Виктор Глебов "Нежилец" (2015)

Dec 25, 2015 12:09


Следователь «серийного отдела» Валерий Самсонов пришел работать в органы из-за детской травмы - его сестру убил маньяк, пропустив ее через промышленный утилизатор. И вот через десяток лет совершается новое, абсолютно аналогичное убийство. Неужели расстрелян был невиновный, а Самсонову таки придется схватиться с тем, отомстить кому уже не чаял? Решил расширить кругозор еще и российской маньячной прозой, которая в общем-то в данном изводе даже вполне себе хоррор. По крайней мере, в «Нежильце» смачные описания мест преступлений и самих злодеяний занимают важное место. Если бы книгу нужно было бы описать только одной фразой, я бы сказал «аццкий трэш и содомия», эта фраза очень точно отражает всё происходящее. Такое ощущение, что автор решил собрать все расхожие «повороты», и слепил их лишь бы как. Вот начальник приглашает всех подчиненных на пьянку… по поводу окончания дочерью школы! «Я обещал Нике закатить вечеринку» - да-а-а, девочка видимо давно мечтала посмотреть как бухают менты… И, та-да-а-ам! Ее потом похищает маньяк! Про любовную линию Самсонова говорить также не хочется, она завязана на сюжет, причем расползающимися белыми нитками. Следствие вообще делает очень странные кульбиты. Так в первой трети следаки выясняют, что маньяк ездит на синей Газели… Казалось бы не десятки же тысяч их в городе, но далее линия не разрабатывается, хотя пройтись по всем точкам, где можно заламинировать лист, вполне себе можно…

Обрушившиеся мосты дают занятный вектор поиска. И если упор на обрушениях в Индии еще может быть оправдан необходимостью как-то притянуть к сюжету богиню Кали, то общий список разрушений выглядит как-то странно и хаотично - в нем присутствуют только мосты, обрушившиеся за границей. И если, например, обрушение с человеческими жертвами в Воронежской области несколько лет назад могло не попасть из-за того, что роман был написан раньше, а добавлять строчку автору было лень, то полное игнорирование подобных трагедий на территории СССР для российского автора как бы странно. По крайней мере, у нас в Вильнюсе в 1975 году  рухнувший понтонный мост унес четыре жизни. И кажется мне, что это вряд ли единственный подобный случай (в книге самый старый датируется 1967 годом). Также забавна была фиксация автора на разных мелодиях - на протяжении книги раз десять говорится, что герой слушал ту или иную песню; видимо автор таким образом пытался вызвать у читателя ассоциации, создающие нужное настроение, но делать это надо другими способами.

Вся линия с гомосексуализмом и посещением тайной садо-мазо вечеринки выглядит как-то натужно, хоть местами и колоритно. Единственную похвалу книге можно дать только за некоторые сцены, определенные куски получились интересными и живыми. Кровавые подробности автору также даются неплохо. В итоге у меня возникло ощущение, что у автора в голове был ряд ярких кинематографичных сцен, которые надо было как-то слепить в нечто цельное, и вот вся эта слепка получилась крайне неубедительной. Так что идея крепкого маньячного триллера на российской почве сама по себе интересна, но данное ее исполнение откровенно хромает. Тем более, что сама тема маньяков в российских детективах также не нова, точно не скажу, но у меня есть четкое ощущение, что парочку вещей подобной направленности уже читал. Для паровоза серии жестких триллеров на мой вкус откровенно слабо.

маньяк, книги, славянский хоррор

Previous post Next post
Up