Лесам Подмосковья быть

Aug 06, 2013 11:27

Утверждена государственная программа Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья».

1 августа 2013 года на заседании Правительства Московской области принята государственная программа Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья». Данная программа включает в себя пять подпрограмм: «Охрана окружающей среды», «Развитие водохозяйственного комплекса Московской области», «Радиационная безопасность Московской области», «Развитие лесного хозяйства в Московской области» и «Обеспечивающая подпрограмма Министерства экологии и природопользования Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области».

Всего на подпрограмму «Развитие лесного хозяйства в Московской области» с 2014 по 2018 года будет выделено 9 209 360 тысяч рублей, на «Обеспечивающую подпрограмма Министерства экологии и природопользования Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области» - 6 712 160 тысяч рублей.

Главная цель программы заключается в обеспечении устойчивой тенденции к улучшению экологической ситуации в регионе. Особое внимание будет уделяться районам с наиболее высокими уровнями загрязнения воздуха, водных объектов и лесных массивов.

Основной акцент в областной экологической программе сделан на сохранение особо охраняемых природных территорий регионального значения, улучшение санитарного состояния лесов и на создание эффективной системы государственного управления лесами Московской области.

Состояние окружающей среды - одна из наиболее острых социально-экономических проблем, прямо или косвенно затрагивающих интересы каждого человека, тем более, в таком наиболее урбанизированном регионе страны, как Московская область, где на экологию свое мощное влияние оказывает крупнейший город России - Москва.

Города и районы Московской области, примыкающие к МКAД, помимо собственных, достаточно мощных источников влияния на окружающую среду, постоянно испытывают еще большее негативное воздействие от Москвы. Именно здесь оседает большая часть выбросов в атмосферу от столичных предприятий, здесь размещаются полигоны по захоронению бытовых отходов, сюда стекают сточные воды из московской канализации. В этих районах добывается песок, глина, доломиты и другие строительные материалы для нового жилищного и дорожного строительства.

Высокая концентрация населения, промышленного потенциала, транспортных узлов и магистралей, научных и других организаций, а также уровень технологий систем жизнеобеспечения - главная причина складывающейся экологической ситуации, требующей постоянного внимания и решения вопросов по сохранению лесов Подмосковья.

Перед лесным хозяйством Московской области стоит множество важнейших задач, которые требуют соответствующего финансирования. Плотность граждан на один гектар леса превышает средний показатель по России в 62 раза, что свидетельствует об огромной рекреационной нагрузке на леса Подмосковья.

В Подмосковье, практически во всех муниципальных образованиях, еще сохраняются поистине бесценные уголки природы. С точки зрения качества окружающей среды Московская область не только не худший регион России, а по многим показателям достаточно благополучный, где еще на столь урбанизированной и промышленно развитой территории удается поддерживать лесистость на уровне более 40%.

Леса на землях лесного фонда Московской области занимают 1,942 млн. га или 44,3% ее территории. В последние годы средообразующие функции лесов существенно снизились в результате ухудшения их санитарного состояния. Неудовлетворительное санитарное состояние лесов региона является следствием неблагоприятных климатических и антропогенных воздействий, повышения рекреационной нагрузки, запрещения рубок в спелых и перестойных насаждениях, способствующего увеличению площади лесных насаждений с низкой экологической устойчивостью и коммерческой ценностью.

Для осуществления лесохозяйственной деятельности в прошлом году созданы подведомственные Комитету лесного хозяйства Московской области учреждения: ГКУ МО «Мособллес», обеспечивающее реализацию государственных функций, и ГАУ МО «Центрлесхоз», выполняющего лесохозяйственные мероприятия.

Разработанная Комитетом лесного хозяйства Московской области программа развития лесного хозяйства состоит двух подпрограмм: «Развитие лесного хозяйства МО на 2014-2018 гг.» и «Обеспечение деятельности Комитета и подведомственных организаций на 2014-2018 гг.».

Масштаб поражения лесов короедом-типографом катастрофичен - 60 тыс. га. Леса требуют комплексных мер по борьбе с ним в течение ближайших пяти лег. Также из лесов вывозятся тонны мусора в ходе регулярных субботников, организуемых Комитетом лесного хозяйства.

В рамках подпрограммы для улучшения санитарного состояния, воспроизводства и благоустройства лесов за четыре года планируется сформировать лесопатологическую службу и лесохозяйственное учреждение, реализовать научно-обоснованный план санитарно-оздоровительных мероприятий, регулярно проводить санитарные рубки и уборки захламленности в больших объемах.

В целях скорейшего воспроизводства лесов в госпрограмме проработаны вопросы обеспечения лесовосстановления вырубленных площадей в течение 3-х лет с момента проведения рубки.

Подпрограмма также включает мероприятия по благоустройству лесов. Леса должны перестать быть свалками и превратиться в места культурного отдыха жителей и гостей Подмосковья.

Один из острейших вопросов лесного хозяйства - воссоздание системы охраны лесов от пожаров. Земли лесного фонда Московской области характеризуются достаточно высокой природной пожарной опасностью. Наиболее опасные в пожарном отношении леса занимают 21,9% площади земель лесного фонда. Отличительной особенностью лесов Московской области является то, что все они отнесены к защитным лесам, в том числе 82,4% лесов отнесены к категориям «зеленые зоны и лесопарковые зоны», в которых ежегодно наблюдается высокая рекреационная нагрузка, превышающая среднюю по России в десятки раз, особенно в пожароопасный период, что повышает вероятность возникновения лесных пожаров.

За период с 2006-2012 годы в пожароопасный сезон возникло 4491 лесных пожаров на общей площади 26 261,33 га. В рассматриваемом периоде с 2006 по 2011 годы по количеству возникших лесных пожаров и пройденной огнем площади земель лесного фонда Московской области выделяется 2010 год, в котором возникло более 2327 лесных пожаров на площади более 25 314,45 га. Средняя площадь одного пожара в 2010 году составила 10,88 га. Причиной возникновения лесных пожаров в большинстве случаев является человеческий фактор. Увеличение площади лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью, их захламленность и высокая рекреационная нагрузка в лесных насаждениях повышают пожарную опасность в регионе.

Для достижения целевых показателей мероприятиями подпрограммы предусмотрено проведение комплекса противопожарных мероприятий: от создания минерализованных полос и водоемов, до установки запрещающих шлагбаумов и плакатов. Общая протяженность вновь создаваемых минерализованных полос составит почти 2,5 тысячи километров. Протяженность маршрутов наземного патрулирования составит почти 19 тысяч километров, что равняется расстоянию от Москвы до Владивостока и обратно. На период до 2018 года планируется увеличение привлечения воздушных судов для обнаружения и тушения лесных пожаров на всей площади лесного фонда Московской области в 2 раза - до 10 воздушных судов.

Приоритетное направление в развитии материально-технической базы - это установка видеокомплексов обнаружения лесных пожаров и оперативного управления лесопожарными формированиями.

Лесопожарная техника, пожарно-техническое вооружение и инвентарь должны иметь места дислокации, ремонта и хранения. Для этого планируется приобретение модульных конструкций помещений пожарно-химических станций. Основное их преимущество - низкая стоимость по сравнению с объектами капитального строительства, а также возможность последующей передислокации перед началом пожароопасного сезона.

В настоящее время основу сил и средств Московской области по тушению лесных пожаров составляют пожарно-химические станции (ПХС) I, II, III типов в количестве 21 шт., в том числе ПХС III типа - 6 шт., ПХС II типа - 10 шт., ПХС I типа - 5 шт. Лесопожарная автотракторная техника распределена по ПХС в зависимости от класса природной пожарной опасности, статистики горимости лесов, наиболее распространенных видов пожаров. Для оперативного взаимодействия и координации работ ПХС, наземных групп и воздушных судов организованы системы радиально-зоновой радиосвязи в количестве 896 шт. различных типов радиостанций. На период до 2018 года запланировано возведение еще 25 ПХС II и III типов на базе имеющихся.

Лесное планирование и лесохозяйственное проектирование также требуют развития и модернизации. Материалы лесоустройства физически и морально устарели, картографические материалы имеются только в бумажном виде, а таксационные описания представляют собой «амбарные книги». Запланировано проведение лесоустройства, зонирования земель лесного фонда по допустимым видам использования и соответствующим ограничениям, формирование цифровой основы границ лесного фонда, приобретение необходимого для лесного контроля оборудования.

В рамках осуществления второй подпрограммы - «Обеспечение деятельности Комитета и подведомственных организаций на 2014-2018 гг.», для обеспечения полноценной деятельности Комитета и подведомственных учреждений ГКУ МО «Мособллес» и ГАУ МО «Центрлесхоз», предусматривается материально-техническое обеспечение лесопатологов и лесной охраны, интенсификация лесохозяйственных мероприятий и научно-исследовательские работы в области защиты и восстановления лесов; организация профильных массовых мероприятий, таких как День посадки леса, субботники, День леса и смотр-конкурс профессионального мастерства; воссоздание школьных лесничеств и «Зеленого патруля Подмосковья».
































Лесной кодекс, лесной надзор МО, леса Подмосковья, лесное законодательство, Комитет лесного хозяйства, лесной фонд, экология, парки Подмосковья, русский лес, Комитет лесного хозяйства Московской обл, подмосковный лес, лесничества, комитет, комитет лесного хозяйства МО, комлесхоз, лесничие, Е. С. Трунов, комитет лесного хозяйства, Трунов, лесная инфраструктура, Московская область, лесное хозяйство, лес

Previous post Next post
Up