UPDATED 04.07.2013, взято отсюда:
КАЗАХСКИЕ ГОСУПРАВЛЕНЦЫ АГАШКИ И БРАТКИ - КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА АЛИХАНА БАЙМЕНОВА
https://www.facebook.com/alexander.sobianin/posts/568192186577073Виктор Верк: О корпусах "А", "Б" и "Ж".
Корпус "А" - это "агашки", корпус "Б" - "братишки".
Все остальные - в полной ж...
Виктор Верк: О корпусах "А", "Б" и "Ж". Корпус "А" - это "агашки", корпус "Б" - "братишки". Все остальные - в полной ж... // Время. 04.07.2013.
http://www.time.kz/articles/zloba/2013/07/04/o-korpusah-a-b-i-zhhttp://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1372930800Забавный анекдот рассказал аким Павлодарской области Ерлан АРЫН в ходе совещания по итогам новых кадровых назначений в регионе, сообщил в понедельник Tengrinews. "В области произошли серьезные перемены в связи с реформированием госслужбы. Корпус "В" у нас во многом усилился. В корпус "А" прошли проверенные, опытные люди. Знаете, чем отличается корпус "А" от корпуса "Б"? Есть такая шутка, говорят: корпус "А" - это "агашки", корпус "Б" - "братишки". Так что, уважаемые агалар, будем работать вместе, на вас большие надежды", - заявил Арын под общий смех присутствующих.
Рассказав о кадровых переменах, аким области потребовал от подчиненных максимальной отдачи в решении вопросов с освоением бюджетных средств. "За неосвоение средств просто конкретно будут стружку снимать с нас всех. Чего бы не хотелось. Поэтому прошу, особенно новых акимов, усилить работу по освоению бюджетных средств и трансфертов. Внимательнейшим образом посмотреть, буквально выжимайте. Я понимаю, там куча всяких субъективных препятствий трехэтажным забором выстраивается. Но надо быть сильнее всего этого, умнее, гибче и находить выход из любой ситуации", - отметил Ерлан Арын.
Ну что сказать вам про Арына?
Большой ученый - спору нет.
Но вот вопрос: зачем
раскрыл он сей государственный секрет?
А впрочем... никаких иллюзий
давно уж нету у людей.
Всегда так было: снизу - лузер,
а сверху … всякий прохиндей.
Куда свой взор ни обратишь ты,
в страны любые уголки -
повсюду даже не "братишки",
а откровенные братки.
Вот лишь один пример вчерашний
(пока что фактов нет свежей)
- про то, как вырвался в агашки
браток по имени Бергей.
Урвал кусок себе на старость
- и шасть в туманный Альбион...
Признайтесь же, Ерлан Мухтарыч,
немало здесь таких, как он!
По "освоенью" средств бюджетных
им равных, безусловно, нет:
дай волю им - в офшор заветный
упрячут быстро весь бюджет!
"Умны и гибки" - даже слишком,
везде имеют свой навар.
Сегодня вроде бы братишки,
а завтра - смотришь - агалар...
Разводят нас, как сущих лохов,
умеют, не краснея, врать:
мол, скоро заживем неплохо
- с программой "двадцатьпятьдесят"!
...Зарплаты тают, скачут цены,
народец взмок - за быт в борьбе.
А им плевать, для них БАЙМЕНОВ
игру придумал - в "А" и "Б".
Он подарил им жизни смысл
- и то не громкие слова,
ведь знают все: кто больше "свистнул"
- тому дорога в корпус "А".
А если кто всерьез мечтает
служить стране, а не себе
- штаны пусть вечно протирает
в соседнем корпусе, на бэ...
До пенсии носить бумажки
из кабинета в кабинет,
дрожать от окрика агашки
- печальнее удела нет...
Ну и зачем, скажите, нужно
служить народу на госслужбе?
Глава Агентства по госслужбе
умен, конечно, спору нет,
но я хочу по старой дружбе
ему полезный дать совет:
как с толком, а не для проформы
усовершенствовать реформу.
Когда "агашек" и "братишек"
по корпусам он разведет
- тотчас появится мыслишка:
куда ж теперь девать народ?
Ведь он, народец, власти нужен,
покуда государству служит.
Любой из тех, кто здесь прописан,
к госслужбе должен быть приписан!
А стало быть, как ни прискорбно,
народцу свой положен корпус.
Ему не нужно соцпакета,
глядишь - расслабится а то…
Переживет без кабинета
и персонального авто.
Пускай он стонет и недужит,
но государству честно служит!
Всем любопытным инострозам
мы скажем: "Посмотрите же!
У нас в семье не без народа,
есть для него свой корпус - "Ж".
Ведь как ни грустно, ребятишки,
давно пора признать уже:
рулят "агашки" и "братишки",
все остальные - в полной ж...
К вопросу о:
Башибузуки Байменова. В Казахстане создадут управленческий корпус "А" с особым порядком отбора в кадровый резерв. Пояснительная записка к проекту закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы". // Zakon.kz. 01.11.2012.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1351776060 Далее текст от 20.10.2012
Чиновники обзаведутся собственным "спецназом". В Казахстане появятся два элитных корпуса "А" национального и регионального уровней. Не-Мурзилка Назарбаева Алихан БАЙМЕНОВ создаст управленческий спецназ. "Наверх всплывают разные"... // Экспресс-К, Пiкiр-Талас и ЖЖ коми-пермяк. 20.10.2012.
http://komi-permyak.livejournal.com/34420.html Как приятно не ошибиться в потенциале человека!
Я же еще 15.02.2010 на спор утверждал, что
БАЙМЕНОВ Алихан Мухамедьевич - это Не-Мурзилка Нурсултана НазарбаеваПлавно "сработал" в свое время вдруг ставший набирать силу Ак Жол, теперь также аккуратно "сработает" госуправленцев Казахстана.
Мы с профессором Юрием Михайловичем Плюсниным с 2008 года говорили казахстанским партнерам о необходимости создания, без оглядки на Россию или США, управленческого спецназа в Казахстане (последний раз - в августе 2012 г. И вот - свершилось!).
Терзают смутные сомнения, о таком ли спецназе государевых людей, который будет создавать Алихан Мухамадьевич, мы думали. Но в человека надо верить. Будем верить, что А.М.Байменов сможет выполнить эту невероятно сложную управленческую, организаторскую и политическую задачу!
Das ist sehr gut, meine kameraden!
Правильной дорогой идём, товарищи!
На фото: БАЙМЕНОВ Алихан Мухамедьевич, председатель Агентства по делам госслужбы Республики Казахстан.
Копирайт: журнал "Exclusive" (Алма-Ата). 2009. № 8, август.
Чиновники обзаведутся собственным "спецназом". В Казахстане появятся два элитных корпуса "А" национального и регионального уровней, сообщил председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов. // Экспресс-К. 19.10.2012.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1350634140№ 195 (17553) от 19.10.2012
Нуржан БАЙМУЛДИН, Акмолинская область
В Казахстане появятся два элитных корпуса госслужащих. Об этом в ходе рабочей поездки по Акмолинской области сообщил председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов (на фото).
Гость побывал сразу в двух районах Акмолинской области. Здесь он встретился с активом и посетил ряд промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Основным лейтмотивом поездки стала недавняя статья президента Назарбаева "Социальная модернизация: двадцать шагов к обществу всеобщего труда".
- Глава государства подчеркнул важность производительности труда как основополагающего фактора политики социальной модернизации, - сказал Алихан Байменов.По его словам, идеи, озвученные главой государства, дают мощный импульс качеству и эффективности управления. Для достижения этой цели агентство разработало революционный законопроект, благодаря которому честные и инициативные служащие смогут успешно продвигаться по служебной лестнице. В документе, который скоро будет направлен в парламент, содержатся нововведения, позволяющие создать два элитных управленческих корпуса "А" национального и регионального уровней. В эту команду после прохождения через мелкое сито будут включаться перспективные чиновники. Именно этот кадровый резерв позволит Казахстану набраться сил для рывка в число 50 конкурентоспособных стран мира.Коренным образом изменится и процесс приема на работу.
- Президент не раз отмечал, что при смене министров и акимов начинаются командные перестановки, - подчеркнул Алихан Байменов. - Чтобы перетащить своих людей, начальники увольняют действующих госслужащих. Это недопустимо.
По словам высокопоставленного чиновника, с этой практикой будет покончено. Кадры будут черпаться из двух управленческих корпусов. Кроме того, начнется внедрение принципа меритократии при продвижении на госслужбе. Реформы позволят усилить меры защиты госслужащих, не жалеющих сил для процветания республики.
- Тем самым открывается возможность для профессионального и социального роста казахстанцев, - подытожил глава профильного ведомства.
UPDATED:
Башибузуки Байменова. В Казахстане создадут управленческий корпус "А" с особым порядком отбора в кадровый резер. Пояснительная записка к проекту закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы". // Zakon.kz. 01.11.2012.
http://www.zakon.kz/top_news/4521995-v-kazakhstane-sozdadut-upravlencheskijj.htmlhttp://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1351776060Источник: Информационная служба ZAKON.KZ
В Мажилис Парламента Республики Казахстан внесен проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы".
В связи с этим, сегодня председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Алихан Байменов провел пресс-конференцию, ознакомив журналистов с нововведениями законопроекта, сообщает пресс-служба агентства.
Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции новой модели государственной службы, утвержденной Главой государства в июле 2011 года, а также ряда его конкретных поручений.
Председатель Агентства отметил, что принятие данного Закона соответствует задачам, поставленным Лидером нации Н.А. Назарбаевым в его программной статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда", так как усиление принципа меритократии, повышение уровня профессионализма государственных служащих являются одним из инструментов социальной модернизации.
Основными приоритетами законопроекта являются:
- усиление принципа меритократии при отборе и продвижении кадров;
- создание высшего управленческого корпуса "А";
- совершенствование институтов и механизмов управления персоналом;
- повышение роли кадровых служб;
- усиление дисциплинарного и этического контроля.
С этой целью в законопроект включены нормы, предусматривающие:
- проведение тестирования как самостоятельного этапа отбора "без привязки" к конкурсам, что позволит значительно сократить временные затраты госорганов на проведение конкурсных процедур (с 40 - 45 дней до 15 - 20 дней);
- повышение ответственности за незаконные кадровые решения;
- введение системы оценки деятельности государственных служащих;
- введение институтов наставничества, стажировки, ротации и карьерного планирования;
- уточнение функций, полномочий и ответственности служб управления персоналом;
- создание интегрированной информационной системы управления персоналом "е-кызмет";
- возможность создания единой службы управления персоналом района, города и области, а также единой конкурсной, аттестационной и дисциплинарной комиссии.
В целях минимизации так называемых "командных перемещений" и усиления защиты административных государственных служащих при смене руководителей госорганов законопроектом предусмотрено, что назначения по переводам между госорганами будет осуществляться только в случаях, определяемых Главой государства. В этих же целях предусмотрена норма, в соответствии с которой конкурсные комиссии рекомендуют в кадровый резерв только для данного госоргана.
Законопроектом предусматривается также создание управленческого корпуса "А" - административных государственных должностей управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора, определяемый Президентом Республики Казахстан, а также специальные квалификационные требования.
Предполагается, что после принятия Закона будет создана Национальная комиссия по кадровой политике и региональные кадровые комиссии, которые будут формировать кадровый резерв корпуса "А". Таким образом, отбор и продвижение на должности корпуса "А" будет осуществляться транспарентно.
Впервые в Законе предусматривается отдельная глава о служебной этике, которая включает нормы Кодекса чести и антикоррупционного поведения государственных служащих.
Было отмечено, что целевыми индикаторами данного этапа реформ являются:
- повышение уровня доверия населения к системе отбора кадров и уровня доверия государственных служащих к соблюдению принципов меритократии;
- повышение профессионализма государственных служащих и качества оказания государственных услуг.
Алихан Байменов подчеркнул, что благодаря политической воле Главы государства Казахстан является лидером среди стран региона в области реформирования государственной службы.
Международные эксперты отмечают, что с принятием законопроекта казахстанская модель государственной службы будет отвечать лучшей международной практике с учетом современных тенденций. Планируется, что после принятия Закона будут внесены изменения в ряд актов Главы государства, регулирующих вопросы прохождения государственной службы.
Госслужащие, занимающие коррупциогенные должности, должны проверяться на полиграфе - Байменов
http://www.zakon.kz/top_news/4521974-gossluzhashhie-zanimajushhie.htmlПредседатель агентства по делам государственной службы Казахстана Алихан Байменов считает, что применение детектора лжи (полиграфа) при отборе кадров в государственные органы поможет эффективно бороться с коррупцией, передает ИА Новости-Казахстан.
«Считаю, что применение детектора лжи при отборе кадров на некоторые должности, не только правоохранительные, но и на некоторые определенные коррупциогенные должности в госслужбе, вполне это закономерно, это не ущемляет права», - сказал Байменов на пресс-конференции в четверг.
Он отметил, в ряде развитых демократических стран детектор лжи применяется. «Когда мы были в США, мы специально интересовались этим вопросом, там тоже для занятия некоторых должностей в числе проверки применяется детектор лжи», - рассказал глава агентства по госслужбе.
Байменов напомнил, что в прошлом году совместно с агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) была разработана и утверждена методика определения коррупциогенных должностей в каждом государственном органе.
«Если в будущем не только на правоохранительные, но и на эти должности, будет распространяться (применение директора лжи), то думаю, это будет одним из действенных элементов борьбы с коррупцией»,- заключил глава агентства.
Число политических госслужащих сократится в Казахстане - Байменов
http://www.zakon.kz/top_news/4521980-chislo-politicheskikh-gossluzhashhikh.htmlЧисло политических государственных служащих сократится в Казахстане, сообщил в четверг на пресс-конференции председатель агентства по делам государственной службы Алихан Байменов, передает ИА Новости-Казахстан.
«Хочу сказать, что в части количественных изменений ожидается, что будет изменен баланс между численностью политических и административных госслужащих. Предполагается, что доля политических госслужащих сократится», - сказал Байменов.
По его информации, соответствующий законопроект внесен в мажилис (нижняя палата) парламента в конце октября текущего года.
Административный госслужащий - это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе. В свою очередь, политическим государственным служащим является государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политический целей и задач (ч.ч. 1,9 ст.1 Закона РК «О государственной службе»).
Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы»
(сентябрь 2012 года)
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31252050Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы» (далее - законопроект) разработан в целях реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 119.
Законопроект направлен на повышение профессионализации и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса «А», а также повышения роли кадровых служб, совершенствования мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер.
В части совершенствования процедур отбора и продвижения законопроект предусматривает новые подходы по поступлению на административную государственную службу и ее прохождению. Они включают в себя отбор граждан в кадровый резерв административной государственной службы и проведение конкурса на занятие вакантной административной должности из числа граждан, зачисленных в кадровый резерв по результатам отбора.
Кадровый резерв станет единственным источником пополнения кадров государственных органов. Конкурсы будут проводиться непосредственно государственными органами по мере необходимости, отбор в кадровый резерв - на постоянной основе уполномоченным органом по делам государственной службы.
В соответствии с принципами меритократии при продвижении кадров должны учитываться заслуги и результаты оценки деятельности государственных служащих. В этой связи, законопроектом предусматриваются меры, направленные на совершенствование института перевода и карьерного планирования.
Для определения эффективности и качества работы административных государственных служащих законопроектом вводятся положения по проведению оценки их деятельности.
В части формирования управленческого корпуса «А» в законопроекте обозначены ключевые подходы к механизмам отбора и прохождения государственной службы в этом корпусе. Назначения на должности корпуса «А» будут осуществляться из кадрового резерва. Порядок отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора определяется Президентом Республики Казахстан. В целях обеспечения профессионального развития и карьерного продвижения законопроектом вводится институт ротации для служащих корпуса «А».
В законопроекте предусмотрены этические и антикоррупционные требования к государственным служащим. Закон «О государственной службе» дополнен новой главой по служебной этике. Таким образом, на законодательном уровне установлены обязанности государственных служащих по соблюдению этики и антикоррупционному поведению. Факты поступления на государственную службу лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, негативно сказываются на доверии граждан к государственному аппарату в целом. В этой связи, предусмотрены ограничения поступления на государственную службу таких лиц.
Данные меры позволят усилить антикоррупционный характер законодательства о государственной службе и повысить доверие населения.
В законодательные акты вносятся поправки по вопросам конфликта интересов. При этом, вводится административная ответственность лиц за несоблюдение ограничений по трудоустройству в коммерческие организации после прекращения государственной службы.
В целях повышения эффективности системы управления персоналом пересмотрены и дополнены функции кадровых служб. Предусмотрена возможность создания в областях, городах и районах единых кадровых служб, конкурсных, аттестационных и дисциплинарных комиссий. Деятельность кадровых служб государственных органов будет осуществляться на основе типового положения.
Законопроектом предусматривается ответственность членов конкурсных комиссий за нарушение конкурсных процедур. Устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушения законодательства о государственной службе, в том числе за прием граждан на государственную службу вне конкурсного отбора, неправомерное увольнение государственных служащих и др.
Предусмотрены меры по социальной защите государственных служащих в случаях реорганизаций государственных органов, связанных с передачей функций, полномочий государственных органов.
БАЙМЕНОВ Алихан Мухамедьевич, кандидат в Президенты Республики Казахстан на выборах 4 декабря 2005 г. Справка.
Копирайт фото: Wikimedia.
13.02.2010.
БАЙМЕНОВ Алихан Мухамедьевич, председатель Демократической партии "Ак жол", кандидат в Президенты Республики Казахстан на выборах 4 декабря 2005 г.
Родился 25 марта 1959 года в многодетной семье в пос. Карсакпай Джездинского района Джезказганской области Казахской ССР (ныне Улытауский район Карагандинской области), восьмой из девятерых детей.
Отец Байменов Мухамедья (1902-1984), мать Байменова Кадиша (1920-2000).
В 1976 году окончил среднюю школу №8 г. Жезказгана.
В 1981 году окончил Карагандинский политехнический институт по специальности "инженер-механик автомобильного транспорта".
1981-1983 ассистент кафедры Джезказганского филиала Карагандинского политехнического института.
1983-1988 стажер-исследователь, аспирант Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), в 1988 защитил в МАДИ диссертацию кандидата технических наук по теме "Оптимальные варианты кооперации АТП при ремонте агрегатов".
1988-1992 ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры, заместитель декана горно-механического факультета Джезказганского филиала Карагандинского политехнического института (ныне Джезказганский горно-технологический институт).
1989-1990 инициатор создания общественного движения "Улытау", глава Жезказганского областного отделения общественного антиядерного движения "Невада-Семей".
1990 избран депутатом Жезказганского областного Совета Народных депутатов.
1992-1994 заместитель главы Жезказганской областной администрации, председатель Жезказганского областного фонда развития культуры, образования, науки.
1993-1994 руководитель Жезказганской областной организации "Союз народного единства Казахстана".
С 1994 депутат Верховного Совета Республики Казахстан от Жезказганского избирательного округа № 54, заместитель председателя Комитета Верховного Совета РК по международным и межпарламентским отношениям.
1995 руководитель Жезказганского областного движения предпринимателей.
1995-2000 заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана.
1997-2001 председатель Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РК и член Комиссии по правам человека при Президенте РК. 03.1995-11.1995 заместитель министра труда, 11.1995-09.1996 первый заместитель министра труда РК.
1996-1998 заместитель руководителя Администрации Президента Республики Казахстан - заведующий организационно-контрольным отделом.
1997-1998 руководитель Канцелярией премьер-министра Республики Казахстан.
1998-1999 руководитель Администрации Президента Республики Казахстан.
В 1998 инициирует создание Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, в 1999 становится первым председателем Агентства, под его руководством разрабатывается и проводится реформа государственной службы Республики Казахстан.
2000-2001 министр труда и социальной защиты населения РК, под его руководством впервые в СНГ была разработана и принята комплексная "Концепция социальной защиты населения", предусматривающая в частности введение трехуровневой системы соцзащиты.
В ноябре 2001 выступает соучредителем и входит в состав политсовета общественного объединения "Демократический выбор Казахстана".
В марте 2002 выступает одним из инициаторов, соучредителем, сопредседателем Демократической партии Казахстана "Ак жол", с 2003 председатель политисполкома партии. На парламентских выборах в сентябре 2004 партия "Ак жол" набрала чуть более 12%, но заявила, что набрала не менее 30% голосов избирателей.
03.2005 избран председателем Демократической партии "Ак жол".
04.12.2005 баллотировался на выборах президента Республики Казахстан от Демократической партии "Ак жол" (кандидаты: Нурсултан Назарбаев, Жармахан Туякбай, Алихан Байменов, Ерасыл Абылкасымов, Мэлс Елеусизов), занял 3-е место (Н.Назарбаев 91,15%, Ж.Туякбай 6,61%, А.Байменов 1,61%, Е.Абылкасымов 0,34%, М.Елеусизов 0,28%).
11.2006-06.2007 депутат мажилиса парламента РК.
Президент общественного фонда "Зерде", руководитель интеллектуального клуба "Темирказык", президент республиканской федерации народной игры "Тогызкумалак".
Автор монографии "Государственная служба. Международный опыт. Казахстанская модель".
Член Инженерной Академии и Академии естественных наук.
Автор статей по проблемам автотранспорта, образования и просвещения, социальной защиты, государственного управления и государственной службы, менеджмента, политического и партийного строительства.
Хобби - чтение, шахматы, бильярд, музыка, плавание, футбол.
Женат. Супруга - Хадиша, бухгалтер.
Дочь - Куралай. Сыновья - Алишер, Ахмедали.
Копирайт фото Астаны: ЖЖ "От нечего делать пишу всякие глупости"
http://prestes.livejournal.com Юрий Плюснин, первый заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Высшей школы экономики: "Наверх всплывают разные". // Пiкiр-Талас (Академия госуправления при Президенте РК). № 2. 24.11.2009.
Юрий Плюснин,
Первый заместитель декана Факультета государственного и местного управления Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), доктор философских наук
- Юрий Михайлович, на Ваш взгляд, что есть элита, каковы её характеристики и роль?
- "Элита" - термин неблагозвучный, целиком заимствованный из селекционной практики (элитные породы скота и сорта растений) и в социальных науках сохранивший, на удивление, совершенно тот же смысл, что и в селекции. Но одно дело отбирать дородных по габитусу и плодовитых свиней или жизнестойкие злаки. Собственно, в этом и заключается селекционная работа - подобрать лучшее, создавать элиту по каким-то специально заданным и практически важным качествам. Совсем другое - считать, что множество случайных причин, способствовавших вертикальной мобильности индивидов, привели к тому, что на вершинах разных иерархий оказались лучшие. Случайности лучшее не отбирают. Наверх всплывают разные. Они разные во всём, потому и лучшие совсем по-разному. Или худшие, что то же самое.
Поэтому многие пишущие про "элиты" вкладывают в его понимание смысл вовсе не "лучшие", имея в виду нравственные, моральные, интеллектуальные или характерологические качества. Понятие "элита" в социологии, политике и журналистике выхолощено до примитивного значения "оказавшийся в верхних слоях". Полагать при этом, что представители "элит" обладают какими-то другими социально-полезными качествами - всё равно, что ожидать, будто чем более жирён хряк, тем более он и плодовит.
Но в этом, указанном сейчас смысле, "элиты" были и будут всегда - иерархии есть необходимое условие социальной структуры. А кто уж оказался наверху - дородные или достойные - неважно. Спрашивать, есть ли в нашем обществе "элиты" наивно - они в любом обществе. Неясно только, а есть ли международные "элиты", как о том любят писать. Если международные иерархии есть, так и "элиты" будут.
Поскольку общественная иерархия не бывает одна, даже в самом "примитивном" обществе их больше одной, то "элиты" приходится выделять по разным основаниям. Поскольку часто основания не рефлексируют, а считают само собой разумеющимися, очевидными и не требующими доказательства, то результатом - хаос и путаница описаний и интерпретаций. Термин стал многозначным и неопределённым.
Наши общества последние столетия национальны, следовательно, в каждом есть национальная элита, сиречь, верхушки разных иерархий. Имея дело со столь неопределённым понятием, можно задать какие угодно основания и выделить много разных видов "национальных элит".
"Элиты" не имеют никаких особых заслуг в развитии нации, поскольку являются лишь случайным продуктом социально-политических процессов, обычно охлаждённых и малоподвижных, с застывшими иерархиями, но по временам бурлящих и выбрасывающих снизу наверх всякое. Как и обратно. Для развития нации имеют значения не "элиты", а отдельные люди и историческая ситуация. "Элиты" принимают участие. Точно в том смысле, как в анекдоте про Эпикура ("…я предложил тебе принять участие в трапезе, а не разделить со мной кушанье").
Поэтому понятие "элиты" лучше бы ограничивать смыслами, заданными Парето, говорить лишь о политической (властвующей) "элите". Полагать, например, за "элиту" интеллигенцию, как творческую, так и интеллектуальную (учёных-академиков, например) можно только в прямом ленинском смысле. Может, в 19 веке интеллигенция и считалась "властителем умов", но на этом основании причислять её к "элите" - простая метафора. В наши времена журналисты любят себя причислять к "элите". Это почти то же самое, что кухарке в графском особняке полагать себя причисленной к дворянскому сословию лишь на том основании, что она кушает с графьями ту же еду и даже из той же посуды.
"Властитель умов" это не то же самое, что "водитель ритма", начальник.
"Верхушки" иерархий имеют чёткие верхние границы и совершенно неопределённые нижние. Потому указать границы "элит" - докуда они простираются в тело общества, как глубоко "спускаются в народ" - точно нельзя, а их рубежи определяются исключительно нюхом и совестью исследователя/журналиста.
Ответить на вопрос "кто завтра будет называться элитой?" то же самое, что полагать в первые века христианства, будто в будущем именно иерархи этой церкви составят одну из верхушек (феодального) общества. Не поверят и не актуально, преждевременно. Заглядывать в будущее, особенно если оно политическое, можно только вблизь. Политика - это пахота и горизонт у пахаря иной, чем у парящего.