Jun 04, 2007 10:47
Понравилось: бессмысленность и безнадёжность экспансии своего "Я" вовне через отождествление "Я" с чем-либо. (Образ женщины на мотоцикле с нарочно снятым глушителем; ещё другой женщины, возвещающей свои предпочтения итд.). Абсурдность напяливания масок с последующей экспансией масок (а не лиц). Он пишет: люди сначала выбирают себе нечто (идентичность), чтобы максимально отличаться от других (почувствовать свою личностность, уникальность), а затем, на следующем этапе, начинают яростно пропагандировать эту идентичность (понимая её как пропаганду себя). И не замечают противоречия между первым и вторым поступками (если бы все поддались пропаганде, идентичность была бы утрачена). В конечном итоге, происходит утрата личности через экспансию личности. Это хорошая аскетическая иллюстрация, - хотя у Кундеры, конечно, без выводов.
Интересно, что в неполном списке возможных масок он упоминает, наряду с особенностями еды, одежды, итд. - "католичество". Это жестокая перекличка со Шмеманом.
Вторая перекличка (с ним же) - интерес к биографиям. При сходности интереса, у них противоположные подходы - и выводы. Кундера размышляет о том, что от великих (Гёте, Бетховен) в "активном пользовании" остаются, в итоге, лишь биографии. Люди начинают мусолить их, возиться, тогда как сами стихи (музыку), перестают читать (слушать). Зато с радостью глотают статьи в стиле "Каравана историй". Для Кундеры интерес к биографиям - сродни разложению, когда жуки накидываются на гения (вечное), и сперва осознают его человеком, затем разбирают на поступки, на личную жизнь и "психоанализ", - и вот перед нами уже приятная глазу развалившаяся груда элементарных страстишек. Более того, "великие" Кундеры осознают своё будущее и умело пытаются "оседлать" его, оставив потомкам некий сознательно избранный набор страстишек, которые они не боятся отправить в вечность.
Таким образом, у Кундеры жизнь - это разложение вечности, мерцание дхарм (жесты, лица, - кирпичики "личности", в которые он не верит). Интерес к биографиям - подсознательная ненависть человека к вечности, разложение её на частности, плоскости, кажимости. У Шмемана же всё наоборот: жизнь - это проблески вечности, и потому интерес к биографиям, - интерес к индивидуальному опыту узнавания вечности. Прорывы в вечность, которые зачастую ценнее "официальных достижений" человека.
книги