Как вступление в силу ряда нормативных документов Таможенного союза отразится на качестве товаров и услуг? Насколько ужесточаются требования в отношении недобросовестных производителей товаров? Об этих и других новшествах законодательства по защите прав потребителей корреспонденту РИЦ рассказала главный государственный санитарный врач Югры, руководитель Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу Майя Соловьева.
Майя Геннадьевна, какие нововведения появились в сфере защиты прав потребителей и что они собой несут?
В настоящее время на территории Таможенного союза, в который входят РФ, Республика Беларусь и Казахстан, действует законодательство в рамках таможенного соглашения. С 1 июля вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». То есть, все товары, которые производятся на территории этих трех государств, подчиняются всем законодательным актам, которые выпускаются в рамках этого международного договора. Кроме того, вышли и другие акты ТС, регламентирующие производство и оборот товаров легкой промышленности, парфюмерно-косметических изделий и так далее. Всего на сегодняшний день действует 13 технических регламентов, семь из которых вступили в силу с первого июля этого года. Они уже работают, и все, что производится в странах таможенного союза, подчиняется этому законодательству. Все остальные нормативно-правовые акты, которые приняты государствами, входящими в ТС, действуют только в той части, которая не противоречит этим техническим регламентам. Там установлены требования и к производству, и к маркировке, и к обороту этих товаров.
Чуть раньше ужесточены административные меры в отношении нарушителей технических регламентов, и штрафы достаточно высокие. Если говорить о юридических лицах (а, как правило, производители товаров - это юрлица), то минимальный штраф за неисполнение требований технического регламента Таможенного союза - 100 тысяч рублей. Конечно, для индивидуальных предпринимателей штраф меньше, для граждан - еще меньше. Но и для них они достаточно ощутимые.
Что имеется в виду под определением «неисполнение требований регламента»?
Это и условия, и сроки хранения, с чем наш потребитель нередко сталкивается в магазинах. При проверках доводов, изложенных в обращениях-жалобах граждан, мы видим, к примеру, что торты нередко реализуются в неохлаждаемых витринах, на прилавках полно просроченных товаров. Таким образом, продавец, в лице предприятия розничной торговли, нарушает не только право потребителя на благоприятную среду, но и интересы товаропроизводителя, выработавшего качественный товар. Ведь изготовитель, разработав новую технологию производства своей продукции, определяет, при каких условиях и сколько может храниться этот товар. И если продавец не соблюдает требования, это образует состав правонарушения.
Это может быть и переклейка стикеров, когда продавец назначает свой срок годности товара, как правило, необоснованно пролонгируя срок изготовителя. Неисполнением требований регламента также является и то, что товар, несмотря на истекший срок годности, всё ещё находится на прилавке. Мы регулярно информируем потребителей о распространённых нарушениях, выявляемых при проверках, через свой официальный сайт.
Эти меры, на Ваш взгляд, достаточны для повышения качества товаров?
Я думаю, что да. Эти штрафы финансово очень ощутимы. Рассматривает такие дела суд, и там субъект предпринимательской деятельности «включает» все рычаги, чтобы избежать ответственности. А до введения в силу дополнений в КоАП РФ по нарушениям технических регламентов и до появления этих технических регламентов санитарные нарушения, как и нарушения в сфере прав потребителей, содержали санкции, не превышающие 20-30 тысяч на юридическое лицо. Теперь ответственность ужесточена до 300 тысяч. И по большей части таких дел, где нет процессуальных ошибок, суд привлекает предпринимателя к ответственности. Кроме того, если в течение календарного года нарушения происходили неоднократно, накладывается уже более крупный штраф, вплоть до приостановления деятельности или ликвидации нерадивого представителя бизнес-сообщества.
Какова роль проверок в повышении ответственности, как товаропроизводителей, так и продавцов? Ведь последние годы с этим у контролирующих органов были проблемы, поскольку одного и того же предпринимателя нельзя проверять чаще, чем раз в три года.
Наш законодатель, давая возможность встать бизнесу на ноги, резонно ожидает от товаропроизводителей и от продавцов высокой ответственности за качество товаров и услуг. В этой части было сделано немало: от недопустимости проверок в первые три года деятельности до отмены разрешительного порядка начала бизнеса. Это и замена обязательной сертификации декларированием по большому перечню товаров, и уменьшение до четырёх количества видов деятельности, по которым для лицензирования предоставляется санитарно-эпидемиологическое заключение, и отмена согласования ассортиментных перечней, санитарно-эпидемиологических заключений на земельный участок, и так далее. Устранение административных барьеров бизнес воспринимает как вседозволенность.
Наш регион достаточно специфичный, с множеством труднодоступных поселений, где тоже есть покупатели и продавцы. Как это обстоятельство усложняет надзор?
Недаром говорится, что каждый делает свою судьбу своими руками. Какое обслуживание позволяет население, такой «сервис» ему и обеспечивает предприниматель. Все обращения граждан мы отрабатываем предельно внимательно и ответственно. По их количеству мы ориентируемся, какое предприятие проверить планово. У нас есть 10 территориальных отделов, которые осуществляют надзор абсолютно во всех уголках Югры. Но контролера у каждого магазина с утра и до вечера не поставишь. А мы с вами уже говорили, что плановый надзор законом регламентирован не чаще одного раза в 3 года. Поэтому очень многое зависит от граждан и их гражданской позиции.
Куда обращаться гражданам, если они заметили нарушения в магазине?
В первую очередь, необходимо обратиться к тому, у кого был куплен некачественный товар или услуга. Случайности могут быть и в этой сфере: не увидели, просмотрели, пришел новенький… Надо обратиться к продавцу устно или через книгу жалоб, указав, что вам необходим ответ о принятых мерах. Если не достучались до продавца, надо писать претензию в 2 экземплярах, не дождавшись ответа в течение 10 дней - жалоба в Роспотребнадзор. У нас есть официальный сайт, в каждом муниципалитете есть территориальный отдел, куда также можно написать обращение. При этом по анонимным обращениям граждан мы не вправе назначать проверки. Главное - правильно изложить ситуацию: какое, где, кем и когда было допущено нарушение.. И тогда мы будем иметь возможность по закону выйти на проверку и привлечь нарушителей к ответственности. Мы всегда к этому готовы, сотрудничаем с общественными организациями, с общественными объединениями предпринимателей - они, как правило, к нам прислушиваются и проблемы устраняют.
Наш округ как-то отличается от других регионов по количеству жалоб, активно ли югорчане выражают свою гражданскую позицию?
Сейчас стали гораздо активнее. Возможно, это следствие нашей планомерной работы - население видит результативность проверок, которую мы освещаем на своём сайте, и формирует доверительное отношение к нашему ведомству. Для себя мы выбрали основным приоритетом просвещение потребителей с акцентом на формирование навыков претензионного, т.е. досудебного урегулирования разногласий. Меняется структура и содержание обращений. Мы видим, что растёт частота обращений, когда потребитель отстаивает свои права самостоятельно, но исполнитель услуг к этому ещё не готов. Как правило, это выражается в неадекватной реакции на претензию (если письменная, то в течение 10 дней должен быть направлен ответ).
Если нарушение прав потребителя нанесло ущерб здоровью, куда надо идти в этом случае и что делать?
Жалобы бывают разными - от ущемления прав потребителя до грубого нарушения с причинением вреда здоровью. Зачастую, когда потребитель заболел после употребления некачественного товара или блюда общепита, многие спешат жаловаться, а не к врачу. Тут надо понимать, что такие жалобы квалифицируются, как причинение вреда здоровью, а это проверка с обязательным согласованием с органами прокуратуры. Нужны доказательства причинения вреда, а диагноза нет. То есть, при ухудшении состояния здоровья необходимо получить диагноз от врача в виде описания симптомов конкретной болезни, что документально подтверждает материальный ущерб, физические и нравственные страдания. Тогда мы сможем обосновать необходимость проверки в прокуратуре и защитить интересы в суде.
Источник:
http://www.informugra.ru/news/economy/mayya-soloveva-ustranenie-administrativnykh-barerov-biznes-vosprinimaet-kak-vsedozvolennost/