Мировой маоизм. Часть 25: Бангладеш и Пакистан. Южная Азия в целом. CCOMPOSA

Jul 24, 2022 19:10


Здесь рассматривается история маоизма в Бангладеш и Пакистане. Кроме отнесённых к другим, уже рассмотренным, субрегионам Южной Азии, остаются ещё Мальдивы, которые с этими двумя странами сближают связь с Индией и преобладание ислама. Там, правда, большие проблемы с политическим развитием, так что даже социал-демократию организовать не получется, а о коммунизме и, в частности, маоизме сказать и вовсе нечего.

В 1947 году Индия обрела независимость от Британии, и тогда же разделилась надвое - на собственно Индию, страну с преобладанием индуистов, и Пакистан. Тогдашний Пакистан состоял из двух частей - Восточного Пакистана и Западного Пакистана. Хотя их объединял ислам, они географически не связаны, а население их говорит на двух разных группах индоарийских языков (а в Западном Пакистане ещё и на иранском языке пушту), что и создало предпосылки для нового последующего раскола. Генерал-губернатор Пакистана Мухаммад Джинна сразу заявил, что «урду и только урду» олицетворяет дух мусульманской нации и останется государственным языком, а несогласные с этим - враги Пакистана и «пятая колонна». В ответ развилось боевитое Языковое движение, выступавшее за придание бенгальскому языку официального статуса для использования в госучреждениях, образовании и СМИ. После ожесточённой борьбы, к 1959 году, языковой вопрос был улажен, но осадочек остался. Западный Пакистане продолжал угнетать Восточный Пакистан, поэтому возникло требование автономии.

Между тем, в 1954 г. Компартия Пакистана (отделившаяся от КПИ вместо со страной) была запрещена и её членам пришлось укрываться в легальной Национальной народной партии (ННП), которую сравнивали с деревом баньяна, дающим убежище самым разным силам, и других организациях. Через три года ННП раскололась на преобладавшую в Западном Пакистане просоветскую часть во главе с Вали Ханом и преобладавшую в Восточном Пакистане прокитайскую часть во главе со сторонником «исламского социализма» Мауланой Бхашани. При этом компартия, пользовавшаяся наибольшей популярностью как раз на Востоке, напротив, склонялась на советскую сторону. Вследствие этого в 1966 году от неё отделилась маоистская Восточно-Пакистанская компартия (марксистская), которую тогда возглавил Сукхенду Дастидар, а позднее - Мохаммад Тоаха, активист Языкового движения, одно время бывший генеральным секретарём партии Мауланы Бхашани; Тоаха был одним из организаторов восстания в Восточном Бангладеш в 1969 году. Под влиянием Наксалбари партия переименовалась в марксистско-ленинскую (ВПКП(мл)). В 1970 году партия решила, что как Яхья и Бхутто (пакистанцы), так и шейх Муджиб (бенгалец) это «шавки американских империалистов», и призвала бороться против обеих сторон.

В конце 1960‑х появилась также Восточнобенгальская компартия (марксистско-ленинская) (ВБКП(мл)) во главе с Мотином, Алауддином Ахмедом, Дебеном Лал Сикдаром и Абдулом Башаром. Насчёт неё многое неясно. В первую очередь, откуда она взялась: по разным источникам - это откол то ли от просоветской компартии, то ли от ВПКП(мл). Также, неясно, с какого момента в её назывании появилось дополнение «мл». Наконец, путаницы добавляет то, что во многих источниках её называют по-бенгальски - Пурба Банглар компартия.

Тогда же появилась Рабоче-крестьянская соцпартия и тогда же Кази Зафар Ахмед, Хайдер Акбар Хан Роно и Рашед Хан Менон сформировали Координационный комитет коммунистов-революционеров Восточной Бенгалии (КККРВБ). Существовали и другие группы, в частности, ещё в 1967 г. в Дакке создал Центр исследований маоцзэдунъидей Сирадж Сикдер, клеймивший ВБКП(мл) как неоревизионистов и партию «левую по форме, но правую по сути».

К концу 1960‑х отношения между Пакистанами чрезвычайно обострились. В 1971 году генерал Яхья Хан предпринял попытку военного подавления растущего национального движения Бангладеш. Бенгальцы оказали ожесточённое сопротивление, создали своё правительство в изгнании и развернули партизанскую войну. К концу года Пакистан дал Индии повод вмешаться, она с готовностью им воспользовалась и две недели спустя Пакистан капитулировал. Новое государство - Бангладеш - возглавил Шейх Муджибур Рахман, лидер левоцентристской Народной лиги, одержавшей в 1971 г. триумфальную победу на выборах в регионе. Через некоторое время новый президент Пакистана, Зульфикар Али Бхутто, принёс бенгальцам официальные извинения и сумел наладить с ними мирные отношения.

Маоистов в Бангладеш подвела геополитика. В это время Великая пролетарская культурная революция в Китае уже закончилась, Линь Бяо как раз в этом году совершил свой странный финт и загадочно погиб, а к руководству, особенно в области дипломатии, пробирались прагматики-дэнисты. А с их точки зрения всё было просто: Индия - соперник Китая, значит Пакистан - союзник и его раскол - это плохо, а значит, никакого бенгальского сепаратизма нам не нужно.

Поэтому Мохаммад Тоаха и Абдул Хак отказались участвовать в борьбе за независимость Бангладеш, что привело к их изоляции в бенгальском обществе. Сами они заявляли, что нужно, де, не только добиться независимости, но и совершить социальную и экономическую революцию, а остальные участники национального движения этого не принимают, поэтому они реакционеры. После получения Бангладеш независимости Тоаха будто бы утверждал, что она достигнута «контрреволюционным заговором, состряпанным империалистами и индийскими экспансионистами». Хотя были и сообщения, что Тоаха пытается критиковать Пекин за поддержку Пакистана и предпринимает партизанские действия. Кроме того, Тоаха поддерживал контакты с индийскими наксалитами, хотя и осудил мазумдаровскую линию классового уничтожения. После войны они с Хаком раскололись из-за признания новой бангладешской государственности. Партия Тоахи и Башира поначалу стала называться Восточнобенгальской компартией (марксистско-ленинской) или Пурбо банглар саммобади дал (мл), хотя партия с таким названием уже существовала. Вероятно, именно эта партия выражала поддержку программе правительства Рахмана и участвовала в выборах 1973 г. в коалиции, организованной Мауланой Бхашани, что, правда, не принесло ей ни одного депутатского места. После переворота 1973 г. партия сменила название на Бангладешскую компартию (марксистско-ленинскую) (БКП(мл)). Партия Хака, Аджая и Суренду долгое время сохраняла старое название, и только в 1978 году признала Бангладеш и приняла название Революционной компартии Бангладеш (марксистско-ленинской) (РКПБ(мл)), расколовшись при этом на прокитайскую и проалбанскую часть.

А когда Тоаха и Хак ещё не успели расколоться, от них отделилась группа, поддерживавшая борьбу за независимость (видимо, в неё входили Амал Сен и Насим Али). Вместе с несколькими другими группами (в частности, КККРВБ) она учредила Бангладешскую компартию (ленинистскую). После получения независимости БКП(л) функционировала открыто и (безуспешно) участвовала в выборах 1973 г. Один из основателей партии, Кази Зафар Ахмед, был даже премьер-министром в 1989-1990 гг. Правда, он ушёл из БКП(л) и вообще от коммунизма вскоре после завоевания независимости.

ВБКП(мл) раскололась на три части. Дебен Сикдар и Абдул Башар нашли убежище в Индии, а после обретения независимости создали Бенгальскую компартию, позднее известную как «Гоно биплоби». Группа Охидура Рахмана (Компартия Атраи) участвовала в борьбе за независимость и одно время контролировала освобождённую зону в Атраи (округ Раджаха) на севере страны. Группа Мотина и Алауддина, сохранившая прежнее название, рассматривала национально-освободительную войну как схватку двух «буржуазными псами» и следовала линии Мазумдара на «уничтожение классовых врагов», как пакистанцев, так и бенгальцев. В 1974 г. партия снова раскололась: Монируззаман Тара («Хайдер») продолжал следовать линии Мазумдара, в то время как Мотин и Алауддин выступили за переход к «открытой политике» (позднее, в 1976‑м Алауддин перешёл в БКП(мл)).

Сирадж Сикдер активно участвовал в борьбе против пакистанских войск с базы в Паярабагане (округ Барисал) и тогда же учредил Восточнобенгальскую пролетарскую партию (ВБПП), также известную как Пурба Банглар шарбахара партия. Вскоре партия оказалась в конфликте сразу с пакистанцами, индийцами и силами местных националистов из Народной лиги, которых она считала индийскими марионетками. После получения независимости ВБПП продолжила вооружённую борьбу, убивая кадры правящей партии и нападая на полицейские участки. Партия пользовалась значительной поддержкой в университетских кругах и была активна в округах Дакка, Барисал, Фаридпур, Мименсингх, Тангаил, Читтагонг, Силхет и Комилла. В декабре 1974 г. Сикдер был схвачен государственной разведывательной службой и 2 января 1975 г. убит при переправке из аэропорта Дхаки в полувоенный лагерь в Саваре.

В январе 1975 г. Муджибур Рахман запретил все партии, кроме своей, установив диктатуру. Уже в августе он был убит, а вскоре режим сменился ещё раз. На этот раз его возглавил другой Рахман - генерал Зиаур Рахман. У него установились хорошие отношения с Китаем, так что БКП(мл) его поддержала против «индо-советской агрессии». В 1977 году она получила признание Пекина, и, в общем, процветала, несмотря на отколы фракции Нагена Саркера и Али Аббаса в 1977‑м и Махфуза Бхуяна в 1979‑м (они выступали против участия в выборах и, в отличие от Тоахи, не поддерживали Дэн Сяопина, а занимали нейтральную позицию в противостоянии дэнистов с маоистами). В 1979 году Мохаммед Тоаха стал единственным коммунистом, попавшим в парламент. В 1983 году он предложил восстановить отношения с КПСС, но натолкнулся на резкие возражения другого лидера партии, Мохаммада Яхкуба Алла.

РКПБ(мл) тогда, в 1980 году, тоже раскололась похожим образом: основная часть придерживалась нейтралитета, в то время как откол встал на сторону дэнистов.

Судьба БКП(л) сложилась более драматично. Репрессии против её сторонников начались уже в 1974‑м. Череда военных переворотов и арестов загнала партию в подполье, и снова появилась на публике она только в 1977 году.

Также тяжело перенесла эти события ВБПП. После смерти основателя она раскололась на фракции, одну из которых возглавил Зияуддин, а другую - Камаль Хайдер, а после его ареста Анвар Кабир. Обе группы отвергли ревизионизм Дэн Сяопина, но первая с ходжаистских, а вторая с маоистских позиций. В 1983 году ходжаистская группа переименовалась в Бангладешскую пролетарскую партию.

В 1976 году «Гоно биплоби», откол БКП(мл) во главе с Бадруддином Умаром и Шахрияром Кабиром и Коммунистический рабочий союз доктора Сифуддахара объединились и, через некоторое время, создали свою БКП(мл). Правда, «Гоно биплоби» очень скоро откололась, а в 1980 г. раскололась надвое: одна часть вошла в созданную в 1978‑м Национально-демократическую партию, а другая, во главе с Абдулом Башаром, видимо, примкнула к организованной тогда Рабочей партии Бангладеш.

В конце 1970‑х ВБКП(мл), которую тогда возглавляли вышедшие в 1977‑м из тюрьмы Мотин, Типу Бисвас и Охидур Рахман, объединилась с РКПБ(мл) Сурденду Дастидара (хотя, по другим источникам, откол 1976 года во главе с Сурденду Дастидаром назывался Бангладешской марксистско-ленинской партией), образовав Коммунистическую лигу Бенгалии (марксистско-ленинскую), занимавшую нейтральную позицию. В 1982 году она объединилась с прокитайским остатком ВПКП(мл), образовав Революционную коммунистическую лигу Бенгалии, в 1983 году - с одним из осколков БКП(мл) в Коммунистическую лигу Бангладеш и, наконец, в 1987 году - с РПБ Амала Сена в Единую коммунистическую лигу Бангладеш. У нас нет свидетельств существования этой организации после 1990 года, но мы знаем, что РПБ к 1992 году воссоединилась, так что лига, видимо, к тому времени распалась. (Кстати, много лет спустя, в 2013 году, она снова была создана под тем же названием, и, возможно, теми же людьми.)

Между тем, БКП(л) объединилась с несколькими другими группами, образовав Рабочую партию Бангладеш (РПБ), союзника Компартии Индии (марксистской). Через некоторое время она поделилась между двумя вождями (Амалем Сеной и Назрулом Исламом из «Сангхати Кендра»), но в дальнейшем раскол был преодолён и партию возглавил Рашед Кхан Менон, когда-то студенческий лидер из группы «Самандай Кендра». С тех пор он много раз избирался в парламент и успел побывать министром гражданской авиации и туризма. Партия входит в правящую коалицию и имеет четыре места в парламенте.

Тогда же, в начале 1990‑х появилась также промаоистская Соцпартия Бангладеш.

К 1990‑м годам с Революционным интернационалистическим движением (РИД) были связаны две партии в стране - ВБПП и БКП(мл). Последняя к тому, времени, очевидно, порвала с Пекином. Как можно понять, в качестве прокитайской партии её ещё в 1981 году заместила Демократическая партия (Ганатантрик), созданная ветераном комдвижения Хаджи Мохаммадом Данешем (после его кончины в 1986‑м партия вошла в образованную тогда и некоторое время находившуюся у власти Национальную партию (Джатья)).

В 1989 году ВБПП предприняла попытку расширить вооружённую борьбу, которая была подавлена правительством Эршада (после этого, однако, диктатору пришлось уйти в оппозицию). В 1992 году на съезде партия проанализировала неудачу и сменила оценку режима с «полуфеодального» на «империалистически зависимый извращенный и недоразвитый капитализм». В военной области партия партия скорректировала мазумдаровскую «линию уничтожения», обозначив главной целью государственные силы, а не местных врагов. Однако тут же всплыла проблема, что к «тотальной войне» партия была «субъективно не готова». Внутрипартийное напряжение нарастало, что и привело в 1999 году к расколу. Сначала отделилось Маоистское большевистское реорганизационное движение (МБРД) Мотина, а чуть вскоре после этого - Маоистский реорганизационный центр (Maobadi Punargathan Kendra) Султана. Группа Султана через несколько лет распалась, сам же он умер. МБРД, так же, как и ВБПП, входила в РИД.

РКПБ(мл) Хака тогда ещё существовала во главе с Арифом Хуссейном. В 1997 г. от неё откололась «Сила народной свободы» («Гано мукти фаюдж»), но в дальнейшем об обеих партиях не было слышно.

Между тем, в 1997 году правительство подписало мирное соглашение с «Парбатта Чаттаграм Джана Сангхати Самити», главной политической силой племенного сопротивления. Не всё прошло гладко, но это урегулирование сильно подорвало базу бангладешского маоизма в отличие от Индии, где правительство во множестве заключало так называемые «меморандумы о взаимопонимании» в интересах горнодобывающей промышленности, поставляя тем самым маоистов кадры из обездоленного, в основном племенного, населения.

Специалисты указывают множество причин слабого развития и упадка бангладешского маоизма:
  1. Быстрое уничтожение помещичества (заминдаров), ещё до разделения Пакистана.
  2. Оппозиция или скепсис левых, включая многих маоистов, в отношении чрезвычайно популярного движения за независимость.
  3. Упреждающие полицейские репрессии вскоре после обретения независимости.
  4. Предательство со стороны дэнистского руководства Китая.
  5. Удачное использование иностранной помощи и международных связей подорвало влияние антиимпериалистических экономических теорий.
  6. Такие меры, как микрокредитование и «неформальное образование» для девочек, вели к расширению прав и возможностей женщин реформистским путём.
  7. Идеологическое господство ислама.

Возможности возрождения маоизма в Бангладеш связывались, с одной стороны, с успехами индийского маоизма, а с другой, с конструированием некоего союза маоистов с радикальными исламистами.

В новом веке ВБПП Анварула Кабира (часто называемая ВБПП (Центральный комитет)) действовала в округах Сираджгандж, Борга, Пабна, Раджшахи в области Раджшахи на северо-западе и округе Кхулна на юго-западе страны, но явно пребывает в упадке. Что касается откола от неё, МБРД, в 2015 году полиция убила Сахинура Рахмана, предположительно, его главного лидера, а в 2018‑м - местного командира Сайдула, так что известно, что ещё недавно эта партия продолжала борьбу. В 2004 году молодёжь ВБПП сформировала Группу маоистского единства во главе с Анубадом Сахитьо Потро, а в качестве её преемника в 2012 году появилась Компартия марксистско-ленинско-маоистская Бангладеш (КПМЛМБ).

ВБКП(мл) сильно пострадала от расколов. В 1998 г. от неё откололась Революционная компартия («Биплоби»), от которой вскоре (в 2002 г.) откололась «Новая Биплоби». Они вели вооружённую борьбу по меньшей мере до 2020 г. В 2002 году от ВБКП(мл) отделилась группа «Лал патакар» («Красный флаг»), а в 2003 году - «Ганаюддха» («Народная война»). Осколки очень враждовали между собой, вплоть до кровопролитных столкновений, и воевали с полицией, теряя лидера за лидером в перестрелках. После 2014 года упоминания о них пропадают.

Около 2013 года теряются следы БКП(мл), возглавляемой Дилипом Баруа, который в 2009-2013 гг. занимал пост министра промышленности в кабинете Шейх Хасины (дочь Шейха Муджибура Рахмана, она удерживает пост премьер-министра и поныне). Была ещё другая БКП(мл), подпольная, под руководством Аджоя Дутты, она была связана с РИД, а затем ККомПОЮА.

Вообще, информация о коммунистах Бангладеш на Западе скудна и противоречива, и, вероятно, в этом изложении тоже что-то напутано. Достоверно до нынешнего времени дожили ВБПП и откол от неё КПМЛМБ, РПБ и откол от неё Революционная рабочая партия Бангладеш, СПБ и откол от неё СПБ (марксистская), добавивший к пяти классикам патриарха индийского ненаксалитского маоизма Шибдаса Гхоша, а также старая просоветская (а в 1990‑х как будто переориентировавшаяся на Китай) КПБ, которая, как ни странно, входит в ИКОР (также в 2020 году в ИКОР будто бы вступила Соцпартия). Кроме того, выходит маоистская газета «Андоланпотрика».

Что касается Западного Пакистана, иначе говоря, просто Пакистана, о здешнем маоизме слышно было гораздо меньше.

Однако ещё в 1968 году, то есть до разделения, от просоветской Компартии Пакистана (КПП) откололась Рабоче-крестьянская партия (РКП) или «Маздур-кисан» во главе с Мохаммадом Афзалом Ханом Бангашем и Шером Али Бачей, не маоистская, но испытавшая некоторое влияние маоизма.

В 1970 году в Хайдарабаде, столице провинции Синд, было создано «Синдхское народное движение», иначе говоря, «Синдхи авами тахрик», а в дальнейшем просто «Авами тахрик», во главе с известным леводемократическим деятелем Расулом Буксом Паледжо. По некоторым свидетельствам, оно также находилось под влиянием маоизма. Движение существует по сей день, хотя в 2016 году от него откололась группа сына основателя, Аяза Латифа Палиджо, а в 2018 году Расул скончался.

До 1978 года на прокитайских позициях стоял некий Пакистанский рабочий фронт (Пакистан маздур махаз), затем перешедший в ходжаизм.

В 1978 году от РКП произошло ещё два крупных откола: один во главе с Шер Али Бачей и Имтиязом Аламом (затем они раскололись ещё раз; Шер Али Бача в 1979 году организовал националистическую Пуштунскую рабоче-крестьянскую партию, вошедшую в 1989 г. в новообразованную Пуштунскую национальную народную партию, которая вроде как входит в сисоновскую Международную лигу борьбы народов) и другой во главе с Маджором Исхаком. Фракция Исхака в 1995 г. объединилась с КПП в Коммунистическую рабоче-крестьянскую партию (КРКП). В 1999 году группа Имдада Кази и Маулы Букса Хашхели восстановила КПП, а в 2003 году группа Афзала Шаха Хамуша восстановила РКП. КРКП осталась под руководством Суфи Абдула Халика Балуча и Таймура Рахмана, гитариста группы «Лал». В 2009 г. группа Суфи Абдула Халика Балуча откололась и перешла в РКП.

Между тем, партия Афзала Бангаша пришла в упадок. В 1986 году, вскоре после своего возвращения из эмиграции, Бангаш скончался, оставив партию разделённой на две фракции. К 1989 году раскол удалось преодолеть. Партию возглавил Фатехьяб Али Хан. Но в 2004 году сторонники покойного Бангаша снова отделились и избрали своим лидером Аслама Хана Гигьяная. После 2013 года об этих группах не слышно.

В 2015 году КРКП объединилась со сторонниками Народного национального конгресса, сформировав Народную рабоче-крестьянскую партию, а вскоре после этого воссоединилась с партией Афзала Хамуша в новую Пакистанскую рабоче-крестьянскую партию. Её программа, однако, упоминает только Маркса, но ни Мао, ни Сталина, ни даже Ленина, хотя на сайте КРКП они все были представлены.

Помимо вышеописанных стран и Афганистана, который будет рассмотрен позже, в регион Южной Азии входят Индия, Непал с Бутаном и Шри-Ланка. Маоизм в этом регионе развивался сравнительно бурно и довольно разнообразно. В его истории можно выделить два подъёма.

Лучшими временами маоизма в Южной Азии остаются конец 1960‑х и начало 1970‑х, связанные с такими именами как Чару Мазумдар в Индии, Сирадж Сикдер в Бангладеш, Нагалингам Шанмугатхасан на Шри-Ланке. Но восстание в Наксалбари было подавлено, Мазумдар и Сикдер убиты, а потом скончался Мао и маоизм остался без своей могучей китайской базы. Индия вообще после этого неуклонно правела, позиции сдавали не только маоисты, но и более умеренные коммунисты, и даже либералы отступили перед «шафрановыми» индусскими правыми.

На этом фоне, правда, ещё в 1980 году началась новая восходящая тенденция, представленная группой «Народная война», достигнув кульминации во время восстания в Лалгархе в 2009 году. В первое десятилетие ⅩⅩⅠ века некоторое оживление маоизма наблюдалось и в других странах региона: попыталась обновить движение маоистская молодёжь в Бангладеш, в Непале после триумфального свержения монархии маоисты получили треть мест в Учредительном собрании, попытались организоваться маоисты в Бутане.

Однако, восстание в Лалгархе потерпело поражение и размах действий индийских маоистов заметно сократился. В Бутане так ничего и не вышло, на Шри-Ланке и в Бангладеш деятельность маоистов осталась успешной только в академическом плане. Тяжёлое и позорное поражение было испытано в Непале, где коммунисты не смогли ни получить всю полноту власти в стране, ни толком распорядиться той, которой располагали, в результате чего утратили свои позиции и вступили в период разброда и шатаний.

Проявлением прилива маоизма в начале нынешнего века стало формирование регионального интернационала, который просуществовал десятилетие, и сошёл со сцены, что отметило новую фазу упадка.

В 2001 году в качестве региональной замене терпевшему крах РИД возникло новое объединение - Координационный комитет маоистских партий и организаций Южной Азии или ККоМПОЮА (известная английская аббревиатура - CCOMPOSA). В него вошли три партии из Бангладеш (БКП(мл), ВБПП и откол от неё во главе с Султаном), находившаяся тогда на подъёме Компартия Непала (маоистская), Цейлонская компартия (маоистская), а из Индии - группа «Народная война», Маоистский коммунистический центр, Революционный коммунистический центр Индии (маоистский) и Революционный коммунистический центр Индии (марксистско-ленинско-маоистский).

Уже в следующем году к объединению примкнули КПИ(мл) «Наксалбари» и отколовшаяся от ВБКП(мл) группа «Лал патакар».

К третьей конференции, в 2004 году, РКЦИ(м) уже не упоминается, зато как наблюдатели прибыли представители МБРД Мотина из Бангладеш и новосформированная Бутанская компартия (млм). Группа Мотина в дальнейшем в объединении не участовала, а бутанцы, видимо, к нему примыкали, пока вообще пытались действовать.

К 2006 году одним участником из Индии номинально стало меньше, поскольку «Народная война» и Маоистский коммунистический центр объединились в Компартию Индии (маоистскую). Четвёртая конференция ККомПОЮА прошла в 2006 г. в Непале. Кажется, от организации отпали партия с Цейлона и бангладешская группа Султана (вероятно, она к тому времени перестала существовать). Вместо РКЦИ(млм) значится КПИ(млм), так что, возможно, это он и есть.

Пятая конференция ККомПОЮА прошла в 2011 году. После этого, однако, объединение больше никем не упоминается. Непальская партия ушла вправо, бутанская вообще исчезла, бангладешский маоизм переживал упадок и даже мощная индийская партия в этот период стала сдавать позиции.

Пакистан, Бангладеш, маоизм, Южная Азия

Previous post Next post
Up