы 土 1881-1883 открылось кризисом, связанным как с убийством императора Александра II, так и с фиаско его европейской и балканской политики. Это двенадцатилетие Почвы 土почти полностью совпадает со временем правления Александра III (1881-1894), отмеченным новой волной реакции, временно заморозившей активно развивавшиеся в предыдущие два двенадцатилетия (1857-1869 и 1869-1881) процессы. Во внешней политике влияние России на Балканах и в остальных регионах мира в течение этого времени либо падало, либо сохранялось на предыдущем уровне. Постепенный прогресс происходил в это время лишь в экономической области, активно шло строительство сети железных дорог, соединивших гигантскую империю воедино.

Благодаря отсутствию внешних войн и относительной внутренней стабильности мы можем назвать период правления Александра III самым благоприятным в череде пяти двенадцатилетий последнего шестидесятилетия Российской империи 1857-1917 годов. В этом смысле двенадцатилетие Почвы 土 1881-1893 представляет из себя паузу, затишье посреди шторма, начавшегося с Великих реформ Александра II в 1861 году и завершившегося уже лишь с окончанием Гражданской войны в 1921 году. И в этом случае сложно не провести параллели между устойчивостью Российской империи в правление консерватора Александра III и стабильностью России в первый период правления Владимира Путина. Речь идёт о двенадцатилетии Почвы 土 2001-2013.

Таким образом, завершающая двенадцатилетие Почвы 土 и открывающая следующее двенадцатилетие Металла 金событийная точка часто содержит в себе множество траекторий развития будущего, в которых мы нередко сможем разглядеть предчувствие тех социально-политических течений, которые будут задавать основной вектор развития уже в предстоящем шестидесятилетнем периоде. И об этом, в особенности касательно российской истории, мы поговорим в следующей статье, посвящённой двенадцатилетию Металла 金.

Подводя итог, можно сказать, что для России двенадцатилетие Почвы 土 - это, как правило, период испытания большой силой, который связан с правлением достаточно харизматичных личностей, чья жёсткая рука зачастую позволяет успокоить взболомученный бурными переменами бушующий океан нестабильности, вернуть потерявший берега поток исторического процесса обратно в привычное русло.




Франция

Если для России период Почвы土очень часто бывает сложным, то для Франции двенадцатилетие Почвы в XVIII - XX веках, как правило, оборачивается полной катастрофой.

Если и есть страна, на примере которой мы можем наблюдать, как в точке апогея шестидесятилетнего цикла происходит обращение Великого Ян в Великий Инь, то это Франция.

Три свои самые яркие внешнеполитические катастрофы и последующие за ними периоды внутриполитической нестабильности Франция претерпевает последовательно в следующие периоды Почвы 土: 1812-1824, 1870/72 - 1884, 1932-1944.

В первом случае это крах империи Наполеона I и реставрация Бурбонов.

Во втором случае двенадцатилетие Почвы 土открыл крах империи Наполеона III, период Парижской коммуны и установление Третьей республики.

В третьем случае это был уже крах Третьей республики под ударами танковых клиньев Третьего рейха в 1940 году.

Каждый раз незадолго до наступления периода Почвы политическое, экономическое и военное могущество Франции достигает своего зенита и именно в этой точке, подобно герою известного древнегреческого мифа Икару, обрушивается камнем вниз.

Эта же формула применима и к описанию французских двенадцатилетий Почвы в XVIII веке.

За 60 лет до финального поражения Наполеона I в битве с англичанами и пруссаками при Ватерлоо 1815 года Франция ввязывается в столь неудачную для неё Семилетнюю войну 1756-1763 гг. Оппонентами Франции в этой войне стал союз Пруссии и Англии. Результатом поражения в этой войне для Франции стало крушение её первой колониальной империи и полное расстройство финансовых дел Французского королевства.

Отступив по лестнице истории ещё один шаг в 60 лет, мы придём к началу XVIII века. Это был финальный период правления блистательного Людовика XIV, самый неудачный период его правления, ознаменованный столь малоуспешной для Франции войной за испанское наследство, в битвах которой стяжавшая ранее титул непобедимой армия Короля-Солнца была множество раз разбита войсками Англо-Австрийской коалиции.

Таким образом, мы видим, как в течение последних трёхсот лет в течение каждого двенадцатилетия Почвы 土 собственного шестидесятилетнего цикла Франция терпит неудачу либо испытывает большие затруднения в конфронтации со своим восточным соседом - Германией, звезда которой в этот период, как раз наоборот, восходит.

В этом смысле не является исключением и хронологически самое близкое к нам французское двенадцатилетие Почвы 1992 - 2004 гг., в целом прошедшее при президентстве Жака Ширака (1995 - 2007 гг). И хотя в этот период Франция стремилась играть собственную политическую игру на европейском и мировом политическом поле, основным результатом этого двенадцатилетия стал уход Франции на вторые позиции в Континентальной Европе. Первой скрипкой в ЕС стала объединившаяся и стремительно растущая Германия, которая именно в этот период становится локомотивом европейской экономики.

Отметив эту закономерность, мы даже можем нарисовать карту протекания политического шестидесятилетия в континентальной Европе, близкую по своей структуре ко всем нам знакомому рисунку из двух капель чёрного и белого цвета, символизирующих вечное взаимное дополнение начал Ян и Инь. На месте одной капли - Франция, на месте другой - Германия. На этой карте можно выделить две временнЫе точки, символизирующие начало и конец доминирования каждой из сил, отстоящие друг от друга на период, приблизительно равный 30 годам.

Как мы уже писали выше, в XVIII веке Семилетняя война 1756-1763 гг. привела к закату мощи французского королевства и возвышению Пруссии, но спустя около 30 лет Французская революция 1789 - 1792 открыла новый «французский сезон» в Европе. Особо примечательно, что апогеем этой Французской революции стало поражение прусской армии недалеко от Парижа, в сражении при Вальми 1792 года, сделавшее революцию состоявшимся фактом. Через 24 года после взятия Бастилии качели склоняются в другую сторону: Наполеон терпит поражение в Битве народов под Лейпцигом, а ещё через год в Париж вступают в том числе и объединённые союзом армии Пруссии и Австрии.

Доминирующий на европейском континенте Священный союз, столпами которого выступают в том числе Австрия с Пруссией, является силой вплоть до Весны народов 1848 года и последовавшей за ней Крымской войны 1853-1856 годов, ставшими символами реванша новой Французской империи. Конец этой новой Французской империи положило поражение во Франко-прусской войне 1870-1871 годов, закончившейся провозглашением в Версале второй Германской империи. Это произошло через 23 года после Французской революции 1848 года.

Период между 1870 и началом Первой мировой в 1914 безусловно связан с выходом новой Германской империи на позиции первостепенной европейской континентальной державы. Однако стоит сказать, что поражение Германии в назревающей войне было предрешено сложившимся к 1907 году русско-франко-английским союзом, Антантой. Начиная с этого момента, можно вновь начать отсчёт французской эры на континенте, длившейся 30 лет и оборвавшейся с началом Второй мировой войны.

У поговорки «чем выше поднимаешься, тем больнее падать» есть и обратная сторона, суть которой раскрывает сравнение истории Франции начала XIX века и второй половины XX века.

В начале XIX века в течение периода Огня 火(1800- 1812) наполеоновская Франция была в двух шагах от мирового господства. Последовавшее за этим двенадцатилетие Почвы 土(1812-1824), окончившееся со смертью короля Людовика XVIII, было временем падения влияния Франции, иностранной оккупации и внутренней реакции. Безусловно, это был пример падения с большой высоты. А вот правление социалиста Франсуа Миттерана 1981 - 1995, отстоящего на шкале истории на 180 лет от Наполеона I, было по большей части связано с вопросами внутренней политики. К этому времени Франция окончательно оставила имперские амбиции и превратилась в сильного, но регионального игрока, существующего в тени борьбы США и СССР. Вот и переход через границу 90-х, связанный с утерей первых позиций в Европе в пользу Германии, был не столь драматичным, как в предыдущих случаях.

В 1991 году последний раз этот европейский маятник совершил колебание и мяч в этом вечном матче «Франция - Германия» снова оказался у той сборной, поле которой - к востоку от Рейна. Безусловно, в современном Европейском союзе первенство - за Германией. Франции в этом сообществе принадлежит роль второго порядка.

Так истории циклов наших героев, которые мы отслеживаем в течение данной статьи, сплетаются в единую систему.




Продолжение Статьи в следующем посте

цзя цзы, история, китайский календарь, ба цзы, история ба цзы

Previous post Next post
Up