Многоуважаемая
silberfischka в комментариях к
предыдущему посту очень интересно и остро написала о толерантности формулировок, типа "Счастливых зимних праздников" вместо "Счастливого Рождества" в христианской (изначально и культурно) стране типа, скажем, Германии. Ну или даже Штатов. Поскольку это отдельная важна тема, я подумал, что неплохо бы этот комментарий перепостить, и ответить тут, публично, чтобы инициировать дискуссию. Я не знаю пока, что сам, в конце-концов, думаю по этому поводу, и как себя правильно вести, поэтому буду рад услышать ваши мнения =)
Итак, сначала Среброрыбкой был высказан следующий тезис:
Поскольку Рождество всё-таки Христово (!), то наличие минимума христианских символов может обидеть только тех, кто уж очень старательно ищет повода для этой самой обиды. Забавно, как это делается: хотят, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Но, поскольку, так не бывает, то лучше, конечно, волков перекормить, овцы на то и овцы, чтобы терпеть, пока их сначала стригут, потом аккуратно жрут.
Я ответил:
Не знаю. В России меня возмущали статьи про "счастливых праздников". Но по приезде в Штаты я вдруг переменил своё мнение на противоположное. Потому что вдруг выяснилось, что мне самому нужно сказать что-то хорошее трём евреям, трём китайцам, двум индусам и корейцу. Что же им говорить-то? "Хороших праздников" - вот что.
На что Среброрыбка написала вот так (очень хорошо, по-моему, хотя я и не согласен):
Тут тонкость: когда ты наверняка знаешь, что твой знакомый/собеседник - не христианин, то любое общее поздравление - нормально, как раз проявление вежливости, внимания и т.п. (я сама так поздравляю знакомых не христиан). Но если в преимущественно христианской стране - официально - вдруг начинают бояться кого-то обидеть (причём, не наверняка, но на всякий случай!), поздравив с важнейшим для этой страны Праздником (я имею в виду не только Рождество), то это, по меньшей мере, глупо. Действительно, логично тогда вообще отменить все христианские праздники на государственном уровне. Чтобы "кто чего не подумал".
Интересно, например, что у нас запросто отпускают мусульман из школы в связи с их праздниками. Про православных и речи, нет, конечно - христиане ведь, чего церемониться (иной причины я не вижу).
Конечно, я сужу по себе: если бы меня, проживающую, например, в исламской стране, поздравили с Рамаданом (где-нибудь в офисе или магазине), мне бы и в голову не пришло обидеться. Тем более, качать какие-то права. Наоборот, я бы посчитала, что это проявление доброго отношения ко мне, грубо говоря, считают за такого же человека, как они сами. Почему же в христианских странах всё наоборот? Никто ведь не заставляет иноверцев разделить (!) всю радость христианских праздников. Но вести себя вежливо (!) по-отношению к традициям страны, в которой ты живешь - это, имхо, минимум.
В общем, мы сдаём не столько себя, сколько Христа - мне так кажется. Потому что это легко, это легче, чем сдать что-либо другое. К тому же, выглядят все эти книксены так жалко, так убого - уже не знаем, перед кем бы ещё выгнуться, что бы ещё с себя снять, чтобы показать, что "мы открыты миру". Нас пока не бьют, но мы уже сами себя, на всякий случай. Таковы мои мысли по этому поводу. Не эмоции (извините, если это выглядит чересчур эмоционально), какие эмоции, ко всему ведь привыкаешь :/ Жаль только, что мы такие вот "смиренные" - видно, так нам Христос дорог :/
Я же вот что хочу сказать. Про мусульман и "сдавать позиции": я, не знаю, как чувствовал бы себя, если бы меня поздравили с днём рождения Али, или ещё чем-нибудь таким. Наверное - глупо. Причём ислам - это очень хороший пример, потому что отношение христиан к исламу очень похоже на отношение иудеев к христианству: безумцы, варвары и самозванцы (упрощаю, но порой примерно в эту сторону). "Взяли нечто хорошее и всё перепутали, упростили, испортили, а потом ещё и поубивали нашего брата". И как нам вовсе не легче оттого, что у мусульман есть Иса (ввиду того, что он делает и говорит), так и иудеев вовсе не греет, что мы читаем псалмы (на своих локальных языках). Я куда более был бы рад поздравлениям с днём рождения Рамы, или Гаутамы, чем Пророка. И, сдаётся мне, для "религиозно озабоченных", и при этом образованных людей (которые вообще знают о чём речь) это более-менее общий подход, сходное отношение. Рамы-Гаутамы или День Японских Родителей настолько далеки от христианства (как и Новый Год или День Аптекаря), что улыбаться на них и печеньки есть (если они не попадают на Страстную Пятницу) - вроде бы как и ничего страшного. А вот мусульманские праздники - как-то неприятно было бы отмечать именно в силу этого спрятанного диалога, этого взгляда сверху-вниз, который на христиан бросают мусульманские товарищи.
Возвращаясь к поздравлениям: конечно, если я лично поздравляю, то могу каждому сказать что-то своё. Кого - с Рождеством, а кого и с выходными. Но если я - университет, допустим, - и мне нужно повесить поздравление на главную страницу сайта, или на какой-нибудь плакат, где нет возможности написать мелким шрифтом "Христиан с Рождеством, и всем - удачных выходных", то что лучше писать? Вот, христиане, попробуйте примерить на себя. Предположим, вы живёте в какой-нибудь шариатской хиджабированой стране. Секулярная фирма-контора-университет, где вам довелось работать, отпускает всех на мусульманский праздник на выходные - и вы, конечно, тоже этому рады, и собираетесь, пока они в мечети, вдоволь накататься на верблюдах, или какой там есть досуг в этой гипотетической стране. Что бы вы предпочли увидеть на растяжке, на выходе с работы? "Счастливого окончания Хадджа", или "хороших выходных"?
(Только не надо, пожалуйста, говорить, что христианство - истина, а мусульманство - нет, и это всё решает. В Евангелиях есть такое замечательное правило: ты можешь быть тысячу раз прав, но всё же поступай с другим так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали. А не как-то иначе, на основе мало ли какой вселенской правоты.)
Да, и ещё, хотя я в данном случае спорю как бы "за секулярную версию", я это скорее из равновесия. Как надо на самом деле - по крайней мере, каково моё полное мнение по этому вопросу, - ещё не решил. Большой турецкой диаспоры под боком у нас тут нет, что может сильно менять мой взгляд на вещи, по сравнению со взглядом берлинца, например, или скандинава какого-нибудь.
Что скажете?