Киев в феврале

Mar 16, 2010 18:06

Пока ещё помню что-то о поездке в Киев (первый раз в жизни, на 3 дня), напишу сюда. А потом совсем забуду, да и станет неактуально. Да, кстати, моя самая сердечная благодарность _mnx_ за помощь в выборе наиболее достопримечательных достопримечательностей! =)



О хорошем: Софийский собор - это, кажется, лучшее место на земле, до сих пор мною встреченное. Просто фантастическое место, удивительное здание! Правильно посещать его было бы так: сначала прочесть пару толстых книжек, чтобы накрутить себя, и вызывать эффект узнавания, а потом придти туда на сутки - жить, ходить и медитировать. Я книжек, к сожалению, специальных не читал; узнавал только то, что прежде видел в альбомах. А жаль, ибо фантастическое место. Если бы лучше понимать его - как бы это было замечательно!

В Софийском соборе создаётся ощущение какого-то пения, гудения времён. Фрески 12го века, мозаики - и тут же какие-то поздние нереставрированные разрисовки; из-под фигуры просвечивает расчищенный орнамент, а под ним другой орнамент, на 500 лет старше, а под ним ещё третий... Графитти на стенах - от греческих, до польских; ругачки, выцарапанные киевскими хулиганами - только вот единственное что лет этак 800 назад... То, что оно целое - и при этом такое слоёное; такое живое, и одновременно выключенное из жизни - поражает. Хорошо, что в нём не коптят свечи. Жалко, что в нём при этом совсем не ведутся службы. Барочный иконостас - неуместный, даже чисто геометрически плохо вписанный в пространство храма, покрытый толстым слоем пыли, - там совершенно не нужен. Но в алтарном пространстве - и вовсе мусор какой-то лежит (это видно с галереи). Не совсем музей, но и не вполне храм. Будь я царь, сделал бы электросвечки, как в иных католических церквях. Мол, присутствие в храме поставляется as is. Но почитать - попеть в нём, конечно, надо бы... Хотя кому в нём петь, и какие песни? Судя по всему увиденному в Киеве, вопрос этот потенциально - довольно болезненный. И однако же, со всеми оговорками и брюзжанием, - Софийский собор - это безусловно главное и огромное впечатление поездки.

На втором месте - пещеры в Лавре. Я вообще-то не слишком большой поклонник священных мумий, а уж тем более пещерного затворничества. Но увидеть настоящее тело настоящего Нестора Летописца - это почему-то вдруг производит очень сильное впечатление. Пещерные храмы тоже по-своему удивительны: барочные, золочёные, херувимчато-купидончатые иконостасы в этих тесных вырубленных подземельях, среди замурованных в стены мёртвых, и от этого особенно серьёзных монахов, - это огорошивающий контраст. Неуместность, пошлость барокко там, под землёй, как-то особенно очевидна. Все эти золотые палки-лучи из облака, розаны и волюты, пропорциями и размером больше напоминающие комод, - в темноте, в полусогнутых сырых келейках - совершенно не работают. Барокко - как образ жизни современного человека. Пещеры - как яростное, может быть даже слишком яростное их отрицание. Мироточивые главы в стеклянных эксикаторах. Маленькие стеклянные окошечки, за которыми кости затворников.

На третьем месте - пожалуй, киевские горки как таковые. Горки - это красиво. Вверх-вниз, вверх-вниз, отовсюду почти открывается живописный вид. Идёшь по центральной улице, а на ней дом, а в доме арка. Смотришь в арку - а там на уровне третьего этажа гуляют люди, причём гуляют вверх. Идёшь по другой улице, а церковь стоит одновременно и на крыше дома, и прочно на земле; а дом одновременно и снизу, так что ему можно крышу потоптать, и сверху - так что нависает над прохожими. Только две вещи в горках плохи: что люди постоянно на льду падают, и что машины, штурмуя горки, рычат и дымят на прохожих. А всё остальное - ну просто совершенно прекрасно.

Теперь о грустном. Первое, что делает религиозный вновь прибывший человек в Киеве - направляется в Лавру. И там его сразу бьют по голове со всех возможных фронтов. На него наскакивают сумасшедшие тётки и кричат "Не наступайте никуда! Тут везде кресты!". Он втыкается взглядом в многочисленные таблички о том, что "нельзя, нельзя, нельзя". Еретики и женщины без платков, раскольники и неправильно держащие свечку, экстрасенсы и самоубийцы - не подавать, не упоминать, не входить. Какие-то непонятные послушники в халатах хватают за локти. Бррр. Это место из тех, куда нужно ходить не за святостью, а с собственным её запасом, причём выспавшись, иначе угрешишься с ног до головы.

Римо-католики используют ситуацию по полной. У них на дверях костёла явно написано, и даже нарисовано, что, мол "К нам можно заходить женщинам в брюках и без платков, и при этом любой веры!" А как же - конкурентное преимущество! Стыдновато на такие радостные объявления смотреть, - понимаешь, что в наш огород камень, - но что поделаешь. Правда ведь.

По принципу "книги в лавке - лицо прихода" наиболее человечным (и с точки зрения патристики, и в сторону "шмеманизации") показался Греко-католический храм Миколы Доброго на Подоле. Когда я в него зашёл, там читали розарий, что было стало для меня неожиданностью - не знал, что у Греко-католиков есть такая практика. Читали приятно и сосредоточенно, но такую медитацию со стороны не понять; это не служба, а жаль - ибо познакомиться было бы интересно. В церкви Киевского Патриархата был только в одной, и за эти несколько секунд ровным счётом ничего не понял. Про лавру уже писал. В целом, с религиозной точки зрения поездка не слишком удалась. Не вышло спокойной вдумчивой молитвы, какая должна быть, в принципе, при паломничестве; при посещении святынь. Всё бегом, бегом, бегом куда-то...

И Десятинную церковь (фундамент) не удалось посмотреть. Всё обнесено забором, наглухо заколочено; за забором виден провалившийся под тяжестью снега полуразрушенный остов крыши, видимо, когда-то стоявшей над раскопом. Очень жаль. Но в целом, конечно, поездка отличная - много всего нового удалось повидать!

земля, лыт

Previous post Next post
Up