Эволюция, упавший балкон и хорошая зарплата

Feb 12, 2007 11:10

Уже писал однажды, что современным священникам следовало бы от младых ногтей, от самого начала обучения "прививать" уважение к науке. Уважение, которое священник может проявить, в сущности, одним только способом: по возможности не касаться проблем взаимоотношения религии и науки. Просто не лезть в эту тему, памятуя о её сугубой сложности. Даже доктору естественных наук, ушедшему в монастырь и принявшему священство, лучше бы опасаться говорить о своём бывшем предмете, потому что в наше время учёный, отошедший от науки, теряет квалификацию стремительно. За каких-то 3-5 лет он может безнадёжно отстать, а его взгляды - устареть. Единственный способ для отошедшего от дел оставаться "в теме" и уметь ввернуть слово кстати - продолжать следить хотя бы за научно-популярными обзорами. Но даже это на практике очень непросто.

Совсем недавно у нас в этой области, к сожалению, случилась неприятность: большинству, конечно, совершенно безразличная, но от этого не становящаяся легче (а то и напротив): патриарх РПЦ выступил против дарвинизма. На что уже пошли реакции-интерпретации (и будет ещё больше).

В этой связи много чего можно сказать. Честно говоря, я вообще не понимаю, как у современного образованного человека может жить в голове представление о противоречии между эволюционизмом и богословием. Ведь нет здесь никакого противоречия. Для протестанта-буквалиста оно, конечно, неизбежно, поскольку 6 дней - это явно не то, о чём пишут в учебниках биологии. Но для православной традиции, которая с самого начала эти 6 дней умела истолковывать не-буквально, казалось, бы, здесь не должно быть никакой проблемы.

Вот простая, грубая метафора. Предположим человек на улице вдруг останавливается завязать шнурок, и тут же перед ним падает на тротуар огромный кусок лепнины с ближайшего дома. Человек вдруг осознаёт, что если бы не шнурок - его бы уже не было. В такой ситуации гораздо легче почувствовать себя в руке Божией, задуматься о провидении, промысле, чем если тот же человек на протяжении 10 лет ходит на работу, получает зарплату, возвращается в семью. Но ведь на самом деле никакого принципиально различия между этими двумя вариантами нет. Мы даже представить себе не можем, какое колоссальное количество "развилок" проходим каждый день в нашей жизни; сколько невидимых "кусков лепнины" рушится вокруг нас ежечасно, если не ежесекундно. Мы могли, скажем так, погибнуть в утробе матери, но вот ходим на работу, получаем зарплату. От того что чудо не слишком приспособлено к нашему ограниченному восприятию этого мира, - ограниченному в прямом смысле, этим мгновением, и этим местом, - оно не становится менее чудесным.

Так и в разговоре об эволюции. Есть только одна причина предпочитать мгновенное творение животного мира творению постепенному: слепое буквальное прочтение шестоднева. Во всех других случаях здесь нет никакой разницы. Эволюционизм и детерминизм (самообусловленность природы) не имеют, в сущности, ничего общего: можно придерживаться обеих концепций, можно одной из них. Детерминизм не является следствием эволюционизма, хотя и может служить ему идеологической подоплёкой.

Более того, современные представления об эволюции скорее могут произвести впечатление "случайности всего", чудесности, а то и невозможности бытия. Не-обусловленности, из которого есть только два "идеологических" выхода: или религиозное (идеалистическое) мировоззрение, или абсурдный экзистенциализм в духе Рассела-Сартра. Об этом попробую написать в следующий раз.

мысли, наука, эволюция

Previous post Next post
Up