Абрамцево

May 17, 2008 03:28






Абрамцево, расположенное в немногих верстах от духовного центра России - Свято-Троице-Сергиевои Лавры - одно из уникальнейших «культурных гнезд» нашего отечества. С 1843 по 1859 год здесь жил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, здесь им созданы «Записки об уженьи» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», в гостях у Аксакова бывали Гоголь, Тургенев, Щепкин, славянофилы Хомяков, Самарин, братья Киреевские.



Главный усадебный дом.

В 1870 году Абрамцево приобретает Савва Иванович Мамонтов, в будущем крупный промышленник и меценат, строитель железных дорог и заводов. Будучи сам человеком чрезвычайно талантливым м художественно одаренным, он бережно относится к памяти писателя и сохраняет в доме многое из того, что было связано с бытом его прежнего владельца. Вскоре благодаря Мамонтову Абрамцево переживает новый творческий подъем, сюда часто приезжают поработать Репин, Поленов, Нестеров, Коровин, Остроухов, Суриков, Сомов, Станиславский, Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Римский-корсаков и многие другие.



Фасад. Мезонин с балконом достроил именно Мамонтов. При Аксаковых дом был одноэтажным.

Кухня, построена в 1870 г. на месте старой «аксаковской» кухни, при мамонтовых соединялась с главным усадебным домом крытым переходом. Теперь в домике кухни можно познакомиться с абрамцевской коллекцией русского народного искусства и ремесел.



Кухня.

Вскоре благодаря Мамонтову Абрамцево переживает новый творческий подъем, сюда часто приезжают поработать Репин, Поленов, Нестеров, Коровин, Остроухое, Суриков, Сомов, Станиславский, Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Римский-корсаков и многие другие... Именно под крылом Мамонтова молодые тогда художники объединились в своеобразное творческое содружество - Абрамцевский художественный кружок, который стал уникальным явлением не только в русской, но и в мировой культуре. В окрестностях Абрамцева В.Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Аленушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал в столовой абрамцевского дома.



Этот теремок, изначально планировавшийся как баня, служил как раз гостевым домом для многочисленных художников.

Супруга Мамонтова, Елизавета Григорьевна, вместе с Е.Д.Поленовой принимаются за возрождение народных промыслов, собирают коллекцию резных изделий и устраивают в Абрамцеве столярно-резчицкую, а увлеченный керамикой Савва Иванович - гончарную мастерскую, куда приглашает к сотрудничеству Михаила Врубеля: изделия обеих мастерских сразу удивили всех своим изяществом и имели огромный спрос.



Мастерская с коллекцией керамики. Особенно хочется отметить печные изразцы, отличающиеся небывалой красотой.

Однако в 1900 году, по проискам людей завистливых и нечестных, С.И.Мамонтов теряет свои капиталы; шумная творческая жизнь в Абрамцеве замирает, волею судьбы сложив с себя бремя предпринимательства, Савва Иванович тепеь всецело посвящает себя творчеству, он занимается скульптурой, керамикой, изделия его мастерской становятся подлинными произведениями искусства и завоевывают лучшие призы на международных и отечественных выставках, однако годы и пережитое берут свое, в 1918 году он находит вечный покой в часовне маленькой усадебной церкви Спаса нерукотворного, которую он сам некогда построил по проекту в.Васнецова.



Церковь Спаса нерукотворного.

Поленовская дача, построена в 1882 г. для молодой супружеской четы Поленовых. Первоначально использовалась как художественная мастерская, а также для домашних театральных постановок. Ныне здесь работают временные тематические выставки музея.



Поленовская дача.

Двухэтажное белое здание в колониальном стиле - лечебный корпус,который был построен в 30-е годы, как это водилось в то время - как дом отдыха для пролетариата. Тем не менее, в этом доме отдыха был создан макет скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной.



Отдел современной живописи. Сейчас здесь расположена экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве».





Трехсотлетний дуб на лужайке перед главным усадебным домом и пункт охраны правопорядка.

Живописный парк ( XVIII - XX в.в.) спускается к реке Воря. В нем устроен пруд с оригинально расположенными островками соединенными мостиками. Парк довольно сильно запущен, что не мешает, правда, насладится красотой Абрамцевской природы



Пруд.



Один из мостиков - близнецов.



Высеченная из камня пантера или пума. Такие вещи всегда очень органично смотрятся.



Скамейки в парке.

Резюме. Эта небольшая, но уютная усадьба стала своеобразным культурным центром для многих известных людей, посещавших ее и работавших здесь. Атмосфера музея, складывающаяся из его экспозиции, работ талантливых художников,включая скамью, церковь, и многое другое, красоты прудов и окружающей природы, оставляет самые теплые и приятные воспоминания. После огромных усадебных комплексов в Вяземах или Дубровицах, не говоря уж о московских Кусково, Останкино и.т.п., Абрамцево производит очень приятное впечатление. Нет того размаха, вычурности, помпезности. Все очень аккуратно, спокойно. Однозначно рекомендую к посещению.

путешествие, фотография

Previous post Next post
Up