Отто Вилле Куусинен, к биографии

Oct 04, 2019 12:25

4 октября 1881 года родился Отто Вилле Куусинен, единственный финн, который был в высшем руководстве СССР, фигура более чем одиозная в современной Финляндии, по одиозности которую можно сравнить с отношением к Власову в СССР и в современной России (хотя, я думаю, после почти неизбежного прихода к власти либералов после ухода Путина Власов будет так или иначе реабилитирован).

Отто Вильгельмович, как его звали в СССР, в современной России герой немалого числа конспирологических изысканий. Он был политическим крёстным отцом Юрия Владимировича Андропова, из его круга вышли несколько будущих "прорабов" так называемой перестройки, так что поэтому. Встречалось мне и зловещие намёки на то, что член политбюро Партии был масоном высшего градуса посвящения (40 градусов, вестимо), и даже более смелые утверждения о том, что на самом деле СССР правили не жи... евреи, а финны.

Не углубляясь в подробности его биографии - на сайте Рабкрин есть статьи и книги, ему посвященные, лишь несколько штрихов к его биографии и вокруг него.

Куусинен 27.09.1927 г. председательствовал на заседании Исполкома Коминтерна, исключившего из его состава Л. Д. Троцкого. Сделал получасовой доклад о фракционной деятельности Л. Д. Троцкого и его сторонников. На реплику перебившего его Л. Д. Троцкого: «Герой финляндской революции учит меня большевизму и ленинизму…» (намекая на то, что Куусинен ответственен за проигрыш финской революции в 1918-м) ответил: «Метод личных инсинуаций всегда был для вас характерен. Вы применяете его даже в отношении лучших русских революционных вождей, и я считаю для себя честью, если вы на меня клевещете… Руководство Коминтерна должно вмешаться и исключить троцкистов из собственной среды»

Во время репрессий 37/38 года были казнены или отправлены в лагеря некоторые люди из его ближайшего круга.

Некоторые авторы полагают, что Куусинен приложил руку к репрессиям, включая казни, против многих финских политэмигрантов в СССР. Тем показательнее, что после смерти Сталина он входил в число самых последовательных десталинизаторов.

Когда уже в 70-х годах в Финляндии случился всплеск леворадильных настроений, бунтующая молодежь избрала своим символом Куусинена, аналогично как леваки во Франции в 68-м году носились с Мао, но финские леваки были крайне просоветскими, что крайне удивительно, так как в самом СССР молодежь к тому времени все больше переставала разделять советские ценности.

Это было движение так называемых «тайстолайсет» - по имени промосковской фракци коммунистов, лидером которой был Тайсто Синисало. Среди тогдашних поклонников советского социализма и его страстных защитников было немало студентов и молодых деятелей культуры, выходивших на демонстрации с такого рода плакатами: «Вперед по пути, указанному О.В.Куусиненом!». Писатель Пентти Саарикоски (1937-1983) - знаковая фигура в финской культуре - высказывал тогда надежду, что к 1980 году Финляндия войдет в состав СССР.

После XX съезда, на котором сначала Микоян поставил под сомнение ценность "Краткого курса истории ВКП(б)", а потом Хрущев подверг Сталина резкой критике в своем "секретном" докладе, перед Партией встал вопрос о переформатировании своих идеологических основ, и, в связи с этим, о создании новой литературы, посвященной как истории Партии, так и и ее идеологическим принципам.

Группа тогдашних партийных интеллектуалов написала труд "Основы марксизма-ленинизма", в котором Куусинен фактически написал последнюю, заключительную главу, посвященную описанию будущего, коммунистического общества. Некоторые современные авторы обращают внимание на крайне утопический характер этого описания.

Хотя Куусинена считают отцом крайне сомнительной новации о том, что диктатура пролетариата в СССР сменилась общенародным государством, это не так, потому что данный тезис появился в проекте новой программы Партии, подготовленной в кругу Жданова.

Интересно, кстати, было бы узнать, какие отношения у Куусинена были со ждановской группой. Учитывая географическое соседство Ленинграда и Карелии - должны были быть. Тем более, что "ленинградское дело" прошло и по Карелии тоже.

Нужно тут заметить, что при подготовке третьей партийной программы, в которой Хрущев обещал советскому народу построение коммунизма к 1980-му году, Куусинен осторожно возражал против установления конкретных сроков (осторожно, потому что в Партии генсекам возражать было не принято, что в конечном итоге Партию и погубило).

Любопытно, что изображение коммунизма в книге "Основы марксизма-ленинизма", которая встретила крайне холодный прием у других идеологов Партии (а Михаил Суслов так вообще ненавидел Куусинена), можно связать с тем, что в свою бытность руководителем Карело-Финской ССР (которую Никита Сергеевич благоразумно сделал автономией, а то мы бы сейчас имели "кто не скачет, тот рюсся" на Северо-Западе), в 1953 году в Петрозаводске была издана "Калевала" - знаменитый карело-финский эпос, в предисловии к которой Куссинен писал, что одну из ключевых линий эпоса - волшебную мельницу Сампо - нужно понимать как мечту трудящихся об индустриализации, когда «еды, питья и веселья» вдоволь.

По ссылке сама книга, которая представляет нынче скорее археолого-идеологический интерес.

Сталин, Финляндия, персоналии, СССР, КПСС, Хрущев, история, коммунизм

Previous post Next post
Up