Водно-энергетические ресурсы Средней Азии: СТАТЬИ, КАРТЫ, ИСТОЧНИКИ // World bank, ИА Фергана и ЖЖ коми-пермяк. 25.06.2015.
http://conjuncture.ru/sobiainnen-livejournal-25-05-2015/ Фото: крупнейшая по запасам воды и по энергомощности в Среднеазиатском регионе Токтогульская ГЭС, 2007 г., (с) Wikipedia, со ссылкой на www.panoramio.com
Нигора Бухари-заде.
Водные ресурсы в Центральной Азии: зависимая независимость. Карта. Водные ресурсы бассейна Аральского моря (ZOI Environment Network) // ИА Фергана. 17.06.2015.
Нигора Бухари-заде
Международное информационное агентство «Фергана»
В Душанбе на минувшей неделе прошла Международная конференция высокого уровня по итогам Международного десятилетия действий «Вода для жизни» - 2005-2015». На этот масштабный форум собрались около 1500 политиков и специалистов из 100 стран мира. Много справедливых слов было сказано его участниками об истощении и загрязнении водных ресурсов планеты, росте населения и необходимости в связи с этим сообща решать водные проблемы, учитывая взаимные интересы. По итогам конференции принята Душанбинская водная декларация. Мероприятие завершилось. Государства остались при своих водных проблемах и разногласиях, а общество - без ответа на главный вопрос: когда политические декларации будут переведены в практическую плоскость. Это касается и Центральной Азии, где основной нерешаемой из года в год проблемой остается несогласованность гидроэнергетического и ирригационного режимов водостоков трансграничных рек. При этом все страны заявляют о необходимости согласования действий с взаимным учетом интересов. В том, почему так происходит и где лежит ключ к решению водных проблем региона, «Фергана» разбирается вместе с экспертами из Таджикистана и России.
История вопроса
В советские времена между республиками Центральной Азии в водно-энергетической сфере действовала отлаженная система, когда регулирование речного стока странами верховья компенсировалось поставками энергоресурсов странами низовья. Иначе говоря, Таджикистан и Кыргызстан зимой накапливали воду в водохранилищах своих Нурекской, Кайраккумской и Токтогульской ГЭС, а летом сбрасывали ее для полива пахотных земель Узбекистану, Казахстану и Туркмении, за что зимой получали от них недостающие электроэнергию и газ. После распада СССР развалилась и единая энергосистема региона. Страны низовий стали продавать газ и электричество соседям по рыночным ценам, а за долги прекращали поставки. Таджикистан и Кыргызстан столкнулись с дефицитом энергии в зимний период. Так, в большинстве районов Таджикистана ежегодно в осенне-зимний период вводятся жесткие лимиты на подачу электричества, от которых страдает население и промышленность республики.
Поэтому вполне закономерно, что Таджикистан и Кыргызстан озаботились вопросами обеспечения собственной энергетической безопасности путем круглогодичной эксплуатации имеющихся ГЭС и строительства новых крупных гидроэнергетических объектов: Рогунской (на реке Вахш) и Даштиджумской ГЭС (на реке Пяндж) в Таджикистане и двух Камбаратинских ГЭС (на реке Нарын) в Кыргызстане. Эти планы настораживают соседний Узбекистан, который опасается, что дополнительное регулирование стока указанных рек (плюс к уже имеющимся на них водохранилищам) позволит Таджикистану и Кыргызстану контролировать спуск воды.
Таким образом, энергетические приоритеты стран верховья противоречат сельскохозяйственным интересам стран низовья, так как одним, в первую очередь, нужна электроэнергия, а вторым - вода для развития орошаемого земледелия. В результате на сегодняшний день мы имеем все более усугубляющийся разрыв энергетических связей и нарастание водных противоречий, постоянно предъявляемые друг другу упреки и претензии, которые в большей степени дезинтегрируют государства, а не сближают их. Обостряет ситуацию динамично растущее население и, соответственно, потребность в воде, нерациональное водопотребление вследствие использования устаревших ирригационных и дренажных систем в странах региона.
Карта. Водные ресурсы бассейна Аральского моря
Карта подготовлена ZOI Environment Network (для программы Всемирного банка CAEWDP), декабрь 2010 г.
(см. карту ниже)
Кто и как управляет водой
(см. под катом)
Сегодня единственным органом, решающим вопросы управления трансграничными реками бассейна Аральского моря, является Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). Она и ее исполнительные органы - бассейновые водохозяйственные организации (БВО) «Амударья» и «Сырдарья» - были созданы в начале 1990-х годов и включены в состав Международного фонда спасения Арала (МФСА). МКВК заседает ежеквартально на уровне руководителей водохозяйственных ведомств пяти государств, оценивает водность рек и решает, сколько воды должна забирать каждая из республик. Но, как говорит заведующий лабораторией гидроэнергетики института водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук Таджикистана Георгий Петров, парадокс в том, что режимы работы гидроузлов бассейна Аральского моря до сих пор разрабатываются без участия энергетиков. А реализуются эти режимы энергетиками без участия представителей водного хозяйства:
Фото: Георгий Петров
- МКВК - это орган исключительно водного хозяйства. К сожалению, сегодня он работает недостаточно эффективно по причине недопонимания между странами по вопросам эксплуатации водных объектов межгосударственного значения. Одним из основных недостатков МКВК (с БВО) является то, что они, будучи межгосударственными, не предусматривают у себя ротации кадров и участия специалистов из всех республик. Органы МКВК располагаются в Ташкенте и сформированы на 100 процентов национальными кадрами Узбекистана. Соответственно, в большей степени они учитывают интересы одной страны. И если до 2009 года существовала объединенная энергетическая система, которая управлялась единым диспетчерским центром, причем с учетом интересов ирригации, то сейчас она практически развалилась. Проблемы не в вопросах вододеления, а в регулировании стока рек в соответствии с противоречивыми интересами ирригации и энергетики.
Тем не менее, любые организационные формы взаимодействия между государствами полезны. МФСА (я много работал в его структурах и принимал непосредственное участие в разработке программ бассейна Аральского моря) - это, прежде всего, постоянно действующий дискуссионный клуб, что очень важно сегодня. В то же время надежды, что МФСА будет инвестиционным источником, были наивными и не оправдались. Страны сами за счет собственных средств решают свои проблемы: Узбекистан и Казахстан - в Приаралье, Таджикистан - на Рогуне, Кыргызстан - на Камбарате-1 и -2 и каскаде Верхненарынских ГЭС.
Кто, кому и что должен
Как говорят эксперты, МКВК - единственный на сегодняшний день «примиряющий» орган, сглаживающий все противоречия между странами. Но проблема в том, что МКВК не уполномочена решать вопросы взаиморасчетов по воде. Она только дает рекомендации по вододелению и водопользованию, но страны позволяют себе им не следовать.
Между тем, Кыргызстан уже много лет поднимает вопрос платы за накапливаемую ежегодно в водохранилищах страны воду, которая подается Узбекистану и Казахстану. На прошедшей в Душанбе конференции премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев вновь сказал об отсутствии компенсационного механизма для Кыргызстана и Таджикистана за поставляемые странам низовья водные ресурсы. Он посетовал на то, что в ущерб своему населению республика зимой накапливает воду для летних нужд аграриев стран низовья. К тому же кыргызские эксперты полагают, что государства низовья должны возмещать затраты Таджикистана и Кыргызстана на регулирование водного стока, обслуживание водохранилищ, мониторинг водных ресурсов, составление гидрометеопрогнозов, которые необходимы, в основном, странам низовья. Механизм взаиморасчетов и компенсаций работал в советские времена, когда существовала бартерная система распределения водных и энергетических ресурсов между республиками одной страны в соответствии с их потребностями. Но в условиях, когда водные ресурсы поделены государственными границами, эта система уже не сработает, считает Георгий Петров:
- Компенсационный механизм, о котором постоянно говорят страны верховьев рек: Таджикистан и Кыргызстан, - это палка о двух концах. Прежде всего, само применение к Токтогулу и Нуреку понятия объектов межгосударственного значения - это, по сути дела, признание их общей собственностью не только самих Таджикистана и Кыргызстана, но и всех других стран региона. Те, думаю, на это с удовольствием согласятся, но нужно ли это Таджикистану и Кыргызстану? А затраты на содержание Нурека и Токтогула страны-владельцы несут для того, чтобы реки вырабатывали необходимую для них электроэнергию, и прибыль от последней компенсирует их. Вот если бы Таджикистан и Кыргызстан показали, что они затрачивают какие-либо средства для получения выгод странами нижнего течения, то можно было бы требовать и компенсацию. Но такого обоснования пока нет. Единственное, что здесь может иметь место, - это оказание услуг по регулированию стока. Здесь возможны компенсации, и такая схема была прописана в Бишкекском соглашении по реке Сырдарья 1998 года. Но это была только схема, без разработки конкретных механизмов она так и не заработала.
Нужен новый механизм
По данным ООН, из-за несогласованности решений в сфере координации трансграничных водных проблем Центральная Азия ежегодно теряет 1,75 миллиарда долларов, а может, и больше. Чтобы избежать конфликтов в использовании трансграничных рек, должен быть совместно разработан новый экономический механизм совместного комплексного использования водно-энергетических ресурсов, что при нынешних разногласиях - дело непростое, считает Георгий Петров:
- Это должен быть технический документ. А общие стратегии уже разработаны в большом количестве и на самом высоком уровне. Разработка инженерного, технико-экономического документа - это очень серьезно. Во времена СССР этим занимались такие институты, как Гидропроект и Гипроводхоз, в каждом из которых работало по несколько тысяч специалистов. И даже эти институты привлекали к сотрудничеству еще десятки других специализированных научных и проектных институтов из всех союзных республик. Это показывает, что такое эффективная взаимозависимость: никакая отдельная республика такую работу самостоятельно выполнить не может. Вообще в вопросах совместного использования водно-энергетических ресурсов независимость не только не важна, но может быть даже вредной. Более важной является безопасность, которая лучше всего обеспечивается такой взаимозависимостью между странами, разрушение которой будет самоубийственной для них.
В СССР именно такие механизмы и вырабатывались, обобщаясь в так называемых Схемах комплексного использования водных ресурсов бассейнов рек, например, Сырдарьи, Амударьи, Зеравшана и других. В новых политических реалиях они требуют уточнения или обновления. Но ничего этого за 24 года независимости не было сделано. Были подписаны Алма-Атинское, Кызыл-Ординское соглашения, Нукусская декларация и прочие. Все они, конечно, важны, но это, действительно, только декларации или протоколы намерений, носящие рамочный характер. Позднее было подписано уже упомянутое Бишкекское соглашение по Сырдарье, но совместный механизм водопользования так и не был разработан. Более того, само Бишкекское соглашение, по сути, прекратило свое действие. В таком механизме, в первую очередь, должен быть заинтересован Узбекистан. Если взять Таджикистан, например, или Кыргызстан, то для них никаких опасностей не видно - сток рек не уменьшается, осадки увеличиваются, да и вообще воды для верховьев всегда хватит.
Сколько стоит вода?
В Центральной Азии растет дефицит воды. Уже сейчас Туркмения и Узбекистан входят в первую десятку стран, в которых воды на душу населения приходится меньше всего. По оценкам ООН, к середине века регион будет испытывать серьезный недостаток воды в случае, если будет продолжаться хищническое и бесконтрольное ее потребление. Эксперты ООН прогнозируют, что в 21 веке вода станет более важным стратегическим ресурсом, чем нефть и газ. В условиях нарастающего дефицита вода, безусловно, становится товаром. Времена безвозмездного ее использования проходят, и республикам Центральной Азии придется определить стоимость гидроресурсов, говорит директор Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации, академик Борис Кизяев:
Фото: Борис Кизяев
- Известно, что Узбекистан отказывается платить за забираемую воду, потому что считает, что у него есть своя доля, которую Таджикистан и Кыргызстан должны ему отдать, так как вода - природное благо, которое принадлежит всем. Ведь со времен Союза лимиты не изменились, и по международным соглашениям водные ресурсы разделены между всеми центральноазиатскими республиками. Но тут есть нюансы. Вода, которая отработала на гидроэлектростанции, повторно используется в сельском хозяйстве. Для того чтобы каждый кубометр сработал, нужно его накопить, создать напор, эксплуатировать электростанцию, водохранилища. А дальше, для распределения воды, нужны насосные станции, магистральные каналы, системы дренажа. Всё это затраты. МКВК должна подготовить технико-экономическое обоснование эффективности использования водных ресурсов всеми странами региона. Поэтому нужно рассчитать себестоимость каждого кубометра воды, который, входя в ГЭС, вырабатывает энергию, а потом, утекая вниз, идет на ирригацию. Нужно подсчитать затраты на обслуживание этого кубометра каждой из стран, и кто какой суммарный доход с этого получает. Затем посчитать общие затраты и общие экономические выгоды. И потом уже можно оценить, как распределить воду, чтобы всем от этого была польза.
Чтобы решить эту сложную проблему, нужно создать межгосударственный водно-энергетический холдинг с участием России, который соединит не только водные ресурсы, но и ресурсы сельского хозяйства и энергетики в одно большое объединение. Он бы производил электроэнергию для всех, а в летний период прикидывал, кому как выгоднее компенсировать эти затраты. Если такой орган будет создан, то он будет определять нужды для всех республик. Чтобы потом можно было учитывать долевое участие каждого от получаемого эффекта и его распределения на сооружение и эксплуатацию водных объектов. Если все объединятся, то каждый получит свою гарантированную долю и воды, и энергии. Думаю, что все страны должны быть в этот заинтересованы.
- Вы упомянули Россию… В чем заключается интерес России в участии в водно-энергетическом холдинге со странами Центральной Азии?
- Тут не только экономический интерес, но есть экологический и социальный аспекты. Нарушение экологического баланса в Центральной Азии из-за усыхания Арала приводит к климатическим и погодным аномалиям и в самой России. Кроме того, Россия заинтересована в стабильности в регионе, и любые конфликты, в том числе на почве воды, там совсем не нужны. В условиях санкций Россия нуждается в овощах и фруктах. И в этом плане было бы нелишним рассмотреть проекты совместного использования водных, земельных, энергетических и трудовых ресурсов России и стран центральноазиатского региона. Так, сельхозпродукция, выращиваемая в тех же Таджикистане и Киргизии, шла бы на экспорт в Россию. А Россия могла бы компенсировать Таджикистану и Киргизии нехватку электроэнергии в зимний период, поставляя ее в регион через энергосистемы Казахстана. И еще один немаловажный социальный аспект: если все водно-энергетические вопросы будут урегулированы, то республики получат новый толчок к развитию экономик, а значит, массовый отъезд людей на заработки в Россию сократится. То есть миграционные проблемы смягчатся. Кроме того, все-таки в Центральной Азии еще много русскоязычного населения. И, по логике вещей, Россия должна быть заинтересована в том, чтобы они там тоже не бедствовали. В Таджикистане стоят наши воинские части, которые тоже нуждаются в обеспечении и водой, и энергией.
Россия также могла бы войти в долевое участие в вопросе обеспечения региона питьевой водой. Дело в том, что сами южные регионы России испытывают большую экономическую потребность в воде. Области Южного Урала - Свердловская, Тюменская, Оренбургская, Челябинская, Курганская - как раз нуждаются в переводе части стока из Оби в этот регион. Цель этой идеи заключается не в том, чтобы заполнить Арал, а в том, чтобы подавать питьевую воду в Центральную Азию, и тогда бы меньше воды забиралось из Сырдарьи. И если мы будем обводнять южные регионы до границы с Казахстаном, то целесообразнее провести воду дальше - через Казахстан до Узбекистана. Не нужно рыть каналы, сейчас можно провести трубопровод для питьевого водоснабжения. И если уж мы нефть, которую нужно добыть и очистить, гоним в Европу, то такой трубопровод протянуть на 2000 километров не так сложно. Кстати, казахи уже говорят, что вода в Сырдарье по экологическим требованиям не удовлетворяет нужды питьевого водоснабжения. Этот вопрос пока поднимается периодически, но скоро к нему мы все равно вернемся. С другой стороны, Китай очень интенсивно разбирает в верховьях Черный Иртыш. Скоро он ни в Казахстан, ни к нам не дойдет. Поэтому нужда заставит заняться этим вопросом.
Многосторонность и политическая воля
Эксперты едины во мнении, что вопросы водопользования в Центральной Азии не могут быть решены только лишь в двустороннем формате. Как отметил Борис Кизяев, региону необходим надгосударственный независимый орган, который будет заниматься комплексным решением водохозяйственных, энергетических и аграрных вопросов. Будет ли создан такой орган - зависит исключительно от политической воли и мудрости руководителей центральноазиатских государств, говорит президент Международной информационной сети водохозяйственных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Полад Полад-заде:
Фото: Полад Полад-заде
- К сожалению, политические амбиции руководителей стран Центральной Азии пока берут верх. Не нефть, а именно вода для Центральной Азии является главным природным ресурсом, поэтому водные вопросы приоритетны и должны решаться президентами на высшем уровне. По-другому их решить невозможно. Это пока еще в регионе не ощутили всю остроту проблемы. Но ситуация будет только обостряться, потому что недалек тот день, когда «проснется» Афганистан, решит развивать свои гидроэнергетику и сельское хозяйство и будет забирать, как минимум, свои законные 10 кубокилометров стока Амударьи, предусмотренные еще соглашением с СССР, которые он сегодня почти не использует. Вот тогда пропали низовья Амударьи - и Каракалпакия, и Бухара, поскольку Узбекистан особенно зависит от вышележащих стран. Так что договариваться придется. А чтобы соблюдались квоты водопотребления, необходимо создать международную водную полицию и наказывать за нерегламентированный забор воды, как это делается в Европе, где все эти вопросы очень жестко контролируются.
На прошедшей в Душанбе конференции президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил провести новое международное десятилетие действий под девизом «Вода для устойчивого развития». Но если как можно скорее не начать распутывать сложный клубок водно-энергетических проблем Центральной Азии, то может случиться так, что о развитии, тем более устойчивом, через несколько лет говорить уже не придется.
* * *
Центрально-Азиатская Программа развития энергетических и водных ресурсов [CAEWDP]. Бассейн Аральского моря, Центральная Азия. Энергетическая инфраструктура Центральной Азии // Всемирный банк. 02.04.2015.
Краткая информация
Центрально-Азиатская Программа развития энергетических и водных ресурсов [CAEWDP, The Central Asia Energy-Water Development Program]
Центральная Азия обладает водными, а также богатыми и разнообразными энергетическими ресурсами - гидроэнергоресурсы, нефть, газ и уголь. Эти ресурсы позволяют поддерживать возростающую производительность сельского хозяйства и имеют потенциал экспорта за пределы региона в связи с избытком сверх внутреннего спроса.
Однако водные и энергетические ресурсы региона распределены несбалансированно и доступ к ним неравномерен. В ряде случаев имеется недостаток физической инфраструктуры и по мере износа действующие устаревшие системы утрачивают надежность и эффективность. В некоторых местах система не способна обеспечить нужды населения в электричестве в определенные периоды года, в то время как в других местах людям недостает воды.
Гидроэнергетические ресурсы сконцентрированы в Кыргызской Республике и в Таджикистане, расположенных в верховьях рек Сырдарья и Амударья. Тепловые ресурсы сконцентрированы в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане. Таким образом, вопросы водно-энергетических связей неотделимы от вопросов национальной безопасности, региональной стабильности и экономического роста.
Центрально-Азиатская Программа развития энергетических и водных ресурсов (CAEWDP) признает, что укрепление сотрудничества на национальном и региональном уровнях может привести к увеличению прибыли, сокращению бедности, устойчивому развитию, совместному процветанию и политической стабильности во всем регионе.
Программа строит энергетическую и водную безопасность за счет использования преимуществ расширения сотрудничества. Она стремится к укреплению безопасности на основе партнерских отношений со всеми пятью странами Центральной Азии и Афганистаном в рамках региональных инициатив, а также с партнерами по развитию в контексте меняющейся глобальной среды. CAEWDP предоставляет богатый международный опыт, аналитику и диагностику для принятия обоснованных решений и разумного инвестирования.
Вода
Водные ресурсы имеют жизненно важное значение для бассейна, но распределены неравномерно. В летнее время Сырдарья и Амударья могут обеспечивать горные Кыргызскую Республику и Таджикистан большими объемами низкоуглеродной гидроэнергии. Ниже по течению эти реки являются важнейшими артериями для поддержания жизнедеятельности: сельского хозяйства, рыболовства, экосистем, здравоохранения и производства электроэнергии во всем Центрально-Азиатском регионе.
Карта. Водные ресурсы бассейна Аральского моря
http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Brief/Europe%20and%20Central%20Asia/central-asia/aral-sea-basin-1350x900.jpg Карта подготовлена ZOI Environment Network (для программы Всемирного банка CAEWDP), декабрь 2010 г.
© Zoi Environment Network
Энергетика
Центральная Азия богата энергетическими ресурсами. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, расположенные в низовьях рек, располагают существенными запасами нефти, газа и угля. Находящиеся в верховьях Таджикистан и Кыргызская Республика имеют значительный, но не используемый в полную меру гидроэнергетический потенциал. Наличие таких разнообразных энергосистем предполагает возможность удовлетворения сезонной потребности всех стран в электроэнергии наиболее экономичным и экологичным способом: с максимальным использованием недорогой гидроэнергии в летнее время и надежных источников тепловой энергии в зимний период, когда холодный климат ограничивает выработку гидроэнергии.
Энергетическая инфраструктура Центральной Азии.
http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Brief/Europe%20and%20Central%20Asia/central-asia/CAS407531.pdf © Всемирный банк
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ:
Оценочные исследования по предлагаемому Проекту Рогунской ГЭС в Таджикистане
Проект по развитию регионального электроэнергетического рынка Центральной Азии и Южной Азии (CASA 1000)
ВИДЕО: Может ли избыток электроэнергии в одной стране быть на пользу другой?
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Брошюра о программе CAEWDP (PDF, 3,8 МБ
http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Brief/Europe%20and%20Central%20Asia/central-asia/CAEWDP-Brochure-141017-ru.pdf )
CAEWDP: Работа на региональном уровне для совместного процветания стран (анг., PDF, 0,1 МБ
http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Brief/Europe%20and%20Central%20Asia/central-asia/Working-Regionally-for-National-Shared-Prosperity-May2014-en.pdf )
II Центрально-азиатский форум знаний по вопросам изменения климата: «На пути повышения устойчивости региона к изменению климата» (май 2014)
http://www.worldbank.org/ru/events/2014/04/08/second-central-asia-climate-knowledge-forum-moving-towards-regional-climate-resilience РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ:
Оценочные исследования по предлагаемому Проекту Рогунской ГЭС в Таджикистане
http://www.worldbank.org/ru/region/eca/brief/rogun-assessment-studiesПроект по развитию регионального электроэнергетического рынка Центральной Азии и Южной Азии (CASA 1000)
http://www.casa-1000.org/indexr.phpЦентрально-азиатская программа по модернизации гидрометеорологии
http://www.vsemirnyjbank.org/projects/P120788/central-asia-hydrometeorology-modernization-project?lang=ru * * *
Источники:
[***] Как высушить море за полвека: трагическая история Арала // National Geographic Россия. 2015. № 6 (141), июнь.
http://www.nat-geo.ru/nature/217711-kak-vysushit-more-za-polveka-tragicheskaya-istoriya-arala/ [***] Жирнов Е. Мудрые реководители. Разворачивать южные реки планировал еще Петр I, а северными реками занимался лично Хрущев. Карта проекта переброски рек // Коммерсант-Власть. № 24 (678). 19.06.2006.
http://www.kommersant.ru/doc/683191 [***] Иртышско-Обская глубоководная магистраль - важнейший геополитический проект. С основным докладом на проектной сессии выступил к.т.н., д.г.н., академик Академии водохозяйственных наук РФ Алексей Беляков // YouTube Юрий Крупнов. 06.04.2014.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=CcJA0_5KcjQ [***] Организация систем орошения и водных путей сообщения Центральной Азии как единой макрорегиональной инфраструктуры. Сессия ИДМРР 18 декабря 2013 г. Лучшим способом решения водной проблемы в Центральной Азии было бы создание единой региональной ВТЭС // ИДМРР. 18.12.2013.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=XeY1IqC4KYEТекст:
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0146/ [***] Правовые основы рационального водопользования - презентация книги проф. А.А.Белякова // YouTube Юрий Крупнов. 06.04.2014.
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=xyZKD21zW4kВ ходе проектной сессии "Иртышско-Обская глубоководная магистраль как основа Индо-Сибирского пути и развития Сибири" кандидат технических наук, доктор географических наук, академик Академии водохозяйственных наук РФ Алексей Беляков провел презентацию своей книги "Правовые основы рационального водопользования".
В книге развиваются тезисы о неприменимости права собственности к текущей воде и некультурной земле, описывается программа создания воднотранспортной сети с многофункциональными межбассейновыми соединениями. Кроме того, автор дает рекомендации по исправлению водного законодательства РФ.
[***] Опубликован проектно-аналитический доклад "Речная доктрина Российской Федерации" (полный текст в .pdf). Руководитель проекта Ю.В.Крупнов. Генеральный конструктор А.А.Беляков // ИДМРР. 12.02.2015.
http://www.proektnoegosudarstvo.ru/news/0561/Скачать проектно-аналитический доклад "Речная доктрина Российской Федерации" (в PDF 3,2Mt
http://idmrr.ru/downloads/Rechnaya_doktrina.pdf )
[***] Водные проблемы Центральной Азии. Леонид Папырин о возможных природных и техногенных катастрофах в Центральной Азии. Международный экономический форум "Европейские дилеммы: партнерство или сотрудничество". г. Крыница Здруй на юге Польши, 7-10 сентября 2011 года. Проблемы строительства Рогунской ГЭС. Насколько опасны Сарез и Рогун для Узбекистана. Бассейн реки Сыр-Дарья. ГЭС средних размеров. Мини-электростанции. Атомные электростанции. Тепловые электростанции. Водопользование. Трансграничные противоречия // ЦентрАзия. 03.11.2011.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1320329460 [***] Брусина О.И. Аграрное перенаселение как одна из причин Ошского конфликта // Профи. 1999. № 11. С. 20-23.
http://conjuncture.ru/osh_1999/http://sobiainnen.livejournal.com/6442.htmlОб авторе:
БРУСИНА Ольга Ильинична, старший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН, группа Средней Азии. Кандидат исторических наук, в 1987 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Славяне в сельских районах Узбекистана. Этнические и социальные процессы. Конец 19 - конец 20 века". В 1983 году окончила кафедру этнографии исторического факультета МГУ им. Ломоносова, в 1987 заочную аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН). С 1988 по н.в. работает в ИЭА РАН. Круг научных интересов: обычное право мусульманских народов Средней Азии, славянское население Средней Азии, среднеазиатские диаспоры в России, межнациональные отношения, миграционные процессы. Монография "Славяне в Средней Азии. Этнические и социальные процессы. Конец 19 - конец 20 века". М., "Восточная литература". 2001. - 240 стр. Имеет более 50 печатных работ.
[***] Centripetal and Centrifugal Forces at Work in the Nation-State. Geopolitical Weekly by Zhixing Zhang. Map. Significant Separatist Movement. Тибет останется в Китае. А потому что без воды... Геополитика крупнейших рек Азии // Stratfor и ЖЖ коми-пермяк. 23.09.2014.
http://komi-permyak.livejournal.com/72970.html [***] Пресная вода как национальное достояние. Беседа с Ойзерманом Максимом Теодоровичем [замгендиректора "ВНИИАЭС - Проектный офис" ГК "Росатом"] // Эхо Москвы. 17.07.2008.
http://www.echo.msk.ru/programs/futureback/527501-echo/ [***] Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Водные проблемы КНР: Казахский и российский аспекты // Транскаспийский проект. 17.05.2001.
http://www.abirus.ru/content/564/565/567/11394.htmlОб авторах: БЕССАРАБОВ Георгий Дмитриевич - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований, СОБЯНИН Александр Дмитриевич - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи".
[***] Александр Собянин: Время казахской евразийской инициативы стремительно утекает. "Разговоры о водной войне - блеф". Беседовал Вячеслав Щекунских. // Свобода слова (Алма-Ата). № 40. 01.11.2012.
http://conjuncture.ru/sobjanin_01-11-2012/ Карта. Аральское море по состоянию на 2014 год (зелёным цветом) и береговая линия по состоянию на 1960 г. (пунктиром)
(с) Ryan Morris, NG staff
Карта взята отсюда:
Как высушить море за полвека: трагическая история Арала // National Geographic Россия. 2015. № 6 (141), июнь.
На фото National Geographic. Спутниковые снимки Аральского моря, сделанные с 1977 по 2014 год, показывают стремительное исчезновение этого природного водоема.