Последние пару ночей плотно изучал историю Гатчины времен Павла Петровича и Гатчинских войск в частности.
Да, исторический период вообще не мой, но какие-то смутные очертания из школьного курса истории в памяти всплывали: Павел I, муштра, палочная дисциплина, шагистика, отчего-то ощущение непроглядного уныния и серости. Вот как бы и все. Оказывается, что тема эта малоизучена, и еще меньше освещена.
Многие годы сознательно насаждался миф о третьесортности войск наследника и Великого Князя Павла Петровича. Например, в «Русском словаре биографий» (Санкт-Петербург, 1902 г.) в статье о Павле I, о Гатчинских войсках можно было прочесть следующее: «...состояли из людей грубых и необразованных, отбросов нашей армии. Выгнанные из своих войск за скверное поведение, пьянство или трусость, эти люди нашли приют в гатчинских батальонах..., среди этих злодеев были настоящие исчадия ада. Они с завистью смотрели из гатчинских болот на тех, кто гордо и смело шествовал по дороге чести».
Можно тут привести еще одну цитату, относящуюся к периоду, когда Гатчинские войска, после воцарения Павла I, вливали в старую гвардию. Поручик гвардии Саблуков писал: «Новые пришельцы из гатчинского гарнизона были представлены нам. Но что это были за офицеры! Что за странные лица! Какие манеры! Легко представить впечатление, которое произвели эти грубые бурбоны на общество, состоявшее из офицеров, принадлежавших к лучшим семьям русского дворянства». Тут, правда, следует уточнить, что отец будущего генерала Саблукова был главой государственного казначейства: через него проходили миллионы рублей, отпускаемые на содержание екатерининских фаворитов, и только 10000 рублей от казны выделялись наследнику престола. Естественно, что Саблуков-старший был снят с должности одним из первых, - вряд ли мемуарам его сына можно полностью доверять.
Но не стоит забегать так далеко вперед. Хотелось бы чуть больше объективности о Гатчинских войсках.
Долгое время культивировался односторонний миф о том, что создание Гатчинских войск - это следствие подражания Павла прусской армии короля Фридриха, но при этом умалчивалось о постоянном желании Павла походить на своего великого прадеда Петра I. При сравнении «потешных» войск Петра I и Павла всегда подчеркивался различный уровень решаемых ими задач. Полки Петра сыграли решающую роль в борьбе за власть с царевной Софьей, подавили стрелецкий бунт и дали начало первым гвардейским полкам, а павловские батальоны, якобы, существовали только для муштры и парада. Это представление противоречит исторической справедливости.
Желание Екатерины II передать императорский трон своему внуку Александру - в обход Павла - не было секретом: впервые такую идею императрица высказала в 1787 году. В письме от 14 августа 1792 г. к французскому философу Гримму она писала: «Сперва мой Александр женится, а там, со временем, и будет коронован со всевозможными церемониями, торжествами и народными празднествами». В 1793 году после женитьбы Александра слухи возобновились. Через год Екатерина обратилась в Совет с предложением лишить сына престола, ссылаясь на его нрав и неспособность, однако возражения некоторых членов Совета не позволили ей осуществить свой план. Но только на время. М.А. Фонвизин писал в воспоминаниях, что подписанный приказ об отстранении Павла и возведении на престол его сына хранился у канцлера Безбородко, - канцлер должен был опубликовать его 26 ноября 1796 года.
Рост численности Гатчинских войск и превращение Гатчины в крепость происходили по мере распространения слухов о лишении Павла права наследования. Гатчинские войска Павел содержал на собственные средства (30000 рублей в год из всех источников поступления), которых постоянно не хватало: только один из его долгов артиллерийской казне к 1795 году исчислялся суммой в 60000 рублей. Доходы гатчинских офицеров представляли собой скромное жалованье, получаемое от Павла. Склонность Павла к прусской военной форме, за которую его постоянно критиковали все, начиная с Суворова, во многом можно объяснить нехваткой средств и постоянной экономией. Стоимость одного только (а иметь надо было несколько) русского гвардейского мундира составляла не менее 120-и рублей, а мундир гатчинского гвардейца, сделанный из недорогого темно-зеленого сукна, стоил не более 22-х рублей.
Какова дальнейшая судьба Гатчинских войск после вывода их из Гатчины? Утром 5 ноября 1796 года у Екатерины II случился апоплексический удар. В этот же день Павел прибыл в Зимний дворец, который стал заполняться гатчинскими офицерами, прибывавшими вслед за Павлом, во главе с А.А. Аракчеевым. Сразу же встал вопрос о смене прежней и усилении новой дворцовой охраны. К счастью для Павла, Екатерина была парализована - не могла говорить и отдавать устные приказы. 6 ноября вечером Екатерина скончалась, и Павел стал императором. Произошло и переименование Гатчинских войск: теперь они - Собственные Его Императорского Величества Гатчинские войска. К этому моменту в состав Гатчинских войск входило: 6 батальонов пехоты, егерская рота, жандармский полк, драгунский полк, гусарский полк, казачий эскадрон, артиллерийский полк (всего 127 офицеров, исключая нового императора и его сыновей, и 2399 нижних чинов) и озерная флотилия.
7 ноября 1796 года казачий эскадрон Гатчинских войск (учрежден в 1793 г., 4 офицера), Донская и Чугуевская придворные казачьи команды приказом Павла были соединены и составили половину лейб Гусарского Казачьего полка. Вторую половину нового полка составили гусарский полк Гатчинских войск (учрежден в 1792 г., 8 офицеров) и лейб Гусарский эскадрон. Уже 14 ноября 1796 года новому полку были пожалованы права и преимущества Старой гвардии, а 27 января 1798 года полк был разделен на два самостоятельных полка - лейб-гвардии Казачий и лейб-гвардии Гусарский.
После коронации Павла - 7-го апреля 1797 года - все гатчинские офицеры, переведенные в гвардию, снова были отмечены: на этот раз они получили имения. В 1801 году император Павел пожаловал всем нижним чинам, служившим в гатчинских войсках, при отставке, по 15 десятин в Саратовской губернии с правами однодворцев и по 100 рублей на человека.
Стоит упомянуть еще о нескольких важных моментах.
На базе егерской роты был сформирован новый Лейб-гвардии егерский батальон, который спустя 10 лет стал Лейб-гвардии Егерский Его Величества полк.
О гусарском полку Гатчинских войск, давших начало лейб-гвардии Казачьему и лейб-гвардии Гусарскому полку мы уже говорили выше.
Артиллерийский полк Гатчинских войск послужил основой для формирования Лейб-Гвардии Артиллерийского батальона. Несмотря на то, что в отечественной истории принято считать графа Зубова основателем конной артиллерии, во многом именно конная рота артиллерийского полка Гатчинских войск стала прародительницей всей конной артиллерии. Рота, учрежденная в 1787 г. Цесаревичем Павлом Петровичем при собственной артиллерийской команде, по обучению артиллеристов, по быстроте и уменью маневрировать обращала на себя всеобщее внимание современников.
Канонир и фейерверкер конной роты лейб-гвардии Артиллерийского батальона. 1800-1801 гг.
Судьба служивших в Собственных Его Императорского Величества Гатчинских войсках сложилась по-разному, но их вклад в историю России недооценить невозможно.
Можно сказать, что наличие Гатчинских войск помогло Павлу мирным путем осуществить законное право наследования и на некоторое время обезопасить себя от заговора гвардии.
Источники:
- «Потешные» полки Павла I
- Войска наследника и Великого Князя Павла Петровича: одежда и вооружение
- Артиллерия Гатчинских войск Великого князя Павла Петровича
- Начало конной артиллерии