Американское образование, часть 1/2: О школах

Sep 21, 2011 19:05

(Будет ещё часть 2, про университеты и колледжи).

Тут нужно сразу заметить, что мы живём в очень бедном штате, хотя и в относительно богатом районе. Но не шибко богатом. Поэтому насколько можно судить, мои впечатления о школах могут примерно соответствовать положению «по стране в целом», но не худшим, и не лучшим примерам. Сравниваю я, как обычно, со школами Москвы (единственно мне известными), то есть с лучшими, надо полагать, школами в России. И сравнение, пожалуй, выходит примерно один к одному. Есть свои плюсы, есть свои минусы, но в целом - боевая ничья. Теперь немного подробностей.

Итак, школы тут делятся на три типа: общественные (public), частные (private) и, скажем так, «инициативные» (charter). Инициативные - это когда какие-нибудь боевые и радостные люди решают запустить свою собственную, новую, уникальную, небезразличную школу, но при этом соглашаются учить бесплатно и брать без экзаменов. Тогда они могут придти в департамент образования и получить от них аттестацию; их будут финансировать так же как и другие общественные школы вокруг, но при этом они будут самостоятельны в плане учебной программы, кадровой политики, итд. Таких «экспериментальных» (чартерных) школ мало; туда всегда огромная очередь (потому что учат хорошо и бесплатно), попадают туда по лотерее, и, в общем, я ничего о них не знаю, и рассказать ничего не могу. Они есть, все туда хотят, но расчитывать на них не приходится. С частными тоже всё более-менее понятно - в год за ребёнка там нужно платить цену, сравнимую с моей годовой зарплатой (она же, грубо говоря, - средний годовой доход домохозяйства по стране). Католические частные школы обычно чуть дешевле, но всё равно - это пирог не по нашим зубам. Так что дальше речь пойдёт об обычных, общественных школах.

Главная особенность здешней школьной системы состоит в том, что налоги, из которых формируется бюджет школы, собирают не на уровне государства, и даже не штата или города, а на уровне «микрорайона». И при этом в общественную школу из другого района ребёнка отдать нельзя - где живёшь, там и ходишь. И вот этот момент - два предложения, по сути дела, - составляют чуть ли не главную интригу жизни в Штатах для семейного человека. Потому что, по построению, школа может быть хорошей (обустроенной, с кружками, дополнительными программами, выбором языков итд.) только в том месте, где живут богатые люди (и где, поэтому, дорого снимать жильё или покупать дом). И наоборот - совсем дёшево жить можно только в районе, где школа плохая (в предельном случае - в чёрном гетто, или депрессивном городе с разорившимся заводом). Есть, конечно, и другие факторы - например около университетов и колледжей школы в среднем бывают получше (потому что ученики приятнее, и ещё университеты частенько берут над ними «шефство»); в отдельных мелких посёлках, бывает, сознательно соберутся люди с высокими образовательными запросами - но общую картину это меняет не так уж сильно. У нас в получасе ходьбы от дома есть улица, где на одной стороне дома стоят в 2 раза дешевле, чем на другой, хотя выглядят богаче и красивее. Это потому, что они - уже в другом школьном округе, и там школа плохая. Покупать или снимать там будут только бездетные - семейным дороже выйдет, поэтому спрос меньше, вот и цена ниже.

Такая организация школьных бюджетов приводит к интересному эффекту - у бедного отнимется, а богатому прибавится. Если где вдруг гетто, то все на пособии, налогов не платят, школа бедная, учеников развивать некому, ученики ужасные, учителя оттуда бегут. Если где богатый район, то школа богатая, учителям раздолье, кружки-языки-театральные постановки, ученики старательные, все туда хотят попасть. А то ещё интересная штука бывает: когда у города трещит бюджет по швам (как у нашего, потому что предыдущий мэр всю казну прогулял - и смылся - причём не в тюрьму, а в конгрессмены), то город может пытаться закрыть пару школ, чтобы сэкономить деньги. С каких начать? С плохих, конечно, - во-первых, их не жалко (там нечего ломать, и так всё сломано), а во-вторых, они наверняка и раньше сидели на дотациях из центрального бюджета, так что экономия выше. Учеников из плохих школ (надо ли говорить, что, по правилам этой страны, у плохих учеников всегда тёмный цвет кожи, и половина говорит по-испански) начинают возить в одну из школ получше. Размер классов скачком вырастает в 2 раза, успеваемость падает в 10 раз (выясняется, что эти ученики не умеют ни читать ни писать), несколько родителей истерично забирают детей в частные школы, средняя успеваемость падает ещё раза в полтора - в общем, бедствие. И такое - сплошь и рядом.

Про старшие классы я пока сказать особо ничего не могу. По слухам, во многих школах - наркота, металлоискатели на входе (чтобы оружие не носили, а то каждый норовит с пистолетом заявиться), сексуальная жизнь ключом бьёт (разные народности ведь в разное время созревают в этом плане. Горячие дети юга - пораньше, а нравы у них, в принципе, довольно, скажем так, страстные, хотя формально они и католики). В младших классах с пистолетами, конечно, не ходят, но если школа не очень хорошая - то мордобоя и разного рода внутриклассовых проблем - хватает. Формально за травлю исключают из школы, но фактически вялотякущую травлю поймать очень сложно, особенно если она хроническая и на расовой почве. А настроение портит.

Школьная программа от русской отличается довольно сильно. Во-первых, младшие классы несколько слабее соответствующих русских, хотя к старшим, вроде бы, догоняют. В частности, очень поздно дают второй язык (обычно это испанский, хотя в хороших школах бывают и французский, португальский, китайский - разные бывают). Во-вторых, очень слабая математика, но зато очень сильный «родной язык». Все пишут сочинения, начиная буквально с детского сада, и пишут очень много, и по любому поводу. По части писания сочинений, всевозможных эссе и рефератов здешний школьник русского лихо за пояс заткнёт. Зато русский уравнения решать умеет, а здешние - нет. Биология, химия и физика - похожи (может даже получше будут); географии, как правило, почти нет никакой; история мира намного слабее истории Штатов. Хотя случаются, конечно, исключения. Я забыл упомянуть об этом, но единой школьной программы тут нет, и каждая школа вольна сама выбирать свою программу, хотя в целом они, конечно, ориентируются на некие стандарты. И ещё активно перенимают друг у друга нововведения - например недавно наши школы все разом перешли на вот эту программу, разработанную совсем не у нас, потому что она хорошая и всем понравилась:
http://www.falmouth.k12.ma.us/index.php/home/academics

Словом, о московских школах мы вспоминаем с ностальгией, а математику - так и вовсе пытаемся учить по русскому учебнику (впрочем, относительно экспериментальному, который Петерсон). Хотя, конечно, есть и у здешних школ свои плюсы. Мне, например, нравится их отношение к ученикам - по сравнению с российским оно какое-то более уважительное, и больше нацелено на воспитание личной ответственности. Взгляд у меня, правда, вряд ли шибко объективный: школа у нас неплохая, и ребёнок народился неглупый, так что нам в этом отношении почти наверняка везёт больше, чем «в среднем по стране». Но что «верхная планка» уважительности к маленькому человеку здесь выше - это бесспорно. Ну и то хлеб, раз уж уравнения решать не учат.

Подводя итог: образование - вторая по значимости головная боль тут, в Штатах. Ребёнка обучить можно, но это требует планирования и недюженных временных, финансовых и эмоциональных затрат. Тревожнее и нервнее образования - только медицина; я о ней на следующей неделе расскажу.

америка, лыт

Previous post Next post
Up