Есть одна простая мысль, которую я затронул в комментариях к предыдущему посту, но которую, возможно, имеет смысл всё же расписать чуть более явно. А то народ оскорбляется на мою скорбь о 9м мая, а я всё не могу в ум взять, как у хороших, умных, знающих людей получается так оскорбляться
(
Read more... )
http://en.wikipedia.org/wiki/Last_Letters_from_Stalingrad
Это очень странное чтение. Странная смесь из человеческого и, через умолчание, иногда слепоты к человеческому, что ли... Для русского человека, очень странное чтение.
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/32316/
" Я очень часто думаю о доме и о нашей маленькой Луизе. Смеется ли она уже? Красивая ли у вас в этом году елочка? У нас тоже будет елочка, если не расквартируют в новом месте. О том, что с нами тут происходит, я много писать не хочу, иначе ты будешь плакать. Посылаю тебе фото, я на нем с бородой - это меня три месяца назад щелкнул один приятель в Харькове. Тут разное говорят, и я не знаю, что и думать. Иногда меня охватывает страх, что мы с тобой больше никогда не увидимся. Хайнер из Крефельда сказал мне, что мужчина не должен писать так - нагонять страх на близких. Но что поделаешь, если это правда!"
"Во вторник я на своей машине подбил две «тридцатьчетверки». Любопытство привело их за наш передний край. Это было великолепное зрелище. Потом я проехал мимо дымящегося железа. Из люка висело тело, головой вниз, ноги заклинило и они горели. Но тело жило, доносились стоны. Вероятно, боли были чудовищные. И не было никакой возможности его освободить. А даже если бы такая возможность была, он все равно через несколько часов умер бы в ужасных мучениях. Я застрелил его, и при этом по щекам у меня текли слезы. И вот уже три ночи подряд я плачу над погибшим русским танкистом, которого я убил."
Reply
Но означает ли это амбивалентность в оценке происходившего и отсутствие заинтересованности в результатах тех событий? (К чему, мне кажется, Вы призываете.)
Reply
Амбивалентности же никакой нет. Война = плохо. Совершенно нет амбивалентности. Так что не призываю, нет.
Reply
Война это плохо. Это правильно. Но совершенно бесполезное знание, если она все же началась. В попытке игнорирования этого факта и состоит беспомощность риторики против войны вообще. Да, она ужасна. Но отвечает ли это утверждение на вопрос: "что делать?"
Reply
Но я ведь даже не об этом говорил. А о том, что делать сейчас. Условно говоря "когда войны нет" (несмотря на то, что она, к сожалению, уже отчасти опять есть, хоть и в зародыше). Как _сейчас_, сегодня, в наши дни к этому относиться.
Reply
Одна хорошая серьезная книжка, посвященная этому вопросу называется The Eastern Front, 1941-1945: German Troops and the Barbarization of Warfare. (Правда автор считает, что Вермахт был достаточно нацистским и до войны.)
Сейчас, к сожалению, гражданская война уже есть. Убито несколько сот человек. Я надеюсь, что это не зародыш, а уже война, которая не разрастется. Но продолжать делать вид, что ее нет невозможно. Оттого и слова про "давайтежитъдружно" уже бесполезны.
Reply
Leave a comment