Война в представлении рядового обывателя - событие всегда страшное и большое. Страшное, потому что вооружённые люди и техника несут смерть. Большое, потому что для войны всегда мобилизуются большие ресурсы. Утрированно, чем больше, тем лучше. Полководцы готовились к походам, собирали войска, обозы, и длинные вереницы войск шли для того, чтобы предъявить «последний довод королей». Так было почти во всех изученных войнах прошлого, включая самую масштабную войну в истории человечества - Вторую мировую. Однако современные войны, или как их называют локальные военные конфликты, выбиваются из этой схемы.
Война на Украине выглядит как-то парадоксально, нелепо и даже игриво. На раннем этапе войны были представлены люди, которые выглядели чрезмерно ярко для своих должностей. При этом интенсивность боевых действий, которые должен решать не яркий лидер, а серый профессионал, увеличивается по мере углубления конфликта. С одной стороны, это вроде бы логично и понятно, так как процесс показан в прямом эфире. С другой стороны, откровенно не ясно, от чего одна из участников конфликта не может решить вопрос форсировано, реализовав абсолютно все преимущество на одном из участков фронта. От чего украинская армия летом прошлого года, имея преимущество в личном составе на отдельных участках фронта в 10 раз, а в бронетехнике - до 100 раз, так и не смогла достичь назначенных целей?
Если рассматривать ситуацию в рамках привычной военной стратегии, то может создаться впечатление, что армией Украины руководят люди, у которых, мягко говоря, не всё в порядке с головой. Одно только высказывание министра обороны Украины Валерия Гелентея, что, дескать, Россия обстреливает донецкий аэропорт ядерными снарядами, вызывает ряд сомнений в адекватности командования ВСУ. Однако, если предположить, что Гелентей сказал не своё мнение, а озвучил чужие слова, то определённая логика в этом будет. Да и «стратегия» украинских войск может быть вполне объяснима. Подобные высказывания и поступки характерны для стратегических компьютерных игр, популярность которых постоянно растёт.
Война на Украине выглядит так, будто это - не самое страшное, что может случиться со страной, а наоборот. Она выглядит как опасное, но ужасно интересное событие, растянувшееся уже на полтора года. Тебя могут убить, но ты из простого электрика можешь стать командиром целой республики. Или из рядового афериста стать командиром националистического батальона. «Зрителя» этого страшного действия как бы заставляли пристально смотреть за событиями, «болеть за своих», ощущать себя «диванным стратегом», которому известно, как лучше наступать и что нужно делать. Для неподготовленных людей такой элемент информационного воздействия в новинку, но если посмотреть внимательнее, то все элементы пропаганды уже давно разработаны и освоены в мире компьютерных игр.
Отметим, что схожий информационный подход отмечался как на украинской стороне, так и на стороне защитников Новороссии. Пока на Донбассе складывались батальоны из шахтёров, казаков и добровольцев, на Украине спешно формировались отряды нацистов. Тысячи людей, определяя по новостям из телевизора нацистов как своих, лепили на себя значки с символикой нацистской Германии или её союзников. В ответ на вереницы добровольцев из России Украина провела четыре волны принудительной мобилизации. Несмотря на всё это, осознание того, что война - это не развлечение, обычно приходит к солдатам только на передовой или уже в плену, когда человек остаётся наедине со своими мыслями, без информационной подпитки телевизора и Интернета.
Целиком на
"Колокол России".