Холодный январь 2011-го в России. О бандитизме, терактах и политике российских властей на Северном Кавказе с руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собяниным беседовала Ботагоз Сейдахметова. // Новое поколение. 01.02.2011.
http://www.np.kz/index.php?newsid=7473http://komi-permyak.livejournal.com/22796.htmlhttp://sobiainnen.livejournal.com/25914.html Мир
Ботагоз Сейдахметова
О бандитизме, терактах и политике российских властей на Северном Кавказе в беседе нашего корреспондента с московским аналитиком, руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собяниным
- Александр, 2011 год для России начался с целого ряда трагедий. Пожалуй, наиболее шокирующие в их ряду - это массовое убийство в Ставрополе, где вместе с местным криминальным авторитетом Владимиром Слизаевым были убиты еще 7 членов его семьи и работников, и, конечно, теракт в московском аэропорту Домодедово, за которым, скорее всего, стоит проблема Северного Кавказа.
Я уверена, что оба события, не связанные, на первый взгляд, на деле - звенья одной цепи, а именно, политического курса нынешних властей России.
Давайте разберемся вместе.
Вот что касается массового убийства в Ставрополе, как Вы думаете, возвращаются смутные 90-е годы с их криминальными разборками, “крышеванием” бизнеса, рэкетом и прочей гадостью? Или все это никуда и не уходило? И вообще, что происходит в российской глубинке, она живет по своим правилам, не ориентированным или связанным с центром? Кто в современной России правит обществом - криминал, местные власти, гражданское общество? Кроме того, у меня есть ощущение, что в стране накопился избыточный капитал, который нигде не учитывается, то бишь не работает должным образом налоговая система, а значит, государственная казна теряет миллионы рублей, и теневая экономика продолжает править балом.
Что Вы думаете обо всем этом? Какие меры принимает власть? Ведь это не единичный случай криминальных разборок или массового убийства, а некая тенденция?
- Как гласят психология и языкознание, в вопросе закладывается немалая часть ответа. Вы, Ботагоз, так все в вопросах раскрыли, что получилась достаточно целостная картина происходящего сейчас в России. Я практически со всем соглашусь, поэтому отвечать подробно не буду, только немного добавлю к Вашим словам.
Нельзя в одну воду вступить дважды, даже если это вода одной реки. Разбойничий беспредел 90-х годов - от бандитов и ментов до бизнесменов и чиновников по отношению к простому человеку - не может вернуться. Народ сейчас другой, время другое. Вы сами же писали в “НП” о запуске госпереворотов-революций - от Киргизии и Белоруссии до Туниса и Египта, безотносительно успешности свержения действующих режимов. Возмущение россиян беспределом, который в 2010-2011 годах однозначно связан с силовиками и чиновниками в первую очередь, сейчас быстро подхватят и сумеют канализировать в нужном большому англосаксонскому Сценаристу деструктивном направлении. Даже население городов-миллионников в РФ живет отдельной жизнью, отдельной от виртуальной картинки, создаваемой разного рода пиарщиками вблизи Администрации президента РФ и аппарата премьер-министра РФ и транслируемой через телеканалы и другие СМИ. А население основной, коренной России давно уже не воспринимает навязываемую картину как свою. Еще в 2004 году, выступая с большим докладом по малым и средним городам России 19 июля в Совете Федерации РФ, первый заместитель кафедры государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ профессор Юрий Плюснин показал быстрый рост монархических и сталинистских настроений, а также снижение доверия ко всем уровням власти, за исключением президента (тогда В.Путин. - Прим. ред.). А ведь в 2004-м кризисом даже не пахло... Дело не в мегараспиле инновационного нанобабла, не в гигантских объемах коррупции, о чем говорит президент Дмитрий Медведев, не в объеме теневой экономики, ибо она была и остается все последние 20 лет существенной частью экономики России. Дело в том, что в российском обществе накопилась достаточная масса социальной энергии, которая при воле Сценариста может быть направлена на общественное недовольство властью. Люди хотят от власти честности, для себя достоинства личности и не видят первого, не получают от государства второго. Никакими пиар-ухищрениями эту мощную энергию не остановить, да и не надо останавливать.
Но для направления энергии в русло созидания и со-творчества народа и государства нужна такая идеология от власти, которой бы власть придерживалась реально и которую бы принимал народ России. Ничего такого даже близко нет в России. Так что все просто: в ближайшие год-полтора - либо революция сверху, либо киргизско-тунисский вариант.
- По поводу теракта в Домодедово. От лица нашей газеты примите соболезнования российскому народу. Эта трагедия, безусловно, коснулась каждого из нас, ведь Москва и московские аэропорты по-прежнему остаются центром, куда стекаются люди со всего постсоветского пространства. Может, именно этот факт и является одной из причин того, что в России подобные преступления повторяются в последнее время с ужасающей частотой?
- Россия была и остается центром силы постсоветского пространства, центром культурного влияния и экономического притяжения. Люди ехали и будут ехать сюда с самыми разными целями. Но безопасность - гораздо более сложная материя, чем металлоискатели на входах в аэропорты и публичные здания или чоповцы на входах в школы и поликлиники. Вы слышали, чтобы в терактах гибли высшие чиновники? Нет. А слышали, чтобы в терактах гибли простые люди? Да сколько угодно.
Пока элита в России считает отсутствие безопасности на Кавказе “чужой бедой, России не касающейся”, хотя Кавказ - часть России. Пока элита в России считает кровопролитие в Киргизии или боестолкновения в Таджикистане “чужой проблемой”, хотя сама же Россия называет Среднюю Азию зоной исключительного геополитического влияния, частью единого евразийского пространства. Пока “мерседесы” и “ауди” со спецмигалками “избранных” давят под колесами простых людей, а их сиятельные седоки выходят сухими из воды - реального обеспечения безопасности дождаться невозможно, теракты будут множиться.
- Впрочем, я не могу не связать теракты в этом году с грядущими президентскими выборами. Ведь, по сути, уже началась гонка между двумя кандидатами - действующим президентом Медведем и премьер-министром Путиным. И, на мой взгляд, кавказский след терактов - это прежде всего обращение к Путину, которого часто критикуют за политику на Северном Кавказе. Мол, не позволим тебе вернуться в президенты...
- Согласен с Вами полностью. Причем “нужные” сигналы поданы обоим головам тандема. Общественный деятель и политик Юрий Крупнов считает теракт в Домодедово очередным, но уже жестким предупреждением Владимиру Путину не идти кандидатом в президенты России в 2012 году. Мол, реальная ситуация в России давно уже под внешним контролем, и судьба премьер-министра и его коллег-силовиков зависит от решения Путина по 2012 году.
А востоковеды из Клуба выпускников Военного института иностранных языков считают, что и Медведеву дан взрывом в Домодедово недвусмысленный сигнал, - президент обязан сохранить пост в 2012 году и запустить процесс перестройки-2. Востоковед клуба Александр Горбатов считает, что Дмитрий Медведев понял правильно тот сигнал, который “заказчики комплексной военно-террористической операции, которые очень далеки и от ваххабизма, и от ислама вообще”, подали ему в Домодедово. Дмитрия Медведева искушением общезападной поддержки и угрозами различного рода, от терроризма до обрушения экономики России, от национализма до оранжевого бунта, принуждают пойти на выборы в 2012-м и победить.
- Странная версия, хотя, возможно, здесь не столько фигура Медведева интересна, сколько важен любой реальный конкурент против Путина... Между тем как Вы считаете, что делает или должна делать власть? Почему не работает путинская тактика: “...мочить террористов в сортире”? Каковы наиболее действенные профилактические меры от терроризма?
- “Вертикаль власти” в России превратилась в каменную пирамиду власти, где высшая власть зависит от нескольких сословий ниже себя, а население зависит сразу от всех, но никем не защищено. Об общей идеологии для высшей элиты и для народа и говорить не приходится в силу тотальной “победы бабла над злом”, торжества прагматизма и “экономической целесообразности”.
Между тем в сильной России высшая власть и простой народ были и должны быть в норме главными субъектами политики, главными носителями суверенности, а все прослойки - чиновники, силовики, бизнесмены и другие - должны даже при лучшем, чем у простого народа, благосостоянии иметь меньшую самостоятельность, меньшую личную суверенность и личную безопасность.
Долгое время ФСБ и МВД РФ призывали следовать израильскому и американскому пути борьбы с терроризмом. Между тем многонациональная Россия - это не Израиль с этнорелигиозной сегрегацией, Россия - не США с их плавильным котлом и возможностью использовать самые лучшие человеческие ресурсы всего мира. Нам их опыт годится лишь частично.
В России нельзя “мочить террористов в сортире” и одновременно с этим унижать людей нищетой и бесправием, в России нельзя создать в городах гарлемы и чайнатауны для гастарбайтеров, кавказцев, среднеазиатов, даже просто оградить “элитные рублевки для жизни лиц с синими мигалками” от простого народа надежно нельзя. Ни в России, ни в Казахстане опыт мягких и жестких технологий умиротворения страстей, столь яркий и эффективный в последние столетия истории в царской России и СССР, по-настоящему не используется и даже изучается лишь поверхностно.