Вот еще одна интересная история, с которой я познакомился, читая антисоветский эмигрантский журнал "Континент", № 44, 1985.
Заинтересовала тем, что автор отчаянного письма - сын советского разведчика Леопольда Треппера, Эдгар Леопольдович Бройде-Треппер, в СССР называвшийся Денисом Андреевичем Антоновым, автором нескольких книг о Чехове, покинувший наш славный СССР в 1971 году.
История связана с т.н. "алией", то есть утеканием советских евреев из СССР, что тоже было одной из граней Холодной Войны. Возможно, тов. Артём Кирпиченок мог бы что-то добавить, он в этих делах лучше меня разбирается.
Букв много.
Президенту Государства Израиль,
Свободной прессе Европы и США.
Уже третий раз получил я отказ из израильского посольства: «никак нельзя освободить вас и семью от израильского гражданства» ...Я сейчас не говорю уже о том, что в конце 20 века никакое «гражданство» не является насильственно-принудительным счастьем (не считая тоталитарных режимов). Нет, пока я хочу говорить лишь о самой простой, житейской стороне дела: оставаясь гражданами Израиля, я, жена и дочь - абсолютно не в состоянии получить где-либо постоянную работу. Государственные чиновники в Европе и США ссылаются при этом на какой-то «секретный» договор, неписанный «закон», по которому они обязались всеми силами препятствовать гражданам государства Израиль (по просьбе последнего) в получении работы и права на жительство. Это, говорят, уже давно всем известно... При этом произносят красивую фразу: «У вас - такая прекрасная Родина, поезжайте в Иерусалим!».
Но дело в том, что сразу же по приезде в Иерусалим, в 1971 году, я уже навсегда стал безработным, хотя в Вене чиновники уверяли меня, я - непременно получу постоянную работу - в любом израильском университете, т. к. есть научное звание, отличные рекомендации, и пр. Это оказалось неправдой: все отмахивались от специалиста по русской литературе... Вот если бы я «прямо» поехал тогда в США или в Европу, то как и многие мои коллеги, эмигранты из СССР и Польши, - имел бы постоянную университетскую работу (в 1971 году это не было проблемой).
Пожив год в Израиле, я убедился, что никогда не получу здесь постоянной работы в университете, т. к. не сумел скрыть, что являюсь бескомпромиссным антикоммунистом, что русская культура и литература - это смысл моей жизни, что национализм (любой) мне чужд, т. к. являюсь христианином. Я не скрывал, что считаю естественным «уход» евреев из коммунистического мира - в любую страну Запада, а не только лишь в Израиль... Я видел на примере моего отца, Леопольда Трэппэра, что борьба за выезд в Израиль является лишь символом противостояния антисемитизму, ставшему в коммунистических странах государственной политикой. После 1967 года, когда польские и советские власти начали особую антисемитскую вакханалию, отец отказался от поста президента Объединения Польских евреев, от места директора издательства «Идиш бух», подал на выезд в Израиль. Это было «самоубийственно» для всей семьи, т. к. «престиж» не позволял властям отпустить на Запад руководителя антифашистского «Красного Оркестра».
Ради борьбы за исход из соцлагеря - я и поселился в Израиле с семьей, провел четыре голодовки, активно помогал Международному Комитету Защиты Трэппэра... Три года назад отец был похоронен в Иерусалиме, тогдашний министр Обороны Израиля, генерал Ариель Шарон вручил семье награду - в знак особых заслуг Л. Трэппэра в войне против фашизма. В настоящее время около Иерусалима посажен лес - в честь борцов «Оркестра», книга воспоминаний отца издана на 20 языках...
Однако все это не решало проблему моего трудоустройства. После приезда в Израиль я с трудом добился получения небольшой «стипендии», а только после колоссальных усилий «пробил» себе право - бесплатно читать Курс лекций по русской литературе 19 века и Чеховский Семинар. Зная, что постоянной работы мне никогда не дадут, в 1972 году я поехал в США и Европу, но мне объяснили, что, являясь обладателем израильского паспорта, - я нигде не получу работы. И это тянется уже 13 лет (1972-1985). Отец помог нам поехать в Германию, он считал, что немцы, русские, поляки, евреи - должны ближе познакомиться, чтобы прошлое никогда не повторилось. Только сблизившись, народы могут преодолеть взаимную ненависть... Вот уже шестой год я с семьей живу в Германии, познакомился с коллегами-славистами, издал здесь 9 книг. Жена моя все время работала врачом, дочь закончила гимназию, учится в университете, вышла замуж за гражданина Германии (выходец из России). К несчастью, началась безработица у немецких врачей, в университетах. Нам говорят: «У вас - израильские паспорта, вы должны поискать работу у себя на родине, Израиль - прекрасная страна... Вот, если бы Израиль освободил вас от ихнего гражданства, - то другое дело, вы бы давно уже могли всюду иметь постоянную работу!»
Поэтому я и обратился в израильское посольство, но, услышал лишь претензии: «Сами виноваты, - надо жить на родине...» В России? С удовольствием, когда там кончится коммунистический режим! Еще более трагическая ситуация у нашей дочери. Когда ей было 8 лет, ее «вывезли» в Израиль, не спрашивая ее согласия - сделали «гражданкой Израиля»... Когда ей было 14 лет - мы вывезли ее в Германию, где она за 6 лет освоила новую культуру, не переставая чувствовать себя русской, пишет стихи по-русски, изучает русскую литературу. Но ей внушают: «Ты обязана жить в Израиле!» От этих чиновничьих окриков у нее было кровоизлияние в мозг. Я - почти слепой, больное сердце и астма - не позволяют мне жить в «африканском» климате Израиля. Да ведь и работы мне там никто не предложил, хотя я все время писал в университеты. Если угодно, я могу обнародовать несколько «чемоданов» переписки - в поисках работы в Израиле я писал в Кнесет, главе Правительства, во все университеты, в Сохнут. Теперь уже поздно что-либо исправить, я не имею претензий, хотя разбита жизнь всей семьи. Дайте уж нам «выйти» из этого гражданства, спокойно умереть там, где мы сами хотим. Здесь, в Германии, лес и поля напоминают Россию... А в своих книгах я больше всего писал именно о свободе выбора («Чехов-мыслитель», «Чеховские Университеты», «К проблематике Чеховских Университетов», «Восстание», «Западня», «Бедные люди», «Воля», «1988», «День Победы»).
Я неизменно выступаю за освобождение узников тоталитарного режима: за Сахарова, Щаранского, Бородина, Ратушинскую, Мейлаха. Но вот я заметил вдруг, что и сам не располагаю свободой выбора...Зачем меня опять хотят насильно осчастливить ради распрекрасного «изма»... Я вовсе не стремлюсь перейти из Вашего гражданства - в какое-то «лучшее», я не стану ни «немцем», ни «американцем», я остаюсь, как и раньше, русским по культуре, христианином. Я хочу пожелать Вам и Государству Израиль - счастья и процветания! Шалом.
С любовью во Христе
Д-р Бройде-Трэппэр (Антонов)
«Чеховград», 18 февраля 1985 г.