Должен ли христианин быть моржом?

Jul 20, 2012 13:30

"Официяльный" ответ на нежелание или неспособность окунаться в святые источники. Аллилуйя!!! Здравый смысл нашел свое вербальное воплощение, и такие мерзляки, как я, могут, наконец, вздохнуть спокойно.

Недавно я отказалась в паломнической поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к источнику преподобного Сергия Радонежского. Было многолюдно и холодно. Все сразу устремились к обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше окунаться, как это делать - 3 раза по три погружения, 3 захода по 3 раза по 3 погружения. Я быстро запуталась и решила вообще не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство паломников меня осудили. Посещение купальни в паломничестве - это на самом деле обязанность каждого православного христианина? И правда ли, что по температуре воды можно определить ее благодать? И как разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3?
С уважением, Алевтина Жукова, 23 года

Игумен Пётр (Мещеринов), насельник Свято-Данилова монастыря

Дорогая Алевтина!
Вы столкнулись с очень распространенным в Русской Церкви явлением. По научному оно называется «двоеверием» - когда под христианскую внешность «приспосабливаются» языческие обычаи. Само почитание источников по происхождению - обычай именно языческий, к христианству он не имеет прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный обиход. Но окунание в источники должно стоять в христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по паломничеству поставили его, судя по всему, на первое...
Господь дал нам Новый Завет; Церковь хранит его и живет им. Суть Нового Завета - поклонение Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внешнее обстоятельство не имеет определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь - вещь непростая, она требует и свободы, и ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что есть в человеке. Людям все это тяжело; ветхий человек требует реальных, зримых, вещественных, магически-действенных форм богопочитания. В самом деле, гораздо легче «освятиться» тем, что трижды, или трижды по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом настоящим (не то, что другие!) православным, чем понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим, честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением.
Не только посещение купальни в паломничестве, но и само паломничество не является непременной обязанностью каждого православного христианина. Чем перемещаться шумными и неровными компаниями по городам и весям нашего необъятного Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви посредством чтения Священного Писания, святых отцов и современных церковных авторов, чаще участвовать в таинствах, молитве и добрых делах.
Благодать ни по температуре воды, ни по каким иным вещественным факторам не определяется, а определяется она мирным устроением сердца и любовью к Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке, как паломническая поездка.
Наконец, в полукликушеской народной нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии хорошо бы уже обращать внимание на более важные и серьезные вещи.
Бог вам в помощь!

Иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев), насельник Свято-Данилова монастыря
Купание в источнике является благочестивой традицией, но ни в коем случае не обязанностью христианина. Естественно, температура воды о благодати не свидетельствует (какое-то языческое понимание благодати).
Три захода по три погружения совершают в честь Святой Троицы и таинства крещения, во время которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это опять же только традиция, в отличие от крещения никак канонически не обусловленная.
Купание в холодной воде больше укрепляет тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к спасению она имеет опосредованное отношение. Если человек по каким-то причинам не хочет окунаться в источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о греховности.

http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g95-all.shtml
Previous post
Up