Как в Казахстане принимают законы. Многие коррупционеры не выполняют своих обязательств

Mar 27, 2012 23:39

Представитель российской Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Казахстан Шибутов Марат Максумович http://komi-permyak.livejournal.com/30330.html в алмаатинском интернет-журнале "Власть" осветил механизм законотворческого процесса в Казахстане, а также менее (через депутатов) и более (через подзаконные акты) эффективные лоббистские подходы.

На фото Вячеслава Степанова ака gelio-nsk - две палаты парламента Казахстана (слева и справа от золотого конуса Фонда "Казына"):



Марат Шибутов: Как в Казахстане принимают законы. Многие коррупционеры не выполняют своих обязательств. Гораздо выгоднее оплатить продвижение подзаконного акта. // Власть.кз. 26.03.2012.
http://www.vlast.kz/?art=70
http://eurasianunion.livejournal.com/42406.html
http://komi-permyak.livejournal.com/30542.html
Марат Шибутов, специально для Vласти
Фото с официального сайта парламента Казахстана.
Мало что в Казахстане так отличается от первоначального замысла как законотворческий процесс. Первоначальная мысль, что законы должен разрабатывать и принимать парламент приняла настолько причудливые формы, что вряд ли можно сейчас согласиться с тем, что парламент является законотворческим органом.
На самом деле в настоящее время законотворческий процесс состоит из двух параллельно текущих подпроцессов - подготовка плана законопроектных работ, то есть планирование и сама разработка законопроектов.

План законопроектных работ является основным документом, определяющим содержательную часть работы парламента в течение года. Он составляется следующим образом:
1. В течение года каждое государственное ведомство формирует пакет своих предложений по изменению законодательства
2. Ориентировочно в сентябре текущего года данные предложения пересылаются в министерство юстиции в департамент законодательства. Департамент формирует проект плана законопроектных работ.
3. Затем план примерно в октябре пересылают в канцелярию премьер-министра, где он дополнительно правится и утверждается премьер-министром.
4. До 15 ноября данный план направляется в администрацию президента. При этом план должен включать в себя, кроме перечня законопроектов, соответствующую пояснительную записку с обоснованием и сроками внесения законопроектов в мажилис парламента.
5. Затем план передается в государственно-правовой отдел администрации президента. Там делают его экспертизу, направляя в другие отделы и советникам/помощникам президента при необходимости.
6. После получения всех замечаний и формирования заключения государственно-правовой отдел отправляет план руководителю администрации президента. Тот его смотрит и согласовывает. Срок проведения экспертизы проекта плана и подготовки заключения по нему в администрации президента не должен превышать 10 рабочих дней с даты его поступления.
7. Затем руководитель администрации представляет план с сопутствующими документами президенту. Тот его подписывает и накладывает резолюцию.
8. План возвращается в правительство со всеми замечаниями. Там он исправляется и отправляется в конце года в парламент для работы.
Таким образом, получается, что основная масса будущих законопроектов и вообще работы парламента определяется внешними структурами.

Большинство законопроектов разрабатываются следующим образом:
1. В каждом ведомстве действует рабочая группа по разработке законопроекта - с возможным привлечением сторонних лиц и организаций, в том числе и депутатов парламента.
2. Результаты через ответственного сотрудника идут в межведомственную комиссию по вопросам законопроектной деятельности при правительстве Республики Казахстан.
3. Затем, как законопроект готов, его рассылают по всем заинтересованным ведомствам на экспертизу и там правят.
4. Потом согласованный со всеми ведомствами законопроект попадает в министерство юстиции. Там делают его юридическую экспертизу, в том числе и антикоррупционную.
5. Затем законопроект проходит в канцелярию премьер-министра, там проверяется и направляется в администрацию президента, если он соответствует следующим требованиям:
- законопроекты, рассмотрение которых в парламенте планируется от имени главы государства объявить срочными или приоритетными;
- законопроекты, разработанные и подлежащие внесению правительством в мажилис парламента по поручению главы государства;
- проекты конституционных законов, кодексов, а также законопроекты, направленные на изменение и дополнение действующих конституционных законов, кодексов;
- законопроекты, направленные на совершенствование местного государственного управления и местного самоуправления, политической и избирательной систем страны;
- проекты законов, регламентирующие правоотношения в сфере обороны, национальной безопасности, в сфере правоохранительной деятельности и отправления правосудия .
- проекты законов о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год, а также предусматривающих внесение изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете на соответствующий
6. Если не соответствует, то идет прямо в парламент.
7. Законопроект в парламенте рассматривается в профильном комитете, правится и отправляется на голосование, на пленарное заседание мажилиса.
8. Потом законопроект направляется в сенат, там он рассматривается и по нему, также идет голосование. Если вносятся правки, то отправляется обратно в мажилис.
9. После того как закон проходит в парламенте, его отправляют на подпись президенту.

При вспомогательной схеме разработки законопроектов законопроекты разрабатываются так (что случается немного реже):
1. Депутат сам инициирует законопроект. Затем инициатор оформляет представление на имя председателя мажилиса, в котором раскрывается необходимость разработки проекта законодательного акта или внесения изменений и дополнений в действующий закон. Председатель мажилиса данное представление выносит на рассмотрение пленарного заседания мажилиса. При согласии палаты на разработку проекта законодательного акта, мажилис обеспечивает необходимую организационную, информационную и другую помощь инициатору законопроекта, определяет головной комитет.
2. Какой-либо из вспомогательных центров законотворчества разрабатывает закон и обращается с ним к депутату или государственному органу, убеждая того в необходимости принять законопроект. Если они соглашаются, то затем законопроект включается как свой.

Реальная роль парламента в законотворчестве гораздо меньше, чем это предусмотрено Конституцией и ограничивается лишь правкой и согласованием законопроектов, присланных администрацией президента или правительством.
Если говорить о сенате, то его вклад в законотворчество ограничивается правкой законопроектов присылаемых из мажилиса. Большую он роль играет в период роспуска мажилиса, заменяя его, и в этот период стараются пропустить наиболее неоднозначные с точки зрения прав граждан и демократических устоев законы (примеры последних месяцев - законы «О национальной безопасности», «О телерадиовещании», «О специальных государственных органах» и т.д.). Хотя сенаторы и имеют право законодательной инициативы по внесению законопроектов в мажилис, но делают это крайне редко.

Мажилис однако имеет больший вклад в законотворчество, чем сенат. Его функции заключаются в следующем:
1. Законодательная инициатива.
2. Участие в рабочих группах вместе с представителями госорганов по разработке законопроектов.
3. Обсуждение законопроектов в профильном комитете.
4. Совместная правка законопроектов вместе с сенатом.
Необходимо отметить, что повлиять на законопроекты можно только в отдельных сферах - это предпринимательство, социальные отношения, образование и здравоохранение, охрана окружающей среды. В таких сферах как СМИ, национальная безопасность, армия, внутренняя и внешняя политика взятками ничего решить нельзя, так это основа стабильности действующего политического режима. Такие законы даже депутатами практически не правятся, и проходят почти в том же виде, что и вносились.

В настоящее время коррупция при законодательной деятельности в парламенте распространена слабо в силу следующих причин:
1. Многие коррупционеры не выполняют своих обязательств.
2. Гораздо выгоднее, чем оплачивать отдельный закон, требующий большого количества согласований, оплатить продвижение подзаконного акта. Подзаконные акты гораздо действеннее закона, требует меньше согласований и стоит гораздо дешевле. Также стоит учитывать, что в год в Казахстане принимают 6000 НПА и среди них около 30-40 законов всего, так что и возможный скандал при огласке гораздо меньше.
3. Есть отработанные приемы информационного воздействия, которые позволяют обойтись без коррупции, чтобы продвинуть свои идеи.
4. Легче внести небольшое изменение в закон, чем переделывать его полностью. Небольшие изменения можно лоббировать бесплатно.

Можно предположить, что существующие противоречия в идее и практике законотворчества в Казахстане вряд ли будут решены за счет увеличения числа партий, представленных в мажилисе без проведения жесткой реформы.

Шибутов Марат Максумович, экономика Казахстана, Республика Казахстан, Шибутов Марат ака Мегахомяк, Казахстан, Ассоциация приграничного сотрудничества, Евразийский Союз, tengrinews.kz

Previous post Next post
Up