Надпись на памятной табличке на доме, где родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».
Летом в Нью-Йорке в немецкой галерее мы случайно попали на выставку картин и графики Отто Дикса. Про него Валя сказал, что он похож на пессимистичного Шагала. Но если у Шагала сказки прорывают реальность, то у Отто Дикса реальность рвется с полотен, пронизывая нас точнее или острее, чем вид любого несчастья или искалеченной человеческой судьбы на улицах города.
По залу с картинами бродила пара испанцев, женщина даже напротив изумительного портрета Антиты Бергер, не останавливаясь, повторяла одно слово "Ужас!". Думаю, что Отто Дикс, который пережил две мировые войны, мог бы остаться доволен таким определением своего творчество - бесконечный ужас, охвативший всю его жизнь, переходящий из одной войны в другую, унося с собой тысячи душ, разрушая все на своем пути... ХХ век страшно покрутил судьбы, в искусстве, мне кажется, эмоциональный накал и крах времени ощущается острее, чем где либо.