не все так просто

Jul 29, 2021 22:55

Вот интересный документ эпохи.

Это связано с кампанией по борьбе с (космонавтами) космополитизмом в конце 40-х в СССР.

Советский химик, профессор, доктор наук, Николай Александрович Тананаев, пишет в 1948-м году в редакцию международного журнала “Chimica analytica acta”, которая пригласила его войти в состав редакционной коллегии.

“Милостивый государь!

Получив от Вас телеграфное предложение, я не мог дать быстрого ответа ввиду неясности моих функций как члена редакционной коллегии. Позже полученное мною письмо осведомило меня, что я, помимо прочего, должен сделать все необходимое, чтобы обеспечить журнал большим числом статей из России. Из того же письма я узнал, что статьи будут печататься на английском, французском и немецком языках (очевидно, для того чтобы придать журналу международный профиль).

И вот я, русский ученый, должен убеждать своих коллег направлять свои статьи в журнал для печатания на различных языках, среди которых отсутствует русский язык - язык-герой, язык, которым разговаривает Красная Армия, избавившая европейские народы и их языки от нацистского ига. Красная Армия победила не только благодаря своему геройству, мужеству, искусству командиров, гению Генералиссимуса Сталина, но и благодаря тому превосходству техники, которое немыслимо без высокого научного творчества.
А между тем среди языков, на которых журнал будет издавать свои научные сообщения, не оказалось места для русского языка.

Я надеюсь, что Вы, поняв смысл сказанного мною, признаете обоснованным мою невозможность принять Ваше предложение.

Прошу Вас, милостивый государь, принять мое совершенное почтение.

Проф. доктор Н.А. Тананаев”.

Идеологические кампании второй половины 40-х годов - начала 50-х - это непростая история, которая требует более серьезного разбора, чем либеральное зубоскальство на тему "Россия - родина слонов" и сведение всего к ксенофобии Сталина.

Там, как обычно, огромную роль играл внешний фактор, и прежде всего превращение СССР по результатам войны в сверхдержаву. При этом, в отличие США, советские заплатили за это очень дорого и поддержание своего статуса было для наших более трудной задачей. Очень трудной. И при этом отказаться от этого тоже было невозможно.

В конце 40-х СССР прекратил издание ряда естественнонаучных журналов на иностранных языках, международные контакты советских ученых с Западом были очень ограничены.

Сама "космополитическая" компания была использована на низовом уровне как механизм сведения счетов между конкурирующими группами группами и школами ученых - особенно системным было противостояние академической и вузовской науки, не обошлось и без родного доморощенного антисемитизма, само собой.

Но, еще раз, это длинная история.

Возвращаясь же к письму - которое приводилось как пример, должный служить и другим ученым.

Как бы, с одной стороны, взращивание гордости за свою страну, которая подкрепляется административными мерами (хотя, к счастью, тогда почти обошлись без посадок... впрочем, были и они) - это не самая лучшая политика.

Изоляция от международной науки - тоже, наверное, не очень-то правильно. Хотя тут тоже надо разбираться, было ли это настолько фатально, как уверяют. В конце концов, именно тогда были заложены основы успехов советской науки в космических исследованиях или в физике. И советская химия, которую профессор Тананаев представлял, насколько я могу судить, была на очень высоком уровне.

Но, опять же, все познается в сравнении. Развал отечественной науки и высасывание лучших мозгов Западом, который может себе это позволить, потому что контролирует печатание доллара, мировой валюты - как это произошло после ликвидации СССР, высвечивает тогдашнюю ситуацию несколько по другому. Как мне кажется.

холодная война, документы, история, наука, СССР

Previous post Next post
Up