И так, если вы помните, то мы с друзьями на одной из новгородских узкоколеек затеяли "стройку века", а именно укладку к себе на участок линии узкоколейной железной дороги. Все это затеяно, дабы в обозримом будущем собрать на ней небольшую экспозицию имеющейся у нас узкоколейной техники.
В эти выходные вновь наведался туда и вот мой репортаж.
Все имеет логическое завершение, и наша стройка тоже должна была когда-то закончиться. Да, из-за отсутствия средств механизации, из-за малого количества рабочих рук и еще кучи разных сложностей строительство затянулось на 2,5 месяца и в это воскресенье основные работы были закончены.
В субботу мои коллеги в депо уже начали собирать тележки, на которые должен быть поставлен тепловоз, который затем отбуксируют для ремонта на этот путь. Там по техническим причинам работа застопорилась, поэтому было принято решение в воскресенье уложить последние 10 метров пути и на этом завершить укладку пути. Балластировку, выправку и рихтовку пути отложили на потом, особенно надеясь, что удастся отремонтировать хоппер-дозатор ХД-2а.
В начале традиционная карточка - прямо линия на поля, налево линий на наш участок. Стрелка пока зашита, в последствии оборудуем электроприводом.
Основное средство перемещения в любом отдаленном поселке где есть узкоколейка - мотодрезина, она же "пионерка", она же "бешеная табуретка" ...
Эту часть пути, если вы помните, мы уложили еще в сентябре. Затем ребята потратили безумное количество времени прикрепляя рельсы к шпалам, это было вызвано тем, что скрепления были старогодние и уже изрядно поржавели, так что установке поддавали с трудом.
На карточке видно, что линия лежит не очень ровно, но за рихтовку мы сможем взяться лишь позже.
Тут мы видим кривую малого радиуса. По рассказам тех кто ее укладывал, она доставила немало трудностей, рельсы не хотели гнуться, да и постоянно норовили изменить траекторию укладки.
Прогуляемся дальше, за кривую.
Местами, для большей надежности, рельсы дополнительно закреплены стяжками. Особенно они пригодились в районе стыков.
Здесь, собственно говоря, путь и заканчивается. Естественный бугор на участке превратится в тупиковый упор.
Сегодня, на фоне предыдущих дней, предстояло немного работы - надо было уложить с десяток шпал, две небольшие рубки рельсов и скрепить все это между собою.
Фронт работы.
Укладки одного рельса.
...и стыковка его с уже уложенными.
Как-то внезапно сообразили, что неплохо было бы все же перед укладкой рельсов разложить по эпюре шпалы)))
Вывесили домкратом нитку, да и завели под нее шпалы.
Затем разложили амортизирующие подкладки.
Бригадир пути регулирует высоту вывешивания рельсов.
А вот и "золотой стык"...))
.. ну и сболтачивание золотого стыка)))) Такого на большой дороге вы нигде не увидите - болт проходить ровно через место стыкование. Как вы понимаете это издержки использования старогодних рельсов, которые десятки лет пролежали сваренные в длинномерные плети, а затем, при демонтаже, были порезаны на более мелкие куски.
Один вывешивает шпалу, другой крепит клемму.
На рельсах лежит шаблон для зашивки колеи, на местном жаргоне "кабелёк".
Идиллия и дружная работа. В такую мерзкую погоду (снег с дождем) хочется все сделать максимально быстро и уйти греться.
Вот таким нехитрым способом рельсы крепятся к узкоколейным бетонным шпалам.
От "золотого стыка" к "золотому костылю", точнее болту))
Вид с будущей тупиковой призмы.
Бригадир пути тем временем готовит пионерку для обкатки уложенного пути.
Тем временем все клеммы собраны и ребята рихтуют путь. Как и 100 лет назад делается это под дубинушку и с матами. В такие моменты, конечно, очень жалеешь, что почти вся узкоколейная путевая техника уничтожена, особенно путевые комбайны ВПОу-800 (УПК-3).
Ну вот укладка и окончена, фото на память!
Мотодрезина загнана на путь.
Ну и традиционное видео в конце - обкатка построенного пути.
Узкоколейный музей своими силами
1.
Первый экспонат2.
Ремонт дрезины3.
Начало строительства пути4.
Стройка продолжается5.
"Золотое звено"продолжение следует...