Анна Фёдорова - эпидемиолог, которую вместе с командой военных (их возглавляет полковник ГРУ) отправляют на Кольский полуостров, где в многокилометровой шахте обнаружен некий новый странный вирус, образцы которого надо добыть для последующего изучения. Команда с самого начала сталкивается с противодействием начальника станции, который считает, что найденное нельзя выпускать из шахты. Они спускаются на пять с лишним километров в жилой модуль, ну и там уже начинается свистопляска с беготней по бетонным коридорам, изменяющиеся людские тела, постепенное выбываниегероев, распространяющаяся НЁХ и инфернальное зло и прочие радости хоррор-фантастики. Фильм якобы основан на легенде о «колодце в Ад» (по ней в Кольской сверхглубокой скважине на глубине более 12 километров были записаны необъяснимые звуки, напоминающие крики и стоны множества людей - после этих событий объект был закрыт), но к счастью лишь «основан на идее», так это совершенно самостоятельный художественный фильм, к легенде не привязывающийся.
Есть несколько сюжетных моментов, которые у меня вызвали вопросы (н-р зачем у вертолета взорвался зараженный в начале фильма - вроде как у него цель была другая; понятно, что сделано для красивой киношной итерации, но «обоснуя» мне не хватило; зачем Анна с таким трудом добывает ключ от шахты, если вроде как на тот момент уже решила, что фигне вырваться нельзя - да и на мой вкус затянута сцена, делающая ее не слишком реалистичной), но на восприятие фильма они не слишком сильно повлияли. Традиционно для российского кино есть проблемы со звуком, когда слова забиваются музыкой/шумами - в двух или трех местах несколько раз мотнул назад, чтобы понять, что же говорят, и это совсем не такие места, где такое забивание оправдано и герои также нечетко слышат произносимое. Анну играет сербская актриса Милена Радулович с интересной внешностью и легким акцентом (что обыгрывается и в фильме - правда судя по всему это делается именно для объяснения самого акцента, а не ради еще чего-то, плюс непонятно прочему при этом героине оставили такую русскую фамилию).
Авторы фильма не скрывают, что вдохновлялись классическими сай-фай хоррорами, и это очень хорошо видно. В качестве референсов они указывают «Нечто» (подземная нёхная опасность - прямо-таки оммаж фильму Карпентера), «Чужой», «Сквозь горизонт», пара игр - и это очень хорошо видно. Вообще на мой взгляд есть обязательная для «космохоррора» триада - «шлюзы-скафандры-НЁХ», и даже если действие происходит под землей (как в случае «Кольской сверхглубокой») или под водой (как в американском Underwater) - по сути это фильмы одной групы (что заметно невооруженным глазом). В одной из финальных сцен, когда еще живые герои поднимаются наверх прямо мощно дыхнуло еще и классическими итальянскими хоррорами, и это был просто кайф. Итог? Мне очень понравилось, жалею, что не имел возможности посмотреть его в кинотеатре, получил совершенно незамутненное удовольствие от просмотра. Не оригинально - да, но такая переработка имеющихся идея для развлекательного жанрового кино вполне себе допустима. Сложно не сравнивать его с также свежим российским фант-хоррором «Спутник» (тем более, что и тут действие перемещено во времена перестройки, какой 1988 или 1989 год) - и Кольская мне понравилась даже больше. Лично для меня это пока лучший российский фильм ужасов из пока снятых (и однозначно лучше хорошо снятого, но какого-то пресноватого Underwater), может его по привычке и будут пинать - но это отличное развлекательное кино, снятое на мировом, без всяких скидок.