Sep 15, 2009 19:12
Вслушаемся в молитву, что мы читаем каждые утро и вечер: "Царю Небесный ..., иже везде сый и вся исполняяй, прииди и вселися в ны". Замечаете странную штуку?
Дух Святой - везде, и наполняет всё: вот что утверждает первая половина фразы. Бог присутствует, посещает каждый уголок творения, Он пронизывает, и хотя бы угадывается, - везде, даже в аду, даже в кромешной тьме. Нет такого места в этом мире, которое полностью было бы лишено Божьего присутствия, и даже из самого страшного, самого падшего уголка мироздания можно докричаться до Бога.
Но к нам внутрь Его нужно приглашать. Об этом вторая половина фразы.
Человек - единственная область Godfree во вселенной.
Бог везде. Он есть в кометах, жуках, водопадах. Но в сердце человека - вакантное место, пустота, куда Господь не будет напрашиваться, если мы сами Его не позовём. Если позовём - то Он с радостью придёт. Если же воспротивимся - то Бога в сердце не будет. Совсем. Это в нашей власти.
Человек создан по образу Божию, и по Его подобию. Это много что значит, но, наверное, самое главное - что мы свободны. Мы как маленькие боги, пусть и не всесильные, но всё же вполне властные над крошечным осколком бытия: нашим сердцем. Благодать, которой мы можем быть спасены, выдана нам в виде небольшого конверта при рождении. И надпись на этом конверте - свобода. Господь отказался от власти над нашими душами; Он отпустил нас, чтобы мы сами решали, как нам жить, и что делать. В этом и есть дар благодати; подарок, в прямом смысле этого слова, которым мы вольны распоряжаться, и который мы можем употребить по собственному усмотрению. На благо или на зло, к свету, или от него. Мы можем освободиться от Бога, если нам станет на это ума. А можем придти к нему. Нам решать.
Прав Августин, человек сам-по-себе не способен придти к Богу, потому что без дара благодати он лишь уравнение в формуле, подзаконная скучная кукла, влекомая потоком. Но Бог вдыхает в нас жизнь, и делает подобными Себе. Мы получили благодать при творении, и, прав Пелагий, мы можем обратиться к Богу, если захотим, а можем бежать от Него. Нам решать.
Да, мы стареем; мы не можем сделать себя на локоть выше. На нас падают кирпичи, налетают машины, нам трудно планировать свою жизнь, потому что иншаалла я дойду сегодня до дома после работы, а иншаалла не дойду. Но всё же в глубине нас сидит настоящий, ничем не связанный, маленький огонёк свободы. И главное, в чём мы можем эту свободу проявить: это сказать Богу: "Уходи!". Или сказать Ему: "Зайди пожалуйста; будь как дома. Сотвори у меня обитель, будь так бесконечно добр!"
мысли,
люди,
психология,
гностика