Обещанное о Хаватме, часть 1

Jun 27, 2009 23:08

Первое - не столько интервью, сколько статья журналиста египетской буржуазной газеты, однако прямая речь т. Хаватме там также присутствует. Довольно расплывчато, поэтому текущая позиция ДФОП нуждается в уточнении.

Рост демократииГамаль Нкрума выясняет взгляды Наифа Хаватме о Палестине, пан-арабизме, Газе и ХАМАС.
Наиф Хаватме, один из основателей Организации Освобождения Палестины (ООП) и Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП), не боится фотокамер. За время своего короткого пребывания в Каире на этой неделе, он дал не меньше шести интервью для телевидения и прессы. Второй по значению политической группой в ООП после ФАТХ является Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). ДФОП располагается  на третьем месте, но также влиятелен.
Взгляды товарища Хаватме, как он известен в палестинских левых кругах, таковы. В отличие от ФАТХ, круанейшей группы внутри ООП, ДФОП выступает против мирных переговоров с Израилем. Эта стратегия имеет успех, основанный на эмоциях, вызванных крайним разорением и гуманитарной катастрофой в Газе.
Вспыхнувшая после прихода ХАМАС к власти в Секторе Газа в июне 2007 г., политическая обстановка в Палестине характеризуется расколом, фракционизмом и братоубийством.
ДФОП не считает ХАМАС бандой фанатиков, однако Хаватме предупреждает, что нынеешняя печальная ситуация в Палестине связана с интригами ХАМАС. Хаватме уверен, что существует левая альтернатива воинствующим исламистам.
ХАМАС убежден, что лучшая защита - это нападение. ДФОП имеет долгий опыт вооруженного сопротивления. Однако, Фронт убежден, что только единство палестинцев спасет народ от нынешних политических и социально-экономических трудностей.
Этот человек не привык смягчать слава. Дипломатические предисловия (даже для друзей, не говоря уже о врагах) не легко даются Хаватме. Он называет соглашения Осло в 1993 г. предательством.
В данный момент он больше всего обеспокоен тем, что палестинцы зависят от внешних сил и могут быть втянуты ими в конфликты, как это произошло с ливанцами - ситуация повторяется. Палестинцы должны сохранить возможность действовать независимо, несмотря на давление, которому они подвергаются.
Ряд инициатив Египта и других арабских стран были попытками восстановить палестинскую солидарность и оказали помощь в палестинском вопросе. Олднако, они продвигаются с другом при текущих трагических обстоятельствах. "Инициатива Йемена привела к Каирской декларации марта 2005 г., и к Программе и Документу о национальном согласии июня 2006 г.", вспоминает ХаватмеАрабские правительства сделали свое дело. Но, "монополия ФАТХ и ХАМАС привела к их отказу от основных оиентиров процесса палестинского национального примирения. Это привело к открытому столкновению и к подписанию Соглашения в Мекке в марте 2007 г, которое руководитель ХАМАС Халед Машаль приветствовал как отражение "нового дипломатического языка" ХАМАС".
Что  именно могут сделать палестинские лидеры калибра Хаватме, чтобы консолидировать ряды палестинских политиков?  ХАМАС, каковы бы ни были чьи-то оговорки о его идеологической позиции, не может быть обойден, так как представляет значительную часть пелстинских избирателей, особенно в Газе.
"ХАМАС отказыватся обсуждать с некоторыми фракциями ООП последние инициативы Йемена, ХАМАС также отверагет полное согласие с Йеменской инициативой и вместо этого предлагает свести ее к двусторонним консультациям между ФАТХ и ХАМАС", говорит Хаватме, добавляяя, что непреклонность ХАМАС привела к задержке Йеменской инициативы. Он обвиняет ХАМАС в палестинском политическом тупике.
Хаватме видит скрытую связь между ХАМАС и отделениями "Братьев-мусульман" в соседних с Палестиной странах - Египте, Иордании, Сирии. Он убежден, что ХАМАС является палестинской ветвью этого международного движения. Хаватме говорил о перевороте, совершенном ХАМАС, и его последствиях - постоянно вредящих разрешению палестинского вопроса.
С другой стороны, ряд фракций ООП в принципе согласны осуществить Йеменскую инициативу и призывают к национальному внутрипалестинскому диалогу для ее осуществления.
Глубокие противоречия между палестинцами являются наследием Холодной войны. "Прекращение существования двуполярного мира и распад Советского Союза привел к ослаблению левых, прогрессивных и демократических сил на Ближнем Востоке", замечает ХаватмеЭти международные события, замечает он, прямо повлияли на события в регионе и совпали с ростом исламистских групп, таких, как ХАМАС. Это никак не помогло палестинскому народу и разрешению его вопроса.
Часть палестинцев считает его твердым марксистом, как в прошлом. Они считают, что такой "аномалии" нет места в Палестинском национальном совете (ПНС), палестинском "парламенте" (в отличие от Палестинского законодательного совета, ПНС представляет не только жителей ПНА, но также и палестинцев в Израиле и диаспоре - О.С.). С другой стороны, он считает, что ПНС должен лучше представлять все течения палестинской политики.
Существует непонимание того, что Палестинский законодательный совет (ПЗС) в тчении долгого времени состоит из различных фракций - не только ФАТХ и ХАМАС. На палестинской политической сцене доминируют пять групп - ФАТХ, ХАМАС, Исламский джихад, НФОП и ДФОП. "Речь идет о времени, когда мы в арабском мире и не только более полно осознаем это"
Палестинская администрация (ПА), также дожна быть боле представительна для различных палестинских фракций. По мнению Хаватме, палестинская политика не может быть сведена к противостоянию между националистами и исламистами. В самом деле, на встрече палестинских гурпп, противостоящей мирным переговорам с Израилем, прошедшей в Дамаске в этом месяце, исламисты и левые работали вместе. "Целью являеться преодоление текущего палестинского разделения через  всесторонний национальный диалог, который сохранит единство", отмечено в коммюнике дамасской встречи.
После того, как ХАМАС установил контроль над Газой в этом июне, трудности палестинцев возросли. Эта ситуация ослабила международные позиции палестинцев, особено среди мировых держав, США и квартета партнеров - Евросоюза, России и ООН.
"Старая гвардия" дискредитирована и отброшена как коррмупированная и неумелая. "Отцы-основатели"  забыты. Он утверждает, что левые  унизились и смирились. (далее фраза, которую я благодаря плохому знанию английского понять не смог - However, it is proving difficult for the Palestinian political establishment to satisfy this great welling up of demands, and he insists that though they might be down, they are not out. - О.С.)
Противоречия между ХАМАС и ФАТХ сейчас преувеличиваются внешними силами, и сеют зерна междоусобной борьбы между палестинцами. Однако, различные течения (одно из которых представляет Исмаил Хания) существуют и внутри ХАМАС, и для проигравших будет нетрудно вызвать проблемы.
Общеарабская ситуация не менее трагична. "Последний арабский саммит был печальной картиной, будучи отражением арабских реалий", отмечает он, - "Арабские народы больше не верят ни учреждениям своих стран, ни общеарабским учреждениям".
Как он говорит, "Линий раздела много. Ливанский кризис - это микрокосм того, что происходит в арабском мире в целом. Разрыв между ХАМАС и ФАТХ - еще один пример междоусобицы в арабском мире. Фракционизм становится свойственым нам."
Каков же выход?
"Необходима солидарность между арабскими странами в преодолении повторяющихся бедствий."
"Слабое участие арабских правительств в Дамасском саммите показывает, что происходит в арабском мире", признает он, - "Арабские саммиты стали вызывающими скуку и фрмальными"
"Кризисы в арабском мире продолжают углуюляться. Мы не можем найти решение наших проблем. Мы, палестинский народ, страдаем от этого более всего. Мы, больше чем любой другой арабский народ, потерпели урон от арабской раздробленности.
Причины для оптимизма видны во многих азиатских странах, Латинской Америке и Африке к югу от Сахары. Мы в арабском мире должны догнать их", делает вывод Хаватме.
Опубликовано в египетской газете "Al Ahram Weekly", 10 - 16 April 2008, оригинал - http://weekly.ahram.org.eg/2008/892/re70.htm
Уточнения перевода приветствуются.

Палестина

Previous post Next post
Up