Утверждена государственная программа Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья».
1 августа 2013 года на заседании Правительства Московской области принята государственная программа Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья». Данная программа включает в себя пять подпрограмм: «Охрана окружающей среды», «Развитие водохозяйственного комплекса Московской области», «Радиационная безопасность Московской области», «Развитие лесного хозяйства в Московской области» и «Обеспечивающая подпрограмма Министерства экологии и природопользования Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области».
Всего на подпрограмму «Развитие лесного хозяйства в Московской области» с 2014 по 2018 года будет выделено 9 209 360 тысяч рублей, на «Обеспечивающую подпрограмма Министерства экологии и природопользования Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области» - 6 712 160 тысяч рублей.
Главная цель программы заключается в обеспечении устойчивой тенденции к улучшению экологической ситуации в регионе. Особое внимание будет уделяться районам с наиболее высокими уровнями загрязнения воздуха, водных объектов и лесных массивов.
Основной акцент в областной экологической программе сделан на сохранение особо охраняемых природных территорий регионального значения, улучшение санитарного состояния лесов и на создание эффективной системы государственного управления лесами Московской области.
Состояние окружающей среды - одна из наиболее острых социально-экономических проблем, прямо или косвенно затрагивающих интересы каждого человека, тем более, в таком наиболее урбанизированном регионе страны, как Московская область, где на экологию свое мощное влияние оказывает крупнейший город России - Москва.
Города и районы Московской области, примыкающие к МКAД, помимо собственных, достаточно мощных источников влияния на окружающую среду, постоянно испытывают еще большее негативное воздействие от Москвы. Именно здесь оседает большая часть выбросов в атмосферу от столичных предприятий, здесь размещаются полигоны по захоронению бытовых отходов, сюда стекают сточные воды из московской канализации. В этих районах добывается песок, глина, доломиты и другие строительные материалы для нового жилищного и дорожного строительства.
Высокая концентрация населения, промышленного потенциала, транспортных узлов и магистралей, научных и других организаций, а также уровень технологий систем жизнеобеспечения - главная причина складывающейся экологической ситуации, требующей постоянного внимания и решения вопросов по сохранению лесов Подмосковья.
Перед лесным хозяйством Московской области стоит множество важнейших задач, которые требуют соответствующего финансирования. Плотность граждан на один гектар леса превышает средний показатель по России в 62 раза, что свидетельствует об огромной рекреационной нагрузке на леса Подмосковья.
В Подмосковье, практически во всех муниципальных образованиях, еще сохраняются поистине бесценные уголки природы. С точки зрения качества окружающей среды Московская область не только не худший регион России, а по многим показателям достаточно благополучный, где еще на столь урбанизированной и промышленно развитой территории удается поддерживать лесистость на уровне более 40%.
Леса на землях лесного фонда Московской области занимают 1,942 млн. га или 44,3% ее территории. В последние годы средообразующие функции лесов существенно снизились в результате ухудшения их санитарного состояния. Неудовлетворительное санитарное состояние лесов региона является следствием неблагоприятных климатических и антропогенных воздействий, повышения рекреационной нагрузки, запрещения рубок в спелых и перестойных насаждениях, способствующего увеличению площади лесных насаждений с низкой экологической устойчивостью и коммерческой ценностью.
Для осуществления лесохозяйственной деятельности в прошлом году созданы подведомственные Комитету лесного хозяйства Московской области учреждения: ГКУ МО «Мособллес», обеспечивающее реализацию государственных функций, и ГАУ МО «Центрлесхоз», выполняющего лесохозяйственные мероприятия.
Разработанная Комитетом лесного хозяйства Московской области программа развития лесного хозяйства состоит двух подпрограмм: «Развитие лесного хозяйства МО на 2014-2018 гг.» и «Обеспечение деятельности Комитета и подведомственных организаций на 2014-2018 гг.».
Масштаб поражения лесов короедом-типографом катастрофичен - 60 тыс. га. Леса требуют комплексных мер по борьбе с ним в течение ближайших пяти лег. Также из лесов вывозятся тонны мусора в ходе регулярных субботников, организуемых Комитетом лесного хозяйства.
В рамках подпрограммы для улучшения санитарного состояния, воспроизводства и благоустройства лесов за четыре года планируется сформировать лесопатологическую службу и лесохозяйственное учреждение, реализовать научно-обоснованный план санитарно-оздоровительных мероприятий, регулярно проводить санитарные рубки и уборки захламленности в больших объемах.
В целях скорейшего воспроизводства лесов в госпрограмме проработаны вопросы обеспечения лесовосстановления вырубленных площадей в течение 3-х лет с момента проведения рубки.
Подпрограмма также включает мероприятия по благоустройству лесов. Леса должны перестать быть свалками и превратиться в места культурного отдыха жителей и гостей Подмосковья.
Один из острейших вопросов лесного хозяйства - воссоздание системы охраны лесов от пожаров. Земли лесного фонда Московской области характеризуются достаточно высокой природной пожарной опасностью. Наиболее опасные в пожарном отношении леса занимают 21,9% площади земель лесного фонда. Отличительной особенностью лесов Московской области является то, что все они отнесены к защитным лесам, в том числе 82,4% лесов отнесены к категориям «зеленые зоны и лесопарковые зоны», в которых ежегодно наблюдается высокая рекреационная нагрузка, превышающая среднюю по России в десятки раз, особенно в пожароопасный период, что повышает вероятность возникновения лесных пожаров.
За период с 2006-2012 годы в пожароопасный сезон возникло 4491 лесных пожаров на общей площади 26 261,33 га. В рассматриваемом периоде с 2006 по 2011 годы по количеству возникших лесных пожаров и пройденной огнем площади земель лесного фонда Московской области выделяется 2010 год, в котором возникло более 2327 лесных пожаров на площади более 25 314,45 га. Средняя площадь одного пожара в 2010 году составила 10,88 га. Причиной возникновения лесных пожаров в большинстве случаев является человеческий фактор. Увеличение площади лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью, их захламленность и высокая рекреационная нагрузка в лесных насаждениях повышают пожарную опасность в регионе.
Для достижения целевых показателей мероприятиями подпрограммы предусмотрено проведение комплекса противопожарных мероприятий: от создания минерализованных полос и водоемов, до установки запрещающих шлагбаумов и плакатов. Общая протяженность вновь создаваемых минерализованных полос составит почти 2,5 тысячи километров. Протяженность маршрутов наземного патрулирования составит почти 19 тысяч километров, что равняется расстоянию от Москвы до Владивостока и обратно. На период до 2018 года планируется увеличение привлечения воздушных судов для обнаружения и тушения лесных пожаров на всей площади лесного фонда Московской области в 2 раза - до 10 воздушных судов.
Приоритетное направление в развитии материально-технической базы - это установка видеокомплексов обнаружения лесных пожаров и оперативного управления лесопожарными формированиями.
Лесопожарная техника, пожарно-техническое вооружение и инвентарь должны иметь места дислокации, ремонта и хранения. Для этого планируется приобретение модульных конструкций помещений пожарно-химических станций. Основное их преимущество - низкая стоимость по сравнению с объектами капитального строительства, а также возможность последующей передислокации перед началом пожароопасного сезона.
В настоящее время основу сил и средств Московской области по тушению лесных пожаров составляют пожарно-химические станции (ПХС) I, II, III типов в количестве 21 шт., в том числе ПХС III типа - 6 шт., ПХС II типа - 10 шт., ПХС I типа - 5 шт. Лесопожарная автотракторная техника распределена по ПХС в зависимости от класса природной пожарной опасности, статистики горимости лесов, наиболее распространенных видов пожаров. Для оперативного взаимодействия и координации работ ПХС, наземных групп и воздушных судов организованы системы радиально-зоновой радиосвязи в количестве 896 шт. различных типов радиостанций. На период до 2018 года запланировано возведение еще 25 ПХС II и III типов на базе имеющихся.
Лесное планирование и лесохозяйственное проектирование также требуют развития и модернизации. Материалы лесоустройства физически и морально устарели, картографические материалы имеются только в бумажном виде, а таксационные описания представляют собой «амбарные книги». Запланировано проведение лесоустройства, зонирования земель лесного фонда по допустимым видам использования и соответствующим ограничениям, формирование цифровой основы границ лесного фонда, приобретение необходимого для лесного контроля оборудования.
В рамках осуществления второй подпрограммы - «Обеспечение деятельности Комитета и подведомственных организаций на 2014-2018 гг.», для обеспечения полноценной деятельности Комитета и подведомственных учреждений ГКУ МО «Мособллес» и ГАУ МО «Центрлесхоз», предусматривается материально-техническое обеспечение лесопатологов и лесной охраны, интенсификация лесохозяйственных мероприятий и научно-исследовательские работы в области защиты и восстановления лесов; организация профильных массовых мероприятий, таких как День посадки леса, субботники, День леса и смотр-конкурс профессионального мастерства; воссоздание школьных лесничеств и «Зеленого патруля Подмосковья».