Игорь Николаев, Александр Воробьев: Цитадель - КЭНДЗЁ. Русский ответ на санкции

Aug 11, 2014 08:53

Оригинал взят у guralyuk в Игорь Николаев, Александр Воробьев: Цитадель - КЭНДЗЁ. Русский ответ на санкции
Чем бы ни закончилась война в Украине, а вопрос о судьбе той генерации российских элит, которая поднялась в ходе 90-х годов, должен встать обязательно. В этом смысле обвинения Кургиняна против Стрелкова - это только один из симптомов такой ожидающейся попытки. Самые важные сейчас аналитические тексты на русском языке должны быть посвящены моделированию этого возможного преодоления развала 90-х. В Центре стратегической конъюнктуры осели некоторые друзья, которых давно знаю. Так стараюсь отслеживать, что из этой структуры выходит нового...

***

Цитадель - КЭНДЗЁ. Русский ответ на санкции
Игорь Николаев, Александр Воробьев

Санкции

В связи с введением рядом стран Запада экономических санкций, против России, все актуальнее становится проблема переформатирования российской экономики.

По всей вероятности, санкции против России, даже в худшем из сценариев, не будут означать полного эмбарго на импорт и экспорт товаров и услуг, наподобие репрессалий США против Кубы - Европа слишком сильно зависит от российских углеводородов, да и Россия - слишком крупный рынок сбыта, для западных товаров, чтобы эти меры были безболезненными для экономик западных стран, особенно экспортно-ориентированной Германии, являющийся неформальным лидером Евросоюза.

Таким образом, санкции против России будут, по всей видимости, и дальше иметь точечный характер и будут направлены против конкретных российских физических и юридических лиц, а также узких секторов, особенно в сфере военных технологий.

Если противостояние на Украине между киевскими властями и ополчением продлится достаточно долгое время, а также если ополчение сумеет перейти в наступление, освобождая от киевских сил новые области Новороссии, то санкции могут усилиться и расшириться, также продлится время их действия.
Помимо санкций, перед Россией стоят также и ряд других вызовов: демографический, тесно связанный с ним пенсионный, а также замедление темпов роста экономики, ее стагнация.

Мы считаем, что можно попробовать решить проблему реформирования пенсионной системы, а также подстегнуть рост российской экономики, с помощью ее переформатирования.

Новый формат

В связи с низкой эффективностью в ряде отраслей российской экономики, прежде всего инфраструктурных, уже назрела необходимость демонополизации, а также проведения структурных реформ, наподобие реформы «РАО ЕЭС», которую можно признать в целом удачной, в некоторых же других отраслях, например авиапроме и судостроении, наоборот, логично продолжать дальнейшую консолидацию и усиление государственного влияния.

В целом, в большинстве отраслей уже давно назрела необходимость в создании новых структур, реорганизации уже существующих, для чего считаем логичным создание новых квази-государственных холдингов, которые также будут иметь достаточно тесные горизонтальные связи друг с другом.

Примером такой структурной реформы экономики может быть создание «кайрецу», после уничтожения «дзайбацу» в Японии - американцы, оккупировав островную империю, хотели сознательно ограничить возможности японской экономики и в приказном порядке ликвидировали крупные конгломераты - «дзайбацу», но японцы смогли переформатировать их в «кайрецу».

«Кайрецу» как и корейские «чеболи», - холдинговые структуры, формирующие целый экономический кластер.

Японские «кайрецу» являются широко диверсифицированными и работают сразу на многих сегментах рынка, но в России логичнее было бы создание специализированных холдингов, занятых в основном в одном-двух сегментах, но имеющих непрофильные активы в тех сегментах рынка, где конкуренция между ними желательна и даже необходима - например, в сфере финансов, транспорта и логистики и т.п.

Кстати отличительно чертой как «кайрецу», так и «чеболей» является их тесная связь с государством, которое в свою очередь выступает в роли координатора, а также осуществляет общее стратегическое планирование. Адаптированная под наши условия, эта модель в достаточной степени применима и в России.

При этом можно также создавать и широко диверсифицированные холдинги, построенные по принципу территориальных кластеров, например, на Дальнем Востоке, в Крыму и на Северном Кавказе.

При этом такие холдинги должны состоять из полуавтономных единиц, создать которые можно путем дробления уже существующих крупных российских государственных компаний, затем слить их в новые холдинговые структуры, усилив при этом горизонтальные связи между ними, за счет перекрестного владения уставным капиталом друг друга, что помимо всего прочего, существенно снизит риск недружественных слияний и поглощений таких структур.

При этом уже попавшие под санкции российские компании окажутся либо ликвидированными в ходе реорганизации, либо станут составной частью уже новых холдингов.

В случае же введения санкций против вновь созданных холдингов - необходимо заранее предусмотреть гибкие механизмы их перевоплощения в новые.

Дополнительной страховкой от санкций будет как раз то, что отдельные единицы новых холдингов будут действовать в достаточной степени независимо друг от друга.

Пенсионная реформа

Параллельно с этим можно осуществить и масштабную пенсионную реформу, сделав именно различные пенсионные фонды основными владельцами новых холдингов. Это могут быть как общие пенсионные фонды, так например и «отраслевые» - например, пенсионные фонды нефтяников, металлургов и т.п., при этом вероятно было бы логичным, что все участники пенсионных программ в этих фондах, становились бы их совладельцами, т.е. платя пенсионные взносы, они бы получали долю в уставном капитале этих пенсионных фондов.

Таким образом, это бы сделало почти всех россиян косвенными собственниками крупнейших российских предприятий.

При этом все пенсионные фонды должны стать чисто номинальными владельцами, без права управления, для чего возможно потребуется реформа законодательства об акционерных обществах, либо же законодательства о пенсионных фондах, которая превратила бы все акции и доли, которыми владеют пенсионные фонды в «привилегированные», т.е. лишенные права голоса по большинству вопросов, кроме дивидендной политики.

При этом такая концепция также является и мерой защиты вновь созданных холдингов от новых западных санкций - т.к. их номинальными владельцами будут являться все участники пенсионных программ.

Пенсионные фонды также могут стать источниками ликвидности для создаваемых холдингов, т.к. они же смогут выкупать и их долговые обязательства и т.п.

Для защиты пенсионных накоплений россиян, необходимо будет максимально строго регулировать деятельность пенсионных фондов, разрешив им действовать только в строго заданных рамках и инвестировать только в профильные для них активы, либо в случае с многопрофильными пенсионными фондами - только в ряд особо надежных.

В общем, пенсионные фонды в качестве прокси-владельцев новых холдингов - это выглядит не только достаточно логично, но и в целом позволит решить проблему пенсионных накоплений россиян, усугубляемую общими демографическими тенденциями России.

Конкуренция - ключ к росту

За счет того, что новые холдинги будут усиленно конкурировать друг с другом в тех отраслях, где это целесообразно (финансы, транспорт, логистика, большинство инфраструктурных отраслей и т.п.), и консолидации в тех отраслях экономики, где она необходима (например, в судостроении и авиапроме), возобновится рост экономики.

Важно, конечно, попутно с реформой увеличивать эффективность управления во всех звеньях новых холдингов.

За счет того, что новые холдинги будут состоять из полуавтономных единиц, можно будет четче отслеживать - в какой из них работают успешнее, сейчас же в крупных корпорациях успехи или наоборот неудачи на отдельных участках незаметны на общем фоне.

Также такая структура холдингов позволит повысить скорость принятия управленческих решений, позволит лучше концентрировать усилия на наиболее перспективных направлениях в рамках холдинга.

Приватизация 2.0

Помимо решения вышеуказанных проблем: реформирования пенсионной системы, а также возобновления экономического роста, переформатирование экономики может помочь также в решении проблемы, которую можно условно назвать «Приватизацией 2.0».

Путинская элита, пришедшая на смену олигархам из 1990-х, обладая большой властью и влиянием, в большинстве своем остается в положении наемных менеджеров, либо же, как, например, Тимченко и Ротенберги, не обладает действительно крупными активами и зависит от других крупных компаний, оказывая им разного рода услуги, а также, выступая генподрядчиком в различных инвестиционных проектах.

При этом стать реальными собственниками активов, которыми они управляют, у них нет возможности. Вряд ли такое положение дел полностью их устраивает.

Принцип дзюдо

Владимир Путин, как продвинутый дзюдоист, думается, овладел философией восточных единоборств, где важнее обернуть силу удара противника для усиления своей атаки.

Перестройка экономики России из нынешней слишком открытой и уязвимой модели в малоподверженный санкциям цитадель - важная геополитическая задача уже вне зависимости от ситуации на Украине.

Очевидно, что Россия бросила вызов американской глобальной монополярной системе.

Поэтому даже если проблема Украины будет снята с мировой повестки дня (например, если ополчение возьмет Киев), то Вашингтон и его сателлиты все равно будут искать новые поводы для конфронтации. Поскольку военный конфликт нежелателен для самих США, то противостояние перейдет в сферу экономики.

Таким образом, само время диктует необходимость выстраивания новой макроэкономической стратегии.

Решением как раз может стать переформатирование российской экономики - конечными бенефициарами, новых холдингов, через систему внутренних офшоров, с особым корпоративным законодательством, могли бы стать как раз представители путинской элиты. При этом им достаточно будет владеть даже миноритарной долей для осуществления общего контроля над холдингом, т.к. большая часть акций будет находиться в перекрестной собственности структурных единиц холдинга, а также находиться на балансе пенсионных фондов.

В такой ситуации возросла бы и их ответственность, т.к. из «временщиков», они стали бы уже «хозяевами», появился бы четкий стимул борьбы с коррупцией как внутри своих холдингов, так и вовне, дабы сократить издержки и повысить эффективность.

Россия получили бы не только стабильность и прогнозируемость, но и, наконец, ответственную элиту.
http://conjuncture.ru/kendze-29-07-2014/

Николаев Игорь Иванович, Корея, Центр стратегической конъюнктуры, Воробьёв Александр Викторович, Япония, Евразийский Союз, Россия, мобилизационное управление

Previous post Next post
Up