(no subject)

Feb 05, 2007 18:59

Индия склоняется к покупке "Миг-29КУБ" для своего авианосца "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков").
Нужно только одно - не затягивать с испытаниями корабельного многоцелевого самолета.



Карнозов В. Определился лидер "битвы за палубу". // Военно-промышленный курьер. № 4 (170). 31.01.2007-06.02.2007.
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.170.articles.defence_02
ОПРЕДЕЛИЛСЯ ЛИДЕР "БИТВЫ ЗА ПАЛУБУ"
НАЧАЛО ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ МиГ-29КУБ СОВПАЛО С РЕШЕНИЕМ ИНДИИ ПРОЕКТИРОВАТЬ НОВЫЕ АВИАНОСЦЫ ИМЕННО ПОД РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ
Фото Владимира КАРНОЗОВА МиГ-29КУБ уже подружился с небом.
Фото Ильи КЕДРОВА Главный конструктор МиГ-29К/КУБ Николай Бунтин (в центре) среди индийских военных и экипажа, впервые поднявшего его машину в небо, - Михаила Беляева и Павла Власова.
Владимир КАРНОЗОВ
Резкое удорожание стоимости строительства, комплектации и поддержания в боеготовом состоянии авианосных соединений приводит к сокращению количества авианесущих кораблей в составе ВМС тех стран, которые еще пока могут позволить себе роскошь их содержания. Сегодня только шесть государств мира - США, Великобритания, Франция, Китай, Индия и Россия - имеют конкретные планы по строительству авианосцев следующего поколения. Вместе с этим сокращается количество программ палубной авиации. В частности, сегодня активно ведутся всего лишь четыре проекта новых палубных истребителей - морские варианты JSF F-35 (США вместе с Великобританией как единственной страной-участницей проекта первого уровня), J-10 (КНР), LCA-NAVY (Индия) и МиГ-29К/КУБ (Россия).
остальная часть статьи под катом

Вполне вероятен вариант, что китайские и индийские национальные программы "положат на полку", если Россия сможет в короткий срок завершить испытания МиГ-29К/КУБ, подтвердив заявленные характеристики. Причина все та же - высокие затраты на НИОКР при небольшой серии. Комментируя в неофициальном порядке ситуацию вокруг индийских контрактов по авианосцу "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков") и на 16 палубных МиГов, представители ФГУП "Рособоронэкспорт" и РСК "МиГ" всегда обращали внимание журналистов на перспективу на мировом рынке, что открывается перед российским ОПК в случае успешного и своевременного выполнения взятых обязательств. Одна только Индия готова закупить дополнительно еще 30 "палубников" в период до 2015 г. для комплектации планируемых к постройке авианосцев собственной разработки.
Продвинутые варианты МиГ-29К/КУБ вполне подойдут и для комплектации новых российских авианосцев, проектные работы по которым планируется завершить к 2010 г., а ввести головной корабль в строй в 2016-2017 гг.
В ближайшие несколько лет, безусловно, реализация проекта МиГ-29К/КУБ будет "узко ориентирована" на Индию. Во-первых, потому что программа финансируется Дели в полном соответствии с контрактными обязательствами. Во-вторых, полным ходом ведется ремонт и перестройка "Викрамадитья" (из TAКР проекта 1143.4 в авианосец проекта 1143.0, полное водоизмещение - 45 400 т) в Северодвинске на "Севмашпредприятии". Введение этого корабля в строй индийского флота (согласно контракту в конце 2008 г.) невозможно без наличия авиационного компонента его системы вооружения. В-третьих, уже начато строительство первого авианосца проекта 71 типа Air Defence Ship (ADS, полное водоизмещение - 40 тыс. т). Этот корабль планируется ввести в строй в 2012 г. И его тоже надо будет комплектовать самолетами.
Интригующим моментом здесь является ведение Индией проекта собственного палубного истребителя LCA NAVY. Это специальный "морской" вариант "сухопутного" самолета LCA Tejas, создаваемого по программе Light Combat Aircraft. Так есть ли у российской машины перспектива на "индийской палубе"? Главный конструктор МиГ-29К Николай Бунтин в этом уверен. "Перспектива для МиГ-29К, безусловно, есть, - заявил он в беседе с корреспондентом "ВПК". - В соответствии с техническим заданием на авианосцы ADS их основной летательный аппарат - МиГ-29К. Все остальные летательные аппараты прописаны как не основные, а вспомогательные". "Так что согласно техническому заданию, - уверен главный конструктор, - ADS - это такой авианосец, что с самого начала создается под МиГ-29К".
Хотя на данный счет официального комментария индийской стороны нет, "вспомогательная" роль" LCA NAVY легко "вычисляется". Действительно, LCA NAVY базируется на программе LCA. По оценке индийской авиационной общественности и СМИ, программа создания базового "сухопутного" самолета будет находиться в стадии ОКР еще довольно продолжительное время. Речь идет не о нескольких годах, а как минимум о периоде в 10, а то и 15 лет. Так что LCA NAVY просто не сможет составить конкуренцию МиГу, если, конечно, жесткие сроки разработки нашего "палубника" будут выдержаны.
Скорее всего, LCA NAVY и МиГ-29К/КУБ дополнят друг друга. На это указывает и существенная разница в массово-габаритных характеристиках этих самолетов. Максимальная взлетная масса индийской машины находится в пределах 8-10 тонн, тогда как МиГ-29К/КУБ - 24,5 т. "Размерность LCA - достаточно маленькая размерность, - поясняет Николай Бунтин. - Это не среднемассовый истребитель, а очень легкий боевой самолет. На авианосцах самолеты такой размерности в настоящее время не применяются. Это слишком маленькая размерность для того, чтобы вынести бремя многофункционального истребителя". А многофункциональность - это непременное требование, предъявляемое как к самому авианосцу, так и к его летательным аппаратам. Причина проста: очень малое количество кораблей данного класса в составе ВМС и ограниченные размеры ангара (в случае с "Викрамадитья" - 2730 кв. м) и летной палубы (193x21м), где можно "парковать" летательные аппараты.
Тут следует привести слова, сказанные на презентации МиГ-29КУБ военно-морским атташе при посольстве Республики Индия в Москве коммодором С.С. Джамвалом: "Авианосец "Викрамадитья" будет решать комплекс задач. Основу его боевой мощи составит авиационная группировка. Ее самолеты будут многоцелевые, способные решать задачи air superiority (завоевания превосходства в воздухе), ground strike (удар по наземным целям) и anti shipping (действия по кораблям противника)". Выходит, и с этой точки зрения конкуренции между МиГ-29К/КУБ и LCA NAVY не предвидится. Скорее всего, LCA NAVY - это самолет, который в состоянии выполнять только определенные вспомогательные функции. А поскольку на ADS "прописаны" оба типа, они просто будут обязаны дополнять друг друга. Ведь на тесной палубе нет места для "экспериментов по конкуренции".
Если говорить о реальных конкурентах МиГу, так это прежде всего американский F/A-18E/F Super Hornet. Эти машины даже очень близки по размерности (МиГ-29К чуть поменьше, но ненамного). "У них одинаковая философия: оба самолета - работяги. Они и истребители, и бомбардировщики, и разведчики, и воздушные заправщики", - добавляет главный конструктор МиГ-29К.
По оценке международных экспертов, "Супер Хорнет" будет продаваться до 2040 г. Главный покупатель - ВМС и Корпус морской пехоты США. Кроме того, к "сухопутному" варианту машины проявляет интерес ряд стран, в том числе Болгария и Малайзия. Получается, что Super Hornet будет находиться на рынке еще очень много лет. И даже после того как здесь появится JSF F-35. "Что касается JSF, это самолет-белоручка, для решения отдельных специальных функций, - полагает Николай Бунтин, - а МиГ-29К и Super Hornet - самолеты-работяги. Вот почему я считаю, что МиГ-29К, как и наиболее близкий к нему по комплексу характеристик американский самолет, будет котироваться и продаваться тоже до 2040 года".
Конечно, потребуются определенные усилия для поддержания конкурентоспособности новой машины столь длительное время. И здесь у РСК "МиГ" есть четкая стратегия. "У нас предполагаются ступенчатые действия по развитию машины, - поделился планами Николай Бунтин. - Сначала мы делаем МиГ-29К, а на его базе - сухопутный вариант (МиГ-29М1/М2). Последний отличается более современной авионикой. А потом (после летных испытаний и доведения до требований спецификации) эту более совершенную авионику мы "возвращаем обратно" на МиГ-29К. Так что здесь есть взаимная поддержка двух тем - МиГ-29К/КУБ и МиГ-29MRCA/МиГ-35. Они так и будут развиваться, поддерживая друг друга".
Напомним, МиГ-35 предлагается в правительственном тендере Республики Индия на 126 многоцелевых самолетов типа MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft - средний многоцелевой боевой самолет). МиГ-29КУБ в таком виде, как он был представлен журналистам 22 января с.г., в ближайшие 10-15 лет уверенно сохранит передовые позиции в части интеллектуальной начинки "борта", построенного на основе принципов "открытой архитектуры" и "магистрально-модульной системы". Эти два принципа позволяют достаточно легко дополнять базовый МиГ-29К/КУБ в части бортового оборудования, модифицировать его без необходимости пересмотра всего комплекса.
Комплекс БРЭО МиГ-29КУБ появился не на пустом месте. Это следующий эволюционный шаг после МиГ-29СМТ, уже поступивших на вооружение Йемена, Эритреи и Алжира. В частности, сохранена шина данного стандарта MIL1553B, однако теперь она имеет четырехканальные мультиплексные связи. "Мультиплексная шина на МиГ-29К есть, - подтверждает Николай Бунтин, - но она более развита, чем на других российских самолетах, которые раньше поставлялись за рубеж. В частности, на МиГ-29К - четыре мультиплексных шины, по сравнению с двумя, что использовались на экспортных вариантах российских самолетов до недавнего времени. Кроме того, на МиГ-29К/КУБ на отдельных системах применены волоконно-оптические линии связи. Каналы fibre channel тоже применены там, где это нужно. Вот та новая ступенька, которая пришла с МиГ-29К/КУБ. На МиГ-35 эта линия усилится. В большей мере будут применяться fibre channel и оптико-волоконные линии связи".
Применение fibre channel и волоконно-оптических линий позволяет в некоторых случаях увеличить скорость обмена данными между отдельными системами в 100 раз и более. Кстати, на самолетах разработки РСК "МиГ" скоростные каналы обмена данными применены впервые. Все семь многофункциональных дисплеев МФИ10-6, расположенных в передней и задней кабинах МиГ-29КУБ, а также индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1К и нашлемный прицел-целеуказатель Thales TopSight принимают видеоинформацию по fibre channel. На этих устройствах отображается информация от радиолокатора "Фазотрон-НИИР" "Жук-МЭ", нового оптико-электронного локатора разработки НИИПП, других прицельных средств и средств радиоэлектронного противодействия, а также хранимой в памяти "борта" цифровой карты местности. Обзорно прицельная и навигационная система (ОПРНК) разработки Раменского ПКБ в качестве ядра использует обновленную вычислительную систему (с МиГ-29СМТ, с центральным бортовым компьютером БЦВМ486-3м на базе процессора 486DX с тактовой частотой 90МГц) и индикаторы с пультами. Она, являясь центральным комплексом летательного аппарата, одновременно комплексирует и другие системы самолета по протоколу и логике, составленные совместно головным предприятием-разработчиком самолета и его смежниками - проектантами и поставщиками основных систем. Интегратором комплекса БРЭО выступает Раменское ПКБ.
ИКШ-1К (его название расшифровывается как "Индикатор колиматорный широкоформатный, первый, корабельный") впервые используется на наших самолетах. Ранее наиболее продвинутые версии истребителей российского производства имели аналогичные израильские устройства ElOP (на Су-30МКИ) и французские Thales (Су-30МКМ). Отечественный отличается повышенной яркостью, что позволяет отображать на лобовом стекле телевизионную информацию и дает возможность пилоту прицеливаться через ИЛС как днем (в том числе по воздушной цели в прямых солнечных лучах), так и ночью.
Важнейшие иностранные компоненты ОПРНК самолета МиГ-29КУБ - это французский нашлемный прицел TopSight и инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах Sagem Sigma-95. Что касается TopSight, то его применение вместе с ИКШ-1К вызывает вопросы по целесообразности. Однако заказчик - ВМС Индии - настоял на такой комбинации. TopSight рассматривается как оперативное средство, которое позволяет пилоту прицеливаться поворотом головы. Кроме того, прочный французский шлем считается дополнительной защитой летчика в случае попадания в лобовое стекло птицы. Бортовой комплекс МиГ-35 станет следующим этапом в развитии. Он позиционируется между корабельным самолетом и истребителем пятого поколения.
Первые серийные двигатели РД-33МК для комплектации поставочной партии самолетов ВМС Индии должны быть отправлены на завод РСК "МиГ" в Луховицах до конца текущего года. Изготовление моторов осуществляет "Завод им. Чернышева" ( Москва), а проектирование - "Завод им. В.Я. Климова" (С.-Петербург). На первом экземпляре МиГ-29КУБ установлена экспериментальная пара двигателей, отгруженных моторостроителями еще в декабре 2005 г. За прошедшее с тех пор время "климовцы" заметно продвинулись по программе доведения РД-33МК до требований технического задания (общий ресурс - 4000 ч, наработка до капитального ремонта - 1000 ч, форсажная тяга - 9000 кгс). "Серийный двигатель будет, конечно, отличаться от тех, что установлены на первом самолете, в том числе по величине максимальной тяги, уровням дымности и заметности", - рассказал корреспонденту "ВПК" генеральный директор "Климова" Александр Ватагин. "Практически вся горячая часть серийного РД-33МК будет новая, - добавил он. - Кроме того, будет новая коробка самолетных агрегатов и цифровая система управления типа FADEC. Это существенно повысит надежность и отказобезопасность. Самолеты будет поставляться заказчику с двигателями, на 100% отвечающими техническому заданию, с учетом его рекомендаций и замечаний, сделанных в ходе реализации программы стендовых и летных испытаний".
Итак, в "битве за палубу" лидер "обнаружил себя" 20 января 2007 г., отправив в первый полет новейший МиГ-29КУБ.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Кедров И. Союз пятого поколения. Индия остается крупнейшим партнером России в сфере ВТС. // Военно-промышленный курьер. № 4 (170). 31.01.2007-06.02.2007.
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.170.articles.defence_01
Фото ИТАР-ТАСС Визит Владимира Путина в Индию еще раз подтвердил укрепление стратегического партнерства между двумя странами.
Фото Леонида ЯКУТИНА Сергей Иванов и Араккапарамбил Антонии остались довольны итогами заседания межправительственной комиссии по ВТС.
Илья КЕДРОВ
Индия еще очень долго будет оставаться важнейшим партнером России в сфере военно-технического сотрудничества. Со всей очевидностью это подтвердили визиты первых лиц государства - президента Владимира Путина и заместителя председателя правительства - министра обороны Сергея Иванова в Нью-Дели и Бангалор, состоявшиеся на прошлой неделе. В ходе переговоров был подписан и согласован ряд важнейших документов. Пожалуй, наиболее интересным стало достигнутое в ходе заседания межправительственной комиссии по ВТС, которую возглавляли руководители военных ведомств двух стран, соглашение о совместной разработке самолета пятого поколения, которое стороны намерены подписать в ближайшее время.
Индия согласилась на совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а в дальнейшем - и производство ПАК ФА не только в России, но и в Индии, на предприятии HAL. Как известно, в России проект ПАК ФА воплощает в жизнь компания "Сухой". Сергей Иванов в ходе пресс-конференции после заседания межправительственной комиссии сообщил, что истребитель пятого поколения, который создается в течение трех лет, поднимется в воздух в 2009 г. Бюджетное финансирование этого проекта измеряется десятками миллиардов рублей, но предусматривает и "присутствие частного капитала".
На переговорах обсуждалась и тематика РСК "МиГ", в частности перспективы поставок и лицензионного производства новейшего истребителя МиГ-35, который будет впервые представлен за рубежом на предстоящем авиасалоне Aero India-2007. Кроме того, в ходе заседания комиссии по ВТС гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов подписал контракт на лицензионное производство в Индии двигателей РД-33 серии 3. Общая сумма сделки, по словам Сергея Чемезова, составляет около 300 млн. долларов. Двигатели будут выпускаться корпорацией HAL при техническом содействии Московского машиностроительного предприятия им. В.В. Чернышева. На начальном этапе сборка будет вестись из крупных узлов, затем начнется производство узлов и агрегатов двигателя на индийских предприятиях. Как считают представители "Рособоронэкспорта", это соглашение должно повысить шансы МиГ-35 на победу в тендере по закупке 126 легких истребителей для ВВС Индии.
Россия и Индия также подписали межправительственное соглашение о предоставлении индийской стороне доступа к российской навигационной системе ГЛОНАСС в мирных целях.
Среди других договоренностей, достигнутых комиссией, - решение ускорить разработку многофункционального транспортного самолета (МТА), увеличить мощности по производству ракет "БраМос" и разработать вариант этой ракеты воздушного и подводного базирования. Сергей Иванов заявил, что Россия и Индия намерены сотрудничать в создании системы нестратегической противоракетной обороны. А его индийский коллега Араккапарамбил Антонии рассказал, что комиссия также обсудила предложения о дополнительных поставках Индии в рамках имеющихся соглашений 347 танков Т-90С, 44 истребителей Су-30МКИ и 80 вертолетов Ми-17.
"Наше стратегическое партнерство базируется на основе совпадения коренных национальных интересов двух государств, - такими словами подвел итоги работы комиссии вице-премьер РФ. - Оно способствует формированию сбалансированной, многополюсной системы отношений в общемировом масштабе". Сергей Иванов констатировал, что Россия и Индия переходят на качественно новый уровень военно-технического сотрудничества - "от отношений продавец-покупатель к научно-производственной кооперации".
В последнее время крупные сделки в сфере ВТС, как правило, сопровождаются соглашениями о реструктуризации или списании долгов страны-импортера российского вооружения. В частности, именно такая схема была применена при подписании крупнейшего пакета соглашений с Алжиром в марте 2006 г. Результатом визита Владимира Путина в Нью-Дели также стала договоренность о том, что рупийный долг Индии по кредитам СССР (который по разным оценкам составляет от 1 до 2 млрд. долларов) будет погашен за счет реализации крупных инвестиционных проектов. Одним из них, в частности, станет разработка МТА.
Позиции многих российских компаний в Индии традиционно сильны. Возьмем, к примеру, РСК "МиГ". В ближайшей перспективе корпорация собирается серьезно побороться за дальнейшее усиление своих позиций. Речь, естественно, идет о предстоящем тендере на 126 легких истребителей, на который с российской стороны выставлен МиГ-35. Перед визитом Сергея Иванова в Индию для него была проведена презентация этого самолета. А 20 января совершил первый полет истребитель МиГ-29КУБ. Производство машин этого типа, предназначенных для эксплуатации с авианесущего корабля ВМС Индии, разворачивается в соответствии с контрактом, подписанным 20 января 2004 г. Это соглашение предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Комплексным контрактом предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. 22 января, одновременно с презентацией этого самолета для индийских ВМС и журналистов, был дан старт программе летных испытаний корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов. В настоящее время завершена постройка двух предсерийных палубных истребителей, предназначенных для проведения сертификационных испытаний, на разных стадиях сборки находятся серийные машины МиГ-29К. Их окончательная сборка ведется в Луховицком авиационном производственно-испытательном комплексе. Полеты 20 и 22 января осуществлялись на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова. Самолет поднял в воздух экипаж в составе летчика-испытателя Михаила Беляева и руководителя программы испытаний начальника Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова Павла Власова.
В ходе презентации 22 января первый заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК "МиГ" Сергей Цивилев заявил: "Я надеюсь, что корабельный самолет станет базовым для того, чтобы начать более серьезные и еще более плодотворные взаимоотношения с Республикой Индия". Дело в том, что палубный МиГ-29К/КУБ входит в новое унифицированное семейство боевых самолетов марки "МиГ" - вместе с многофункциональными фронтовыми истребителями МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Пока контракт на производство "корабелок" остается наиболее современной программой сотрудничества между РСК "МиГ" и Индией. Однако в корпорации надеются, что продолжением этих взаимоотношений, стартовавших еще в 1962 г., станут новые контракты на поставку наиболее совершенного МиГа.
Как рассказал в ходе презентации заместитель генерального директора - генерального конструктора, директор Инженерного центра "ОКБ им. А.И. Микояна" Владимир Барковский, "индийский" МиГ-29К/КУБ заметно отличается не только от базового самолета, но и от того МиГ-29К, который в свое время был создан по заказу ВМФ СССР. Истребитель имеет современную авионику, улучшенные эксплуатационные характеристики, повышенную надежность агрегатов, систем и узлов, увеличенный более чем в 2 раза летный ресурс. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Стоимость летного часа этой машины снижена почти в 2,5 раза по сравнению с базовым истребителем.
Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. Основу прицельно-навигационного комплекса составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС "Жук-МЭ", разработанная корпорацией "Фазотрон-НИИР", и оптико-электронная станция нового поколения. Самолет имеет современное информационно-управляющее поле, систему нашлемной индикации фирмы THALES. Ряд элементов навигационного оборудования, средства связи и радиотехнической разведки разработаны и изготавливаются в Индии, в составе БРЭО имеется также оборудование израильского производства. По словам Владимира Барковского, на сегодняшний день полный комплекс бортового оборудования, интегратором которого является Раменское ПКБ, смонтирован на испытательном стенде в ГосНИИАС.
В ходе работы над самолетом было уделено серьезное внимание повышению надежности и характеристик двигателя. МиГ-29К/КУБ оснащают моторами РД-33МК "Морская оса", разработанными петербургским ОАО "Климов". РД-33МК имеет увеличенную на 7% тягу (9000 кгс на форсаже), цифровую систему управления типа FADEC, а его ресурс составляет 4000 часов. Благодаря новому двигателю самолет может осуществлять взлет с палубы авианосца и выполнять боевые задачи в условиях жаркого климата.
Пока РСК "МиГ" остается наиболее "представительной" отечественной маркой в ВВС Индии. Более того, индийским МиГам, в том числе и МиГ-29К/КУБ, предстоит еще очень долгая и, будем надеяться, счастливая жизнь.

МиГ-29, сотрудничество с Индией, МиГ-29КУБ, военно-промышленный комплекс, Индия, российская армия и флот, истребитель МиГ

Previous post Next post
Up