"Рассказы про закрытость людей в России по большей части стереотипы", - Фредерик Мазелла, основатель и гендиректор BlaBlaCar. Создатель крупнейшего в Европе стартапа BlaBlaCar (
http://www.blablacar.ru/), соединяющего водителей с попутчиками, не боится развивать бизнес в России и на Украине // Ведомости. 04.12.2014.
Ольга Проскурнина
Таблица 1. Экономики совместного потребления
Источник: PWC.
Таблица 2. Размер sharing economy в мире к 2025 году, оценка и прогноз PWC.
2013 год - 15 млрд
2025 год - 335 млрд
Источник: PWC.
У французского предпринимателя Фредерика Мазеллы был шанс стать профессиональным музыкантом: в юности он получил приз на фортепьянном конкурсе в консерватории Ла-Рошели, а в 2005 г. он, уже поработав в NASA, прошел в финал конкурса для молодых талантов французского рок-журнала Inrockuptibles. Как признавался Мазелла позднее в интервью Le Monde, тогда он загадал: если его песню включат в финальный диск, он окончательно обратится к музыке. Но поскольку этого не произошло, на следующий год Мазелла основал сайт covoiturage.fr, из которого выросла международная интернет-компания Blablacar - крупнейший оператор совместных автомобильных поездок на дальние расстояния в Европе. Эта идея возникла у него, еще когда он учился в Стэнфорде и пользовался автостопом, а окончательно сформировалась в 2003 г., накануне Рождества, когда он собирался к родственникам в Вандею и мог уехать из Парижа только поездом в 5 утра за 115 евро. «Я сказал себе: поезда полные, а машины пустые. Вот способ сделать такую штуку, чтобы к тому же избегать излишних трат, которые я ненавижу». Так появился стартап, который только за последние два года привлек $110 млн от частных инвесторов и превратился в один из символов sharing economy - «экономики совместного потребления» (благодаря чему Мазелла оказался на Форуме позитивной экономики в Гавре, где мы с ним и встретились). Сегодня у Blablacar уже 10 млн пользователей в 13 странах, в том числе около миллиона в России, куда компания пришла только в этом году - как, кстати, и на Украину.
- Вы запустили российский и украинский бизнес в этом году. Довольно рискованное решение.
- Почему рискованное?
- Ну ведь на Украине гражданская война, и Россия в нее вовлечена.
- Мы сегодня больше фокусируемся на России. Как и в России, на Украине мы запустились совсем недавно, но основные усилия у нас направлены на формирование российского рынка.
- Тем не менее перед нашим интервью я посмотрела украинский сайт Blablacar, и там было доступно 1400 водителей в разных городах - в Днепропетровске, Одессе, Киеве. Совсем неплохо для начала.
- Из одной только Москвы у нас сегодня доступно порядка 1700-1800 поездок на ближайшие дни. Про украинскую статистику не могу сказать точно, наша команда базируется в Москве, и ее работа направлена в первую очередь на развитие именно российского рынка.
- Сколько человек работает в вашей команде?
- В российском офисе шестеро, все они русские, но двое из них русско-украинского происхождения.
- Каковы ваши инвестиции в российский рынок?
- Не могу дать вам точную цифру. Все, что могу сказать, - если в Восточной Европе мы сильно растем с помощью Facebook и Google, в России это происходит через «В контакте» и «Яндекс», это наши главные партнеры с точки зрения роста на российском рынке сегодня.
- Какие перспективы для российского рынка вы видите?
- Сегодня у нас в России около 1 млн пользователей - всего через несколько месяцев после прихода на этот рынок. Можно констатировать, что цены на поездки, которые предлагаются в российской сети Blablacar, в 1,5-2 раза ниже, чем на общественном транспорте. Например, вы можете добраться из Москвы в Санкт-Петербург или Минск за 800 руб., а в Нижний Новгород за 450 руб. Вообще, в России у нас два главных полюса - на западе это Москва и Санкт-Петербург, а на востоке - Новосибирск и Красноярск. Вокруг этих городов и между ними формируется основная масса поездок. Эти направления очень востребованы. Вдобавок летом у нас очень много поездок в южном направлении, например в Сочи: из Москвы туда ежедневно отправляется сотня водителей, для пассажиров поездка обходится в 1600-2000 руб. - вдвое-втрое дешевле, чем на поезде.
- Считается ведь, что в России не так уж высок уровень взаимного доверия. Как же вам удается так быстро развиваться?
- Во-первых, в России люди гораздо проще относятся к поездкам с частными водителями. Во Франции вы не можете, выйдя на улицу, поднять руку, чтобы поймать частника, да и во многих других странах так тоже не получится. В России же запросто, с этой точки зрения у вас уникальная страна.
Во-вторых, мы тут запустили в интернете инициативу по исследованию взаимного доверия www.betrustman.com. И в России, как выяснилось в результате наших исследований, у людей достаточно высокий уровень доверия к тем, кого они видят в первый раз, - по крайней мере, достаточно высокий для того, чтобы вместе поехать на автомобиле. По факту оказалось, что все эти рассказы про закрытость людей в России по большей части лишь стереотипы. Поведение наших пользователей из России ничем принципиально не отличается от других стран. А вот еще интересное наблюдение: оценки мобильного приложения Blablacar в Google Play и AppStore одни из самых высоких именно от российских пользователей, это много о чем говорит. Люди с удовольствием пользуются сервисом.
Кстати, мы замеряли уровень доверия людей к разным социальным категориям - соседи, коллеги, друзья, родственники - по шкале от 0 до 5. Выяснилось, что уровень доверия к коллегам и соседям - на уровне от 3,6 до 3,8, к членам семьи и друзьям - 4,7. А потом мы спрашивали, какой уровень доверия у людей возникает к незнакомым людям, информация о которых была отобрана по нашей модели D.R.E.A.M.S - сюда входят открыто декларируемые сведения, рейтинги, информация о соблюдении взаимных обязательств и активности в сети (отвечает ли человек на сообщения, как часто и когда заходит в сеть), модерация и доступ через социальные сети. Оказалось, что, если респондент видит всю эту информацию, уровень доверия к незнакомцам у них составляет 4,17 - больше, чем доверие к коллегам и соседям, и не так далеко от членов семьи и друзей. А значит, на основе такой информации можно развивать инновационный бизнес, связанный с контактами между незнакомыми людьми, такой как Blablacar.
- Это средние показатели для всех стран, в которых вы работаете?
- Это результаты исследования, которое мы проводили в странах Западной Европы. Российское исследование пока продолжается, его результаты будут доступны для всех, как я надеюсь, в начале 2015 г.
- Мне лично нравится ваша модель бизнеса, вообще сам вид социального сервиса, который вы придумали. Но я не решаюсь им пользоваться, так как воображение сразу подсовывает мне ужасные сценарии - допустим, маньяк убивает пассажиров или водителей, модераторы Blablacar об этом ничего не знают, и жертвы все множатся… Конечно, это фантазии, но предусмотрена ли у вас защита от таких гипотетических рисков?
- Мы учитывали все это, когда конструировали элементы сети, на основе которых человек будет принимать решение, ехать ли ему с тем или иным водителем или пассажиром. Риск здесь такой же, как в случае, когда вы едете на вокзал, выходите в магазин за покупками или заказываете такси, - опасности тут не больше.
- Это разные вещи. Службы заказа такси несут ответственность, отбирая водителей и контролируя отзывы пассажиров о них. А вы-то нет.
- Наш сервис для частных лиц, и мы собираем всю персональную информацию о них в целях идентификации. Это и номер мобильного телефона, и данные банковской карты. И эта информация доступна всем пользователям, не только модераторам. Хотя в России пока нет идентификации по банковским картам - мы не принимаем здесь банковские платежи, есть только идентификация по мобильному телефону. Но в целом в нашей сети все пользователи идентифицированы, анонимов нет. Кроме того, вы всегда можете прочитать о водителях отзывы тех пассажиров, которые с ними уже ездили. В общем, если кто-то захочет совершить какой-то акт насилия, о котором вы говорите, он не к нам пойдет в первую очередь. У нас все шаги пользователей отслеживаются, поэтому для преступников использовать нашу сеть было бы непрактично. На улице риск оказаться в подобной ситуации гораздо выше - никакой персональной информации о криминальном элементе у вас нет.
- Но все-таки, даже когда в России ловишь такси на улице, это поездка на несколько минут. А когда покупаешь поездку у вас, речь идет о междугородних маршрутах - это уже несколько часов. Риска для пассажиров больше.
- Ну почему же? Просто это непривычная модель транспорта, поэтому такие опасения и могут возникать. А во Франции, например, никому не придет в голову ловить случайную машину на улице, потому что люди боятся садиться к совершенно незнакомому водителю. Наши страхи всегда проецируются на что-то новое, именно так обстоят дела и в этом случае. Тем не менее у нас на сайте сегодня зарегистрировано уже более 10 млн участников, состоялось более 24 млн поездок во всех странах, где мы работаем [c 2009 г.]. Но я понимаю те страхи, о которых вы говорите.
- А вы лично часто пользовались таким способом передвижения?
- Да, конечно, если вы имеете в виду поездки на дальние расстояния во Франции. В других странах мне не доводилось пробовать. У нас на сайте есть разные уровни компетентности участников, и я, как все, начинал с «новичка», прошел через стадии «уверенного» и «эксперта» до «представителя» - это значит, у меня уже достаточно поездок для самого высокого статуса.
- А сейчас продолжаете пользоваться Blablacar?
- Ну да.
- Но вы ведь, очевидно, уже достаточно богаты, зачем же вам это?
- Просто так гораздо практичнее, чем на поезде. А это имеет значение даже для меня. Просто сел и поехал - не нужно делать пересадки на вокзалах, и стоит в два, три, а то и четыре раза дешевле, чем на поезде, особенно если покупаешь билеты в последний момент, по самому высокому тарифу. Сейчас я могу поехать на машине с попутчиками начиная от 5 евро, тогда как на поезде это стоило бы от 20 евро с человека.
- Это вообще французский феномен - такой способ путешествий?
- Определенно, началось это движение здесь. Трудно объяснить, почему так вышло. Возможно, дело и в стоимости билетов, и во всех этих забастовках SNCF (улыбается) - когда железнодорожники бастуют, совместные поездки на автомобиле становятся реальной альтернативой.
- Наверное, когда Air France бастует, тоже?
- Да, во время последней забастовки пилотов [в сентябре 2014 г.] посещаемость сайта заметно возросла. Забастовки на железной дороге и авиатранспорте увеличивают число посещений Blablacar на 20-40%.
- То есть вы уже превратились в конкурента SNCF.
- Да, мы это видим.
- И что об этом думают в SNCF?
- Они пытаются сами развивать такой же бизнес, как у нас. Уже купили небольшую компанию, которая организует совместные автомобильные поездки.
- Так, может, лучше вам привлечь их инвестиции?
- Думаю, было бы хорошо, если бы крупные французские компании инвестировали в небольшие. Во Франции это пока не очень распространено, то ли дело в Америке. К тому же SNCF - государственная компания, это еще сложнее.
- Кто же ваши нынешние инвесторы?
- Это глобальные фонды - Aссel Partners, который базируется в Сан-Франциско, Лондоне и Китае, и Index Ventures, швейцарско-американский фонд. Плюс с самого начала у нас были французские инвесторы из фонда ISAI, это наш бизнес-ангел.
- И какие средства вам уже удалось привлечь?
- Последние были в размере $10 млн в 2012 г. и $100 млн в 2014 г.
- На биржу планируете выходить?
- Почему бы и нет. Но пока нет необходимости - сейчас мы заняты поддержанием роста. Ни в 2014-м, ни в 2015 г. мы не собираемся размещать акции на бирже. В дальнейшем речь может идти либо об IPO, либо о выкупе компании. Какого-то жесткого плана у нас нет.
- Кто сейчас контролирует компанию?
- Контроль распределен между основателями и инвесторами.
- Вы же не единственный основатель?
- Вначале я создавал компанию в одиночку, потом ко мне постепенно присоединились еще два соучредителя, а затем инвесторы.
- Что вы думаете об украинском рынке?
- Выглядит многообещающе, если учесть, что население страны - более 40 млн человек. Кроме того, в России и на Украине мы предлагаем в том числе и направления, по которым не ходят поезда. Такой потенциал существует и в других странах Восточной Европы.
- А как вы зарабатываете деньги на российском и украинском рынках? Вообще, в какой момент у вас в принципе происходит монетизация?
- Сейчас все услуги Blablacar в России и на Украине бесплатны для пользователей. В Западной Европе действует система комиссий: например, если водитель продает места в своей машине за 20 евро, пассажир платит ему карточкой онлайн, а мы дополнительно берем примерно 2 евро комиссии - все просто устроено.
- А в России и на Украине почему вы этого не делаете?
- Потому что вначале нужно создать себе место на рынке.
- И когда же ваш сервис станет здесь платным?
- Дата не определена, это не зависит от меня лично - возможно, через 3, 6 или 12 месяцев, это будет зависеть от многих факторов.
- Вашу бизнес-модель копируют?
- О да, очень активно и повсюду: уже существует 200 аналогичных сайтов. Каждый день появляются новые копии.
- Какова ваша предпринимательская стратегия - работать над тем, чтобы однажды продать очень дорого вашу компанию, как основатели Facebook, или создавать разные стартапы?
- Я хотел бы занять свое место в экономике совместного потребления с этой компанией. Не исключено, что буду заниматься и другими проектами такого рода.
Гавр
Фото: Official Leweb Photos - Фредерик Мазелла, основатель и гендиректор Blablacar
Биография
Родился в 1976 г. в Вандее (Франция).
В 2001 г. окончил Ecole Normale Superieure (Париж) с дипломом магистра физики и Стэнфордский университет c дипломом магистра по информатике, в 2007 г. - бизнес-школу INSEAD
1999 консультант в Blue Pumpkin Softwares, затем научный сотрудник Biocomputation Center при Стэнфордском университете
2000 научный сотрудник NTT в Японии, а затем - NASA в Калифорнии
2002 руководитель проекта в Kabira Technologies (Париж)
2006 основал интернет-компанию Blablacar и с тех пор является ее президентом
Comuto S.A
оператор сервиса blablacar.com
Инвесторы проекта: Accel Partners, ISAI, Lead Edge Capital, Index Ventures.
Финансовые показатели не раскрываются.
Компания основана в 2006 г. Фредериком Мазеллой, Францисом Наппезом и Николасом Брассоном. Сервис поиска попутчиков работает в 13 странах (в феврале 2014 г. вышел на российский рынок), у него более 10 млн пользователей.
Первая волна райдшеринга (от англ. ride - «поездка» - и share - «делиться») возникла в 1942 г., когда в США резко возросла цена на бензин, а людям надо было как-то передвигаться по стране. Вторая волна пришлась на кризис 1990-х гг. Тогда водители пытались хоть как-то сократить траты на поездки, подбирая попутчиков. В середине нулевых возникла третья волна райдшеринга, когда поиск попутчиков перешел в интернет.
Good people / Мир не без добрых людей... // YouTube ForTrucker. 25.04.2013.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=MMXV0bdpPlQFROM RUSSIA WITH LOVE! ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ! Positive compilation of Russian dash cams
Soundtrack: The Cinematic Orchestra - Arrival of The Birds
Видео Аркадия Игоревича Моряхина (Талдыкорган, Республика Казахстан)
Любой поступок способен стать самым добрым, если в нем нет корысти. Совершай добрые дела!
Our world needs heroes because they inspire other people - maybe not to heroic feats, but at least to good deeds.