Не знаю, почему меня стала волновать тема разрушающихся русских храмов, но я попробую немного порассуждать на эту тему и подумать над причинами, которые поменяли мое отношение к этой проблеме.
В детстве, каждые летние каникулы, я проводил в деревне Чурилово (Архангельской области, Каргопольского района) у своих дедушки и бабушки. Деревня наша не очень большая, наверно на тот момент и ста домов не было.
Церкви у нас в Чурилово не осталось. Как мне рассказал дедушка, за местным магазином на месте больших елей и заброшенного кладбища стояла деревянная церковь, но после революции её разобрали и растащили по частям местные жители. Позже в Интернете (
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=104) я нашел ее название: Зосимо-Савватиевская Чуриловская - приходская в Шильдской волости Вытегорского уезда (престолы преподобных Зосимы и Савватия, свт. Василия Великого) также, там рядом с кладбищем и церковью, располагались часовни. Фотографии к сожалению тоже не сохранилось, но может быть, когда-нибудь случайно, удастся отыскать что-то в архивах, если они вообще были кем-то сделаны.
В общем, проникаться историей у нас особо было неоткуда, а в соседние деревни я ездил крайне редко, т.к. просто был еще мал, да и расстояния в 12-15 км на велосипеде тогда казались громадными. Позже для меня стало некоторым открытием то, что в большинстве близлежащих деревень стояли полузаброшенные каменные церкви, которые на тот момент уже освобождались от колхозных функций (складов, автомастерских, котельных), но о существовании этих церквей я как-то даже толком и не подозревал! Хотя, конечно, мимо некоторых проезжал несколько раз, но не задумывался о их судьбе, опять таки, наверно, в силу возраста и всеобщего пофигизма к этой проблеме. Признаюсь, что буквально еще лет 5 назад, я почти также спокойно смотрел на разрушающиеся храмы как на все остальные составляющие постсоветской запущенности, не понимая истинной их ценности, хотя бы в том, что они дошли до наших дней, но потом что-то начало меняться.
Я так думаю, что, изменения в восприятии всего этого стали происходить под влиянием поездок заграницу, когда я увидел - как там люди заботятся о своих памятниках истории, как берегут и восстанавливают свою культуру. Я начал задаваться вопросом, - почему у нас не так? почему мы равнодушно смотрим на свою погибающую культуру?
Меня очень поразила сохраненная полуразрушенная Церковь кайзера Вильгельма в Берлине. Её решили сохранить в полуразрушенном виде, который она приобрела после окончания Второй Мировой Войны, как напоминание потомкам о войне.
Меня также поразил старый Таллинн, который настолько хорошо сохранил дух старины, что местами просто думаешь, что ты находишься в декорациях какого-то фильма про Средневековье, а на самом деле это заслуга людей, сумевших сохранить эту красоту. В Европе люди действительно заботятся о сохранении своего культурного наследия и не могут позволить себе равнодушно смотреть на древний разрушающийся храм в центре своего села или города! В больших городах России эта проблема сейчас решается, а с глубинкой у нас к сожалению все очень плохо, даже при равнодушии властей к этому вопросу, почему среди местных жителей небольших городов и сёл находится так мало энтузиастов, готовых начать что-то делать? Почему нет никакой инициативы что-то исправить? Куда она делась? Может это закономерный результат нашего советского колхозного прошлого - не моё не жалко? Или народ ждет, что кто-то за них придет и сделает? Или люди просто живут абсолютно другими проблемами и ценностями, что до проблем сохранения своей культуры нужно еще сначала больницу отремонтировать, дороги в порядок привести и поменять своё мировоззрение? Может быть потому, что эти люди не видели, как можно жить лучше, потому что нет возможности съездить заграницу, увидеть своими глазами, как мог бы выглядеть их город. Почему брать инициативу на себя у нас считается делом неблагодарным?
Утверждение об отсутствии денег на восстановление считаю далеко не ключевым, т.к. всегда можно начать с малого, потихоньку собирать стройматериалы и уделять хотя бы пару дней в месяц общему делу, при условии, что ты местный житель. Наверно, все-таки это совокупность всех этих факторов, которые не позволяют простому человеку из глубинки взять на себя инициативу и попытаться изменить быт не только у себя дома, но и вокруг.
Тут можно долго обсуждать этот вопрос и подискутировать в комментариях на эту тему, но вернусь к основному рассказу.
Где-то года два назад после моей поездки в Чурилово, которая состоялась с большим перерывом с момента моего последнего визита в деревню (около 8 лет), я прокатился по округе, чтобы просто посмотреть основные сохранившиеся церкви юга Каргопольского района.
Сначала я с друзьями заехал в Кречетово (Погост) посмотреть на храмовый комплекс Церкви Троицы Живоначальной и Александра Ошевенского с колокольней. Тут я был приятно удивлен тем, что этот объект кем-то реставрируется, а не брошен на произвол судьбы. Тогда я еще не был знаком с местным энтузиастом Эдуардом Изотовым и познакомился с ним только через 2 года.
Затем мы съездили в Давыдово (Бор), там мы тоже увидели, что церковь активно реставрируется, а значит, не рухнет.
А вот в Хотеново (Кононово) мы увидели совсем другую, печальную картину. Богородице-Рождественскую церковь в 2010 году мы встретили уже с обрушенным центральным куполом. На тот момент я еще не знал, что, оказывается, купол обвалился только в прошлом году, потому что в Интернете нашел фото еще с целым куполом от 2009 года! Это меня очень задело! Получилось, что буквально некоторое время назад купол можно было еще спасти, если бы были проведены срочные и весьма недорогие аварийные работы, но дела до этого никому из местных жителей не было, и в итоге купол рухнул. Скорее всего, это произошло зимой под тяжестью снега.
Было:
Стало:
Было:
Стало:
В один из дней мы также осмотрели Троицкую Ухотскую церковь, забрались как обычные туристы на второй ярус колокольни, сделали несколько стандартных фотографий с изображением себя любимых, вздохнули, поругали как и многие, что ничего не реставрируется, и поехали к дому. На тот момент я слышал, что в Хотеново и Ухте появились деревянные церкви-новоделы, но они мне были не интересны, в целом, как и сейчас, поэтому смотреть мы их не стали.
По возвращению в Петербург, я по-тихоньку начал искать в Интернете информацию и фотографии о наших южных Каргопольских церквях, чтобы узнать существуют ли какие-нибудь группы волонтеров энтузиастов, которые ведут проекты по восстановлению церквей в этом районе. К сожалению, кроме заметок об Эдуарде Ивановиче Изотове и его проекте восстановления храмового комплекса в Кречетово, я ничего не нашел, но его имя взял на заметку. Дальше я начал искать проекты в целом по нашему Русскому Северу и случайно наткнулся на проект Восстановления Церкви в Крохино в Вологодской области, Белозерском районе.
Сайт проекта:
http://krokhino.ru ; группа вКонтакте:
http://vk.com/krokhino ; ЖЖ:
http://krokhino-cerkov.livejournal.com/ Само расположение храма на воде (это Волго-Балтийский канал, река Шексна) произвело на меня очень сильное впечатление, т.к. я не видел ничего подобного прежде, разве что колокольню в Калязине, которая стоит сейчас на искусственном острове. Я хотел найти именно действующий волонтерский проект, где не только собираются, а уже едут спасать! Проект Крохино оказался именно таким. Отмечу, что меня также очень зацепила цветная фотография Крохинской Христо-Рождественской церкви, сделанная более 100 лет назад известным русским изобретателем и путешественником Прокудиным-Горским. Когда я сопоставил эту фотографию с фотографиями нынешнего состояния храма, то решил, что точно нужно спасать, иначе не прощу себе, т.к. вода неумолимо подтачивает стены и любое промедление погубит церковь уже навсегда.
Я смог присоединиться ко второй волонтерской поездке в Крохино, которая состоялась в сентябре 2011 года и по сей день продолжаю участвовать в этом весьма амбициозном проекте, который поначалу казался мне вообще нереальным, но дело идет! В этом году, в октябре, у нас состоялась уже девятая волонтерская поездка в Крохино и мы добились значительных успехов в отсыпке острова и строительстве искусственной дамбы, которая сможет защитить церковь от волн и ледохода.
До начала волонтерских работ. 2011 год.
Результаты волонтерских работ. Октябрь 2012 года.
Проект возглавляет целеустремленная и сильная духом девушка по имени Анор Тукаева, которая единственная на всю страну бросила вызов скептикам и начала спасать именно эту церковь, а не твердить как многие, что это анриал. И только не надо сейчас бубнить о том, что лучше бы занялись спасением другой церкви в моей деревне, а не этой безнадегой. Возьмите и займитесь у себя сами! :) Кстати, нашему проекту помогает один опытный архитектор из Москвы - Дмитрий Куликов. Дима занимается несколькими церковными объектами по своей основной работе и ведет один схожий с Крохино проект где-то на Псковщине, также за свои средства.
Про нашу вторую поездку даже показали репортаж по Первому:
Click to view
В целом, наверно вдохновившись успехами наших трудов в Крохино, я окончательно пришел к тому, что надо выбирать и спасать церковь и в своих родных краях. Поэтому этим летом, я наконец-таки снова вырвался на недельку на Каргополье, но уже с конкретной целью - начать спасение одной из церквей на своей малой Родине. О том, что получилось сделать, я расскажу в следующем посте. ;)