Процесс внедрения ювенальной юстиции в Украине идет своим чередом Министерство юстиции Украины разработало и направило в ЮНИСЕФ «Концепцию развития ювенальной юстиции в Украине».
Текст Концепции обнародован на сайте «Православного родительского комитета» -
http://sovest.dnepro.org/2010/1454.html О вреде внедрения Ювенальной Юстиции смотри тему “Ювенальная юстиция: враг на пороге” -
http://komitet-2012.com/?p=50 Вашему вниманию возражения касательно содержания «Концепции развития ювенальной юстиции в Украине», направленные Президенту Украины Януковичу В.Ф.
Президенту Украины
Януковичу В.Ф.
01220, г.Киев, ул.Банковая, д.11
копия - Министерство юстиции Украины
01001 г.Киев, ул.Городецкого, д.13
Касательно проекта
Концепции развития ювенальной юстиции в Украине
Министерством юстиции Украины был принят Приказ №198/7 от 16.03.2010 «О создании рабочей группы». Как указано в преамбуле Приказа №198/7 от 16.03.2010г. он был выдан (укр.) - «з метою розбудови сучасної системи ювенальної юстиції задля зменшення рівня злочинності серед молоді та покращення захисту їхніх прав та інтересів». Ранее ОО «Гражданская защита «ГраЗа» письменно обращалась к Вам, выражая обеспокоенность принятием Приказа №198/7 от 16.03.2010г.. В настоящее время Ваш ответ на вышеуказанное обращение нами не получен.
Как стало известно нашей организации, Министерство юстиции Украины уже разработало проект «Концепции развития ювенальной юстиции в Украине» (далее - Концепция). Предполагается, что упомянутая выше Концепция должна быть утверждена Указом Президента Украины.
Текст проекта Концепции был впервые обнародован на круглом столе, который проводился в г.Киеве 17.05.2010г. Министерством юстиции Украины при участии представителей общественных и международных организаций. При этом -
· о проведении круглого стола Министерство юстиции Украины надлежащим образом общественные организации Украины не уведомляло (на сайте Минюста объявление появилось за несколько дней до проведения круглого стола, что не дало возможности участия в нем подавляющему большинству региональных общественных организаций);
· проект Концепции на сайте Министерства юстиции не обнародовался и стал известен общественности только в ходе проведения круглого стола 17.05.2010г., что сделало невозможным его конструктивное обсуждение.
На сайте общественной организации «Православный родительский комитет» в сети Интернет был размещен текст «Концепции развития ювенальной юстиции в Украине» и аудиозапись обсуждений содержания Концепции в ходе круглого стола 17.05.2010г. (адрес сайта -
sovest.dnepro.org).
По итогам изучения упомянутых выше документа и аудиозаписи наша организация считает, что принятие «Концепции развития ювенальной юстиции в Украине» и учреждение системы ювенальной юстиции в Украине является преждевременным исходя из следующего -
1. Концепция четко не определяет конкретную общественную проблему, на разрешение которой она направлена.
Приказ Министерства юстиции Украины №198/7 от 16.03.2010г. «О создании рабочей группы» определяет целью создания ювенальной юстиции снижение уровня преступности среди молодежи. В свою очередь, исходя из преамбулы принятие Концепции обосновывается исключительно международными обязательствами Украины. В настоящее время отсутствует какое-либо публичное обоснование (экспертное исследование) наличия проблемы и возможных путей её разрешения. Упомянутые в ходе круглого стола 17.05.2010г. обоснования введения ювенальной юстиции - недопустимые условия содержания малолетних правонарушителей в местах лишения свободы (следственных изоляторах) - не соответствуют целям, задекларированным в Приказе Минюста №198/7 от 16.03.2010г. (снижение уровня преступности среди молодежи), являются неадекватными и явно не соответствуют масштабу запланированных изменений законодательства Украины.
Отсутствие публично обнародованного экспертного исследования причин возникновения существующей проблемы, на разрешение которой направлено внедрение ювенальной юстиции (например, рост детской преступности), отсутствие публичного обсуждения необходимых путей разрешения этой проблемы дает основание в ходе реализации Концепции производить изменения законодательства, которые не соответствуют (противоречат) первоначально заявленной разработчиками цели.
В свою очередь, полагаем, что введение ювенальной юстиции не является единственным и основным способом побороть детскую преступность (если ювенальная юстиция действительно направлена на разрешение именно этой проблемы).
2. Концепция не содержит конкретную модель построения системы ювенальной юстиции в Украине. В Концепции отсутствуют ссылки на конкретные международные и европейские стандарты. Министерство юстиции Украины не предоставило публичную информацию о зарубежном опыте функционирования ювенальной юстиции
Как указано в Концепции - «целью развития ювенальной юстиции должно стать определение эффективных механизмов направленных на улучшение национального законодательства в сфере защиты прав детей путём приведения его к международным и европейским стандартам». Однако ссылки на конкретные международные и европейские стандарты в тексте Концепции отсутствуют. Само содержание Концепции не даёт оснований для выводов о том, какие именно стандарты (французские, голландские, канадские и др.) будут положены в основу системы ювенальной юстиции в Украине. В ходе круглого стола 17.05.2010г. заместитель Министра юстиции Украины Лутовская В.В. в ответ на конкретный вопрос о том, какая именно система ювенальной юстиции будет положена в основу украинской модели, не смогла дать однозначный ответ. Одновременно у нас вызывает обеспокоенность заявленное замминистром юстиции Лутовской В.В. по сути безосновательное мнение о высокой эффективности и безальтернативности западной модели ювенальной юстиции для Украины («…не надо изобретать велосипед…»). Каких-либо статистических данных о позитивном зарубежном опыте не приведено. В свою очередь, существующий опыт внедрения ювенальной юстиции в странах Западной Европы (Франция, Голландия) не дает оснований для таких утверждений. На основании имеющейся информации наша организация оценивает этот опыт как негативный;
3. В ходе реализации Концепции возможно изменение законодательства, дающее неоправданно широкие возможности государственным органам вмешиваться во внутрисемейную жизнь, процесс воспитания детей в семье. Концепция не содержит гарантий приоритета интересов семьи.
Благодаря чрезвычайной расплывчатости формулировок запланированные Концепцией мероприятия позволяют разрабатывать и изменять законодательство по защите «прав детей» вне рамок уголовного судопроизводства (как это публично декларируется создателями Концепции), а именно - дают основание для вмешательства государственных органов в процесс внутрисемейного воспитания детей (Раздел 1 Концепции - «Для достижения поставленных целей необходимо (…) обеспечить надлежащую защиту прав и интересов детей»). Основанием для подобных опасений является сложившаяся европейская практика правоприменения органов ювенальной юстиции. Семья, как основная ячейка общества и составная часть Народа Украины, в Концепции не упоминается. Приоритет семьи на воспитание детей и гарантии невмешательства государства во внутрисемейную жизнь в Концепции не отражены;
4. Концепция предполагает применение медико-социальных и психолого-педагогических методик, содержание и эффективность которых в настоящее время публично не обнародованы.
Отсутствие в Концепции четко сформулированных целей внедрения системы ювенальной юстиции, отсутствие задекларированных гарантий права семьи на воспитание детей, непубличность разработки Концепции, учитывая существующий опыт внедрения системы ювенальной юстиции в других странах, несут риски массового внедрения медико-социальных и психолого-педагогических методик имеющих манипулятивный характер и направленных на негативное изменение сознания как детей, так и их родителей - а по сути на разрушение в Украине традиционной семьи.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что перед принятием решения о внедрении ювенальной юстиции в Украине необходимо:
Законодательно обеспечить гарантии невмешательства государственных органов во внутрисемейную жизнь, в т.ч. процесс воспитания детей;
Четко сформулировать существующую общественную проблему, на разрешение которой сегодня направлено внедрение системы ювенальной юстиции;
С использованием потенциала существующих государственных научных учреждений провести исследование, в ходе которого установить источники возникновения проблемы и сформулировать возможные комплексные пути решения проблемы (в т.ч. необходимые законодательные изменения), изучить существующий зарубежный опыт решения подобных проблем (среди прочего, и опыт внедрения ювенальной юстиции);
Публично обнародовать результаты исследования и провести всестороннее общественное обсуждение возможных путей разрешения проблемы с обсуждением всех возможных альтернатив (с организацией круглых столов во всех регионах Украины с привлечением всех заинтересованных лиц);
Исходя из выработанных в ходе публичного обсуждения путей разрешения проблемы решить вопрос о внедрении или невнедрении системы ювенальной юстиции в Украине.
Учитывая немотивированную поспешность разработчиков Концепции, отсутствие с их стороны надлежащего обоснования и обсуждения принимаемых решений, считаем, что риски внедрения системы ювенальной юстиции в Украине для благополучия семьи, как основной ячейки НАРОДА Украины, являются неоправданно высокими. Фактически введение ювенальной юстиции может привести к системному разрушению семьи и сделать невозможным нормальное воспроизводство Украинского Народа.
Просим Вас:
1. Не утверждать разработанную Министерством Юстиции Украины «Концепцию развития ювенальной юстиции в Украине»;
2. Обязать Министерство юстиции Украины провести всесторонне исследование существующей проблемы, изучить иностранный опыт введения ювенальной юстиции и обнародовать его результаты;
3. Обязать Министерство юстиции Украины провести всестороннее публичное обсуждение путей решения существующей проблемы, на разрешение которой направлено внедрение ювенальной юстиции, с проведением круглых столов во всех регионах Украины, по итогам которого принять решение о внедрении (или невнедрении) ювенальной юстиции в Украине.
С уважением,
Председатель правления
комитет 2012.com