Алтай: облик скифской "амазонки" (Amazone Skythen-Frau) с плато Укок, могильник Ак-Алаха I

Jan 17, 2015 16:03

Все фото 16-летней скифской "амазонки" - с личного сайта антрополога Марселя Ниффенеггера (Marcel Nyffenegger; http://www.praeparator.ch/150_d_rekonstruktionen.htm).


Полная луна на Горном Алтае, 2014 г.


Фото: Вета Шупенко, National Geographic Russia

Алтайская амазонка // YouTube Хан Алтай. 14.01.2015.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=Z2SgURhLIfA
http://www.youtube.com/watch?v=QqlUAN7pgVM
Швейцарский антрополог Marcel Nyffenegger реконструировал облик скифской женщины с Алтая по черепу мумии, найденной в захоронении Ак-Алаха (Укок, Алтай) времен пазырыкской культуры.

Антрополог Марсель Ниффенеггер восстановил облик 16-летней девушки (Amazone Skythen-Frau), захороненной на плато Укок в могильнике Ак-Алаха I (фото и видео) // Горно-Алтайск.инфо и Praeparator.ch. 15.01.2015.

Антрополог Марсель Ниффенеггер из швейцарского города Флурлинген восстановил облик 16-летней девушки, захороненной на плато Укок в могильнике Ак-Алаха I. Этот могильник располагается рядом с легендарным захоронением Ак-Алаха III, где была обнаружена мумия так называемой «принцессы Укока». Исследователь утверждает, что его метод является наиболее «продвинутым», позволяющим почти со стопроцентной точностью восстановить внешний облик человека по черепу.
Стоит отметить, что реконструкция была проведена еще осенью 2010 года, однако известно об этом стало на днях благодаря барнаульскому экологу и фотографу Алексею Эбелю, который написал о ней в своем блоге. «Внешний вид неудивителен - это еще дотюркский период в истории Алтая», - отметил Эбель.
Сам Марсель Ниффенеггер на своем сайте пишет, что его метод основан на последних научных разработках, использует новейшие технологии и знания, что позволяет ему почти со стопроцентной точностью воссоздавать облик человека по его черепу. В активе Марселя - реконструкции неандертальца, кроманьонца, мужчины и женщины из Перу, гуннов и т. д.
«С помощью моего метода я добиваюсь точности в реконструкции на 75%. Остальные 25% приходится на интерпретацию, в случае с алтайской женщиной - это нос, который не удалось восстановить в связи с отсутствием костей». Кроме того, к вопросам относительно вольных интерпретаций относится цвет волос, глаз и кожи.
Реконструкцией облика женщины с плато Укок швейцарский исследователь занимался в течение двух месяцев осенью 2010 года. Лицо воссоздавалось с помощью силикона, очень трудоемким был процесс воссоздания ресниц, бровей и волос на голове - понадобилось более 100 тысяч «донорских» волосинок для того, чтобы сделать это.
На плечо девушки он добавил тату, поскольку, как показали исследования, пазырыкцы украшали свои тела татуировками. Однако, отмечает Марсель, эта татуировка - копия татуировки с мумии принцессы Укока; какие именно рисунки были на коже у девушки из могильника Ак-Алаха I, неизвестно.

татуировка на плече алтайской "амазонки" повторяет татуировку "Алтайской принцессы" из могильника Ак-Алаха III


Могильник Ак-Алаха I был исследован в 1990 году экспедицией под руководством Натальи Полосьмак. Он состоит из шести курганов и поминального комплекса. В одном из раскопанных археологами курганов обнаружено захоронение 16-летней девушки. Она лежала на правом боку. Войлочная часть ее головного убора не сохранилась, однако его удалось восстановить благодаря сохранившимся составным частям (навершие в виде головы птицы в золотой фольге, фигурки оленя и коней). На ее шее была сложносоставная гривна, деревянная часть которой украшена деревянными изображениями двух волков, покрытых золотой фольгой, а задняя бронзовая часть была зашита в кожаный чехол. В районе грудной клетки найдено пять красных шнурков с «балабошками». В области таза - россыпь раковин каури (34 штуки) и две деревянные пуговицы. Вдоль костей правой ноги лежал железный чекан на деревянной ручке. У пояса находились круглое бронзовое зеркало с петелькой в кожаном футляре и кожаная сумочка. На правом бедре обнаружен железный кинжал в деревянных ножнах с остатками кожаных ремней. Вдоль левого бедра лежала деревянная основа колчана, на которой были вырезаны сцены терзания кабанов барсами. Рядом найдено семь костяных наконечников стрел, древки от них и части сложносоставного лука. Девушка была одета в штаны из красной грубой ткани. Две деревянные пряжки с обкладкой из золотой фольги лежали в районе пояса, там же найдено круглое железное изделие, инкрустированное золотом. Сохранились меховые и войлочные фрагменты одежды и обуви.
Как отмечает Наталья Полосьмак в книге «Стерегущие золото грифы», войлочные и кожаные шлемы были принадлежностью не всего мужского населения, а, возможно, только определенной его категории - воинов-всадников - основы пазырыкского общества. В этой связи погребение молодой девушки, одетой по-мужски и прекрасно вооруженной, - явление уникальное для пазырыкской культуры. На Алтае археологам не встречались погребения столь ярко выраженной амазонки. Возможно, на Ак-Алахе было открыто захоронение представителей до сих пор малоизвестного элитного слоя пазырыкского общества, женщинам которого более, чем другим, в силу социальных и экономических причин была позволена или доступна такая воинственность. Как показывают данные этнографии, воинственностью отличались женщины из привилегированных сословий. Другое объяснение исключительности подобных захоронений можно предложить, исходя из наблюдений Гиппократа о савроматах. «Женщины их, - писал он, - ездят верхом на лошадях, стреляют из лука, мечут копья с коня и ведут войну. Все это они делают, пока остаются девушками и не прежде вступают в брак, как убьют трех неприятелей». Как видно из приведенного отрывка, воинственность проявляли молодые девушки до замужества, то есть они были амазонками очень короткий период своей жизни, поэтому погребения вооруженных женщин встречаются очень редко и должны принадлежать очень молодым девушкам, жизнь которых была прервана трагической случайностью, предполагает исследователь.

Исходный материал - дубликат - череп девушки, погребенной на плато Укок (Rekonstruierter Scha"del einer Amazone im Historisches Museum der Pfalz in Speyer)


репликация черепа скифской девушки


антрополог Марсель Ниффенеггер (Marcel Nyffenegger) за работой


закрепление волос и создание причёски - косы




Итог - реконструкция облика алтайской амазонки







Река Чулышман ниже плато Укок, осень 2013 г., ВКонтакте Константин Маслак, www.vk.com


Облик алтайской амазонки восстановил швейцарский антрополог Марсель Ниффенеггер из города Флурлинген // ИА REGNUM. 15.01.2015.
Швейцарский исследователь Марсель Ниффенеггер из города Флурлинген восстановил облик 16-летней девушки, захороненной 2,5 тыс. лет назад на плато Укок в могильнике Ак-Алаха I. Этот могильник располагается рядом с легендарным захоронением Ак-Алаха III, где была обнаружена мумия так называемой «принцессы Укока». Исследователь утверждает, что его метод является наиболее «продвинутым», позволяющим почти со стопроцентной точностью восстановить внешний облик человека по черепу.
Стоит отметить, что реконструкция была проведена еще осенью 2010 года, однако известно об этом стало на днях благодаря барнаульскому экологу и фотографу Алексею Эбелю, который написал о ней в своем блоге. «Французская крестьянка», - пишет он в комментариях к своей записи, намекая на явно европеоидную внешность модели. «Внешний вид неудивителен - это еще дотюркский период в истории Алтая», - добавляет Эбель.
Сам Марсель Ниффенеггер на своем сайте пишет, что его метод основан на последних научных разработках, использует новейшие технологии и знания, что позволяет ему почти со стопроцентной точностью воссоздавать облик человека по его черепу. «С помощью моего метода я добиваюсь точности в реконструкции на 75%. Остальные 25% приходится на интерпретацию, в случае с алтайской женщиной - это нос, который не удалось восстановить в связи с отсутствием костей». Кроме того, к вопросам относительно вольных интерпретаций относится цвет волос, глаз и кожи.
Реконструкцией облика женщины с плато Укок швейцарский исследователь занимался в течение двух месяцев осенью 2010 года. Лицо воссоздавалось с помощью силикона, очень трудоемким был процесс воссоздания ресниц, бровей и волос на голове - понадобилось более 100 тысяч «донорских» волосинок для того, чтобы сделать это.
На плечо девушки он добавил тату, поскольку, как показали исследования, пазырыкцы украшали свои тела татуировками. Однако, отмечает Марсель, эта татуировка - копия татуировки с мумии принцессы Укока; какие именно рисунки были на коже у девушки из могильника Ак-Алаха I, неизвестно.
Могильник Ак-Алаха I был исследован в 1990 году экспедицией под руководством Натальи Полосьмак, пишет сайт «Новости Горного Алтая». Он состоит из шести курганов и поминального комплекса, датируется V - началом IV в. до нашей эры. В одном из раскопанных археологами курганов обнаружено захоронение 40-летнего мужчины и 16-летней девушки. Они лежали в разных колодах, вместе с ними были захоронены девять лошадей - это признак большого богатства. Кроме того, в кургане было так называемое «впускное захоронение» мужчины, сделанное в XIV веке нашей эры.
Девушка лежала на правом боку. Войлочная часть её головного убора не сохранилась, однако его удалось восстановить благодаря сохранившимся составным частям (навершие в виде головы птицы в золотой фольге, фигурки оленя и коней). На её шее была сложносоставная гривна, деревянная часть которой украшена деревянными изображениями двух волков, покрытых золотой фольгой, а задняя бронзовая часть была зашита в кожаный чехол. В районе грудной клетки найдено пять красных шнурков с «балабошками». В области таза - россыпь раковин каури (34 штуки) и две деревянные пуговицы. Вдоль костей правой ноги лежал железный чекан на деревянной ручке. У пояса находились круглое бронзовое зеркало с петелькой в кожаном футляре и кожаная сумочка. На правом бедре обнаружен железный кинжал в деревянных ножнах с остатками кожаных ремней. Вдоль левого бедра лежала деревянная основа колчана, на которой были вырезаны сцены терзания кабанов барсами. Рядом найдено семь костяных наконечников стрел, древки от них и части сложносоставного лука. Девушка была одета в штаны из красной грубой ткани. Две деревянные пряжки с обкладкой из золотой фольги лежали в районе пояса, там же найдено круглое железное изделие, инкрустированное золотом. Сохранились меховые и войлочные фрагменты одежды и обуви.
Как отмечает Наталья Полосьмак в книге «Стерегущие золото грифы», войлочные и кожаные шлемы были принадлежностью не всего мужского населения, а, возможно, только определённой его категории - воинов-всадников - основы пазырыкского общества. В этой связи погребение молодой девушки, одетой по-мужски и прекрасно вооружённой, - явление уникальное для пазырыкской культуры. На Алтае археологам не встречались погребения столь ярко выраженной амазонки. Возможно, на Ак-Алахе было открыто захоронение представителей до сих пор малоизвестного элитного слоя пазырыкского общества, женщинам которого более, чем другим, в силу социальных и экономических причин была позволена или доступна такая воинственность. Как показывают данные этнографии, воинственностью отличались женщины из привилегированных сословий. Другое объяснение исключительности подобных захоронений можно предложить, исходя из наблюдений Гиппократа о савроматах. «Женщины их, - писал он, - ездят верхом на лошадях, стреляют из лука, мечут копья с коня и ведут войну. Все это они делают, пока остаются девушками и не прежде вступают в брак, как убьют трёх неприятелей». Как видно из приведённого отрывка, воинственность проявляли молодые девушки до замужества, то есть они были амазонками очень короткий период своей жизни, поэтому погребения вооружённых женщин встречаются очень редко и должны принадлежать очень молодым девушкам, жизнь которых была прервана трагической случайностью, предполагает исследователь.
Напомним, что та же Наталья Полосьмак в 1993 году - то есть через три года после находки «амазонки» - обнаружила в нескольких километрах от Ак-Алахи I могильник Ак-Алаха III, в котором была найдена мумия «Принцессы Укока». Эта находка была названа одной из самых значимых в археологии во второй половине ХХ века. Почти два десятилетия учёные хранили мумию в новосибирском Академгородке, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Осенью 2012 года учёные решили вернуть мумию в Республику Алтай после того, как завершили с ней все исследования. Сейчас мумия хранится в национальном музее в Горно-Алтайске.
Практически сразу после обнаружения мумии на Алтае началось движение за её захоронение. Плато Укок, где она была найдена, было объявлено сакральным местом, а сама женщина была названа «принцессой Кадын» и прародительницей алтайцев. Утверждения исследователей о том, что на самом деле умершая принадлежала скорее к европеоидной расе, вызывали бурные дискуссии и обвинения учёных в попытке оскорбить алтайцев. Как следует из данных междисциплинарных исследований, «принцесса» умерла в возрасте около 25 лет, она принадлежала к средним слоям пазырыкского общества и жила около 2,5 тыс. лет назад.

"Алтайская принцесса" с плато Укок, могильник Ак-Алаха III


www.gorno-altaisk.info

Вечерний закат на плато Укок, 2011 г.


Фото: Инна Воложенина, конкурс "Best of Russia_2011".

Сибирь, востоковеды, география, Швейцария, Россия

Previous post Next post
Up