сборник "Хоррор без границ. Том 1 Вспышки ужаса" (2019)

Nov 12, 2019 13:57



Прочитан крайне необычный, я бы даже сказал инновационный международный сборник коротких хоррор-рассказов -«Хоррор без границ. Том 1 - Вспышки ужаса». Современные 54 автора из 38 стран прислали свои короткие хоррор-истории составителю и идейному вдохновителю этого необычного проекта Олегу Хасанову (который не на шутку разошелся, основал издательство Horrorscope Press и готовит к изданию еще ряд книг, а также ежеквартальный веб-журнал). Жанр flash-fiction достаточно широко представлен в современной литературе, не нов он и для русскоязычных авторов (н-р Александра Давыдова составила несколько сборников подобных фантастических историй; были в них и вполне хоррорвские зарисовки). Для развития этого направления в русскоязычном хорроре много делает паблик писателя Максима Кабира «Короткие Летние Ночи Кошмаров» (который служит площадкой не только для его создателя, но и для многих его гостей). Интересно, что русскоязычных хоррор хоть по уровню своего развития и уступает многим иным странам, но при этом весьма и весьма склонен к творческому, новаторскому подходу, созданию новых форматов (так, отбор текстов при помощи заинтересованной группы обычных читателей, породивший успешную серию сборников Самая Страшная Книга, кажется не имеет аналогов в зарубежной литературе). А на этот раз, благодаря неиссякаемой энергии Олега Хасанова, экзофонного автора (пишет на английском языке, самоиздал роман Zombiegrad), под одной обложкой оказались представители массы различных стран, всех континентов планеты. И позволили читателю взглянуть на все невероятное разнообразие жанра, которые выражается как в стилистике повествования, так и в поднимаемых темах и сюжетах. Книга вышла в двух версиях - русскоязычной и англоязычной (я ее так и читал - присланное на русском читал без перевода, а остальное читал на английском).

Вообще хоррор очень активно развивается по всему миру, современные технологии позволяют автору и читателю находить друг друга, даже находясь в весьма удаленных друг от друга точках. Это дало толчок к развитию очень многих национальных жанровых школ, которые практически не известны за пределами своей родины (тот же на русский переведены несколько неанглоязычных вещей - но интерес к ним возник после международного внимания, после того, как английские их переводы добились определенного признания). И вот эти разрозненные общинки пересекаются в одной книге - открывая для себя гигантский мир, который плещется где-то там, за пределами знакомого.
В целом хочется отметить, что уровень русскоязычных рассказов ощутимо выше, чем англоязычных или переводных (последние еще можно как-то оправдывать тем, что при переводе часть смыслов теряются, но с исходно англоязычными вещами это не срабатывает; тем более что в данном случае скорее оцениваешь построение истории и ее содержание, а не языковые изыски).

От некоторых из стран получаешь примерно то, что ожидаешь - какую-то инфернальную индуизщину из Индии, вудуистские мотивы из Гаити, нищие и какой-то ядреный специфический акцент английского (ощутимый даже на бумаге) из Нигерии, жесточайший фольклор из Сербии, тема расизма из ЮАР, новый взгляд на экзорцизм из Мексики. Из всей разнообразной плеяды рассказов хочется выделить два, которые понравились больше всего - это «Танец странненьких утят» Михаили Павлова и «До последней крошки» Андрея Сенникова. Наверное, самым большим разочарованием был рассказ «Верден» Николая Осецкого - и вовсе не из-за качества самого рассказа (основная претензия была бы, что это совсем не хоррор, а военная зарисовка, причем уже по названию понимаешь о чем она будет), а из-за того, что сообщалось, что написана она была в Антарктиде. Учитывая это хотелось чего-то связанного - ощущения пребывания в бескрайних льдах от человека, реально там находящегося. Пусть это была бы перепевка карпентеровского «Нечто» или адаптация какого антарктического фольклора, любую вторичность можно было бы простить.
Русскую версию можно найти здесь, а английскую (если вдруг кого-то именно она привлекает) - тут.

книги, славянский хоррор, антология

Previous post Next post
Up