«Сфероидное» пространство Петрова-Водкина

Sep 26, 2011 00:05

Удивительно созвучие искусства Сезанна и Петрова-Водкина, но в этом совпадении не ощущается никакого подглядывания или копирования, скорее поразительным образом умозрение этих живописцев было настроено очень близко. Любой предмет рассматривается в искусстве обоих художников как часть бесконечно большого мира. Оба мастера стремились уйти от простого подобия действительности, оба удивительно тонко умели гармонизировать цвета на полотне и работать ограниченным числом красок.



Полдень. 1917г.
Эта картина изображает важное событие в жизни Петрова-Водкина -- похороны его отца.



В искусстве Петрова-Водкина очень плотно переплелись народные идеи, жизнь людей и импульсы, идущие от русской иконописи, прошедшие через искусство А.Иванова и М.Врубеля, а также старая итальянская живопись, искусство Борисова-Мусатова и произведения Матисса. Русаков отмечает, что именно «на этой сложной по своей структуре почве вырастает его собственное, глубоко индивидуальное, активно вторгающееся в художественную жизнь искусство» .

Примечательно, что Петров-Водкин никогда не сводил содержание своей картины к изображению единичного события, для него за любым событием всегда стоит общечеловеческая идея. В его живописи также всегда ощущается потребность в истолкование этой большой идеи.

Русаков отмечает, что Петров-Водкин «художник на редкость цельного мироощущения, он еще в 1910-х годах разработал самостоятельную систему восприятия натуры - «науку видеть», как он сам ее называл, - включающую совершенно оригинальный метод преображения пространства при передаче его на плоскости и своеобразную цветовую палитру. Эти новации, смело применявшиеся им в живописи, должно были, по мысли Петрова-Водкина, активно формировать зрительное впечатление от картины» . В основу его идеи «сферической перспективы» заложена идея целостности мира, взаимосвязи событий человеческой жизни с законами Вселенной. Это привело к оригинальному методу интерпретации предметного мира. Объекты всегда изображаются несколько сверху и сбоку, горизонтальная плоскость при этом круглится, развертывается в глубину, а вертикали становятся веерообразными наклонными.

С «изобретением» «сферической перспективы» в жизни Петрова-Водкина связано важное событие-переживание: поднявшись на холм художник «увидел землю как планету» …«я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, - я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, а я сам не лежал, а как бы висел на земной стене» . После такого сильного впечатления Петров-Водкин пришел к выводу, что в живописи необходимо сочетать собственное движение человека с происходящим вне его: «в пейзаже и в архитектуре» .

Идея, позволяющей передать всеобщее, «планетарное» ощущение связи конкретного объекта изображения с бесконечно широким внешним миром -- послужила основанием для его своеобразного восприятия и изображения предметов. Предмет важен как часть целого, а первостепенная задача художника -- отразить отношение части и целого. Такой особый взгляд отличает «неэвклидовую» геометрию Петрова-Водкина.



Смерть комиссара. 1937г.

Произведение «Смерть комиссара» построено по правилам «сферической перспективы». Петров-Водкин легко связывает крутой, зеленый холм, занимающий весь передний план картины, с дальним планом, где изображены река, дома и где зависли недвижимые облака. Картина почти идеалистическая, если бы не смертельные пули, свистящие вокруг его героев в практически безвоздушном пространстве. Само «сферическое» построение картины - метафора сопричастности миру, в котором солдаты сражаются и умирают за просторы своей родины, за те домики у реки и за нарушенный покой. Картина построена на контрастах и повторах, которые усиливают чувства сопричастности. Однако, кроме того, что на полотне изображена смерть конкретного человека, художник мастерски передает идею конечности существования каждого из нас. Эта картина неожиданно относит нас к произведению Л.Н.Толстого «Война и мир», вызывая ассоциации с Андреем Болконским, увидевшим «небо над Аустерлицем». Петрову-Водкину удалось в картине «Смерть комиссара» создать образ героической и величественной смерти за родину, но в тоже время его герои сохранили простую человечность, которая вызывает самые искренние отклики у зрителя.

Интересно то, как в натюрмортах 1910-х Петров-Водкин часто противопоставлял «кубистически» измятые плоскости (бумага, граненные стаканы, в которых мир дробиться на части) и «классические» полновесные формы (яйцо, плоды, круглые блестящие предметы, отражающие все в натуралистическом духе)» . В своём искусстве Петров-Водкин сравнивал, анализировал и противопоставлял друг другу новейшие и классические художественные приемы, стараясь найти новый художественный язык, отвечающий духу времени.



Утренний натюрморт. 1918г.



Весна. 1935 г.

pic, искусство

Previous post Next post
Up