Ю.В.Шевцов: 4. Смещение части транзита ЕС-Россия, ЕС-КНР в Беларусь и отчасти Литву и Латвию

Sep 16, 2014 07:30



Карта. Беларусь на глобусе. (с) Портал "Туризм и отдых в Беларуси" http://www.tio.by/
Взято здесь: http://stanislav-05.livejournal.com/1183997.html

Оригинал взят у guralyuk в Ю.В.Шевцов: Война в Украине. Трансформация Европы. 4. Смещение ключевого значения в транзите ЕС-Россия, ЕС-КНР в Беларусь и отчасти Литву и Латвию.
Война в Украине началась в момент глубокой модернизации транспортной структуры на пути между ЕС и Россией, ЕС и Китаем. Среди этих проектов выделяются:
1. Модернизация железных дорог. Особенно:
- Увеличение пропускной способности и скорости движения по ж\д Берлин-Минск-Москва. Решена проблема перестановки пар колес в Бресте с европейской колеи на российскую. С 1.01.2015г. по этой ж\д должны начать ходить поезда испанской компании Talgo, которые автоматически переходят с колеи на колею, занимая при этом совсем немного времени. Происходит резкое улучшение парка локомотивов. Оптимизируются таможенные процедуры. Идет модернизация отдельных участков ж\д с тем, чтобы средняя скорость движения приблизилась к 200 км\час
- Началось освоение ж\д сообщения между ЕС и КНР. Запущены фирменные поезда в Китай по Транссибирской ж\д и через Казахстан. Наиболее важными в это ключе являются начатые в 2012г. году движения поездов из Германии в КНР через Беларусь и Россию. Целью китайского направления ж\д транзита является переключение на этот путь до 10% грузооборота Китай-ЕС, резкое ускорение доставки в Европу из КНР и наоборот некоторых чувствительных к скорости товаров: радиоэлектронной продукции, бытовой техники и т.п.
- Развернулась подготовка к строительству сверхскоростных ж\д в регионе Москвы и по линии Транссибирской ж\д. Зарезервирована территория для строительства сверхскоростной ж\д в коридоре ж\д Брест - Москва в Беларуси. Идет дискуссия о возможности строительства сверхскоростной ж\д Минск-Вильнюс-Калининград. Есть и другие проекты в этом ключе. Это должно позволить значительно увеличить долю континентальных перевозок между КНР и ЕС до более чем 10% от всего грузооборота и резко поднять геополитическое значение России.

2. В рамках увеличения товарооборота между Россией и ЕС, ЕС и КНР возник переговорный процесс по новым крупным перспективным проектам: строительство китайского порта в Крыму, возможные крупные китайские инвестиции в порту Клайпеды и в целом развитие порта Клайпеды как хаба для торговли стран Северной Европы с КНР, ориентированному на КНР крупному грузовому авиапорту в районе Орши (Беларусь), связанному с авто и ж\д сообщением стран региона.

3. Близка к завершению в 2020г. модернизация ж\д по линии Клайпеда-Минск, Вентспилс (Рига) - Орша. Эта модернизация позволит резко нарастить транзит грузов на ж\д Берлин-Минск-Москва (КНР), переориентирует около 3\4 транзита через порты Латвии к Белорусской ж\д. Модернизация ж\д на территории Беларуси и Украины открывала возможность к резкому росту транзита по линии Балтийское-Черное море также к 2020г. Развитие коммуникаций между Беларусью и портами Литвы и Латвии убрало также эффект монополизма Польши на этот транзит. Польша стала одним из игроков в транзитной теме, но потеряла ключевое значение в ней.

В результате войны в Украине возникла угроза всей системе внутриконтинентальных коммуникаций в момент, когда близилась к успешному завершению первая фаза модернизации к 2020г. и началось предметное обсуждение вопроса о строительстве сверхскоростных ж\д. Из всей шедшей в восточной Европе громадной коммуникационной трансформации вне угрозы паралича остались в основном белорусское направление и линия Балтийское море-Петербург.

В случае распространения украинского кризиса на Беларусь возникает угроза оставить для всей системы коммуникаций Россия (КНР) - ЕС в основном одно окно - порт Петербурга. Этого мало для сохранения заинтересованности КНР и ЕС в развитии континентальных путей сообщения в принципе. То есть война в Украине поставила под вопрос всю наметившуюся грандиозную перестройку коммуникаций между ЕС и Россией, ЕС и КНР. Это - одно из основных наметившихся геополитических последствий начавшейся войны.

Другое последствие: резкий рост геополитического значения Беларуси и связанных с нею Литвы и Латвии. Этот рост начался по мере модернизации транзитных путей по линии порты Литвы и Латвии - Беларусь и всего коридора Берлин-Минск-Москва-Китай. Война в Украине сделала ситуацию в двух конкурентных парах Беларусь-Литва, Беларусь-Латвия ключевой для всего процесса сближения ЕС с Россией и КНР.

Остальные главки из цикла "Война в Украине. Трансформация Европы."

Белоруссия, Шевцов Юрий ака Гуралюк, Шевцов Юрий Вячеславович, геополитика, Украина, Украина и Россия, транспортные коридоры, геостратегии, геополитика России, Евразийский Союз

Previous post Next post
Up