В запутанное дело о будущем российского ВПК свой весомый вклад внес глава российского Минфина Антон Силуанов. Оказывается, что он ведет переговоры с Минобороны о возможности переноса части расходов по Государственной программе вооружений 2011-2020 годов (ГПВ-2020) на срок от двух до четырех лет. Как пишет «Коммерсантъ», в этом случае будут сдвинуты сроки проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а по результатам их испытаний серийное производство начнется со сдвигом.
Конечно,
источники "Ъ" в Минобороны называют в качестве причин "сверхоптимистичные" показатели, заложенные при создании госпрограммы. Однако затем тот самый «источник» переходит от лирики к реальности. Он говорит о «ценовых войнах», когда «оборонщики» выставляли заоблачный прейскурант на свою продукцию, а «сердюковцы» их пытались жестко прессовать по цене. При этом худо-бедно удалось завершить работы по ракетоносцу "Юрий Долгорукий", что не удавалось на протяжении 15 лет. В этом году будут приняты два других аналогичных ракетоносца - "Александр Невский" и "Владимир Мономах".
Казалось бы все в целом прекрасно в «датском королевстве», если бы не одна оговорка министра финансов: «Мы сейчас должны вместе с Минобороны посмотреть возможность переноса части расходов». Такой подход, безусловно, выгоден Минфину, так как сокращает фактические расходы на определенный год. И поскольку большинство экономистов говорит о реальном спаде в российской экономике, то и экономить стали даже на «самом главном» - затратах на оборону. А это означает, что миллиарды вовремя не дойдут до предприятий ВПК.
Сегодня многие армейские заводы передаются из контролируемого Минобороны на 100% «Оборонсервиса» тем, кто многие месяцы добивался отставки Анатолия Сердюкова. В их словах было много «праведного гнева», а в головах - жесткая калькуляция прибылей от распределения ассигнований в размере 23 триллионов рублей на оборонзаказ.
Похоже, что жизнь преподносит владельцам отечественного ВПК не только «скромный» подарок в виде ремонтных предприятий Минобороны с ежегодным бюджетом в 200 миллиардов рублей, но и перспективу получить недозагруженные активы. И тут встанет вопрос не просто о потере прибылей, а о банкротстве и продаже имущества, увольнении сотрудников. О чем открыто написали в правительство представители отраслевых профсоюзов.
Картину в целом лучше всего
обрисовал многолетний начальник вооружения Минобороны Анатолий Ситнов: «Растащат «Авиаремонт» и никакой готовности авиации не будет. Людям, разваливающим «Авиаремонт», следовало бы задать вопрос: мы Родину собираемся защищать? Если да, то система обеспечения должна быть приближена к людям, которые эту технику эксплуатируют. Возврат техники в боевой строй должен происходить в короткие сроки. Кто повезет восстанавливать технику, к примеру, из Москвы в Новосибирск, а из Ростова в Питер? Но как только предприятия передадут промышленности, так и будет. Минобороны остается без обеспечения технической готовности и как следствие - без боевой готовности авиации».
Вот к таким интересным зигзагам привела отставка Сердюкова. К неожиданным, честно говоря.