Н.Комарова выступила с отчетом о результатах деятельности Правительства автономного округа за 2012г.

Apr 23, 2013 12:14

Глава региона представила отчет депутатам на очередном заседании Думы Югры. В ходе своего выступления Наталья Комарова озвучила основные итоги социально-экономического развития автономного округа в 2012 году и обозначила приоритетные направления для дальнейшей работы.

Приводим текст выступления губернатора:

Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги, уважаемые жители автономного округа!

В этом году мы продолжили практику общественного обсуждения отчёта о работе Правительства. Народный «аудит» стартовал 10 апреля и проходит на площадках Общественной палаты, Общественного совета по реализации окружной Стратегии-2030, общественных советов при исполнительных органах государственной власти, в муниципальных образованиях, на окружных интернет-площадках, в социальных сетях. Всего в разных формах с отчётом ознакомились и приняли участие в его обсуждении более 6,5 тысяч человек.

Граждане отметили, и позитивно оценили, тенденции роста заработной платы, общих доходов населения, объемов жилищного строительства, улучшение демографической ситуации. Есть и предложения. В частности, по проведению публичных слушаний по вопросам функционирования групп кратковременного пребывания для дошкольников. По расширению разделов отчёта новыми направлениями, в том числе, связанными с оценкой эффективности муниципальных образований, органов местного самоуправления. В отношении каждого предложения будут приняты решения, о которых, если обращения именные, граждане будут оповещены лично, по остальным - на соответствующих Интернет-ресурсах, как это сделано на сайте департамента образования и молодёжной политики Югры.

Благодарю югорчан, принявших участие в обсуждении этого документа.

Далее о макроэкономике. По предварительной оценке объем валового регионального продукта в 2012 году увеличился на 0,68%, инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах - на 5,2%.

Индекс промышленного производства составил 98%, индекс физического объема - 105, 2 %. Внешнеторговый оборот Югры за 2012 год увеличился на 7,6% к 2011 году, при этом на экспорт приходится 95,8% его объёма.

Объём введенного жилья, а эта отрасль - один из локомотивов экономики, увеличился на 34,9%.

Уровень зарегистрированной безработицы в Югре в 2 раза ниже, чем в стране.

Номинальная заработная плата в автономном округе по итогам прошлого года увеличилась на 12,2%, и составила 51 тысячу 60 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения, скорректированные на уровень инфляции, увеличились на 2,8%. Оборот розничной торговли вырос на 7,1%. При этом подчеркну, - замедлилась инфляция. В 2012 году рост потребительских цен на товары и платные услуги населению составил 4,8% - это самый низкий темп инфляции, сложившийся в автономном округе за последние 20 лет.

Сводный индекс социально-экономического развития за прошлый год выведен на значение, позволяющее Югре, по оценке Минрегиона России, занять 2 место среди субъектов Российской Федерации.

Уважаемые коллеги!

Особая зона ответственности Правительства - уровень доходов и качество жизни работников социальной сферы. В отчёте о результатах деятельности Правительства Российской Федерации за 2012 год Дмитрий Медведев подчеркнул - наша страна практически единственная в мире в этот тяжелый для мировой экономики период увеличивает зарплаты бюджетникам. В Югре мы шли навстречу соответствующим решениям Президента, с 2010 года взяв курс на изменение фундаментальных диспропорций по зарплатам с расчетом на стимуляцию за счет этого региональной экономики. За эти годы среднемесячная зарплата работников бюджетной сферы выросла почти на 12 тысяч рублей. Этот системный рост закреплен в наших программах развития и бюджетных планах - на 2013-2015 годы для повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в окружном бюджете запланировано почти 40 миллиардов рублей. Это, по сути, беспрецедентные инвестиции в улучшение условий для работы и жизни учителей, работников культуры, врачей, и других бюджетных отраслей.

Другое ключевое направление - снятие инфраструктурных ограничений развития Югры. По нему мы нарастили долю бюджетных вложений: в сравнении с докризисным 2008 годом, она выросла в прошлом году на 8,7%, и составила почти 30% от всех наших расходов. Инвестиции в инфраструктуру в Югре находятся сейчас на максимальных уровнях последнего десятилетия. Эти цифры говорят о том, что мы ведём предельно интенсивную для нашего бюджета политику по снятию инфраструктурных ограничений развития Югры.

Такие значимые нагрузки на бюджет требуют особого внимания к повышению эффективности бюджетных расходов. В ближайшие годы эта проблема только обострится. Она нуждается в глубоком фундаментальном осмыслении и управленческих выводах для каждой отрасли, не только на окружном, но и муниципальном уровнях. Думаю, это наиболее сложная задача из тех, что когда-либо стояла перед автономным округом.

При этом главный принцип, которому мы должны следовать - каждая бюджетная копейка должна работать, работать, и работать на югорчан, и по тем правилам, которые мы совместно устанавливаем.

Немного подробнее о том, как шла работа по повышению эффективности отдельных направлений.

Для нефтяной отрасли в 2012 году в целом ситуация на мировых рынках, вы знаете, была позитивной. Югра добыла в прошлом году десятимиллиардную тонну нефти, а в целом объём годовой добычи превысил первоначальные планы компаний, и составил по оперативным данным 259,9 миллионов тонн. Если анализировать динамику сокращения объёмов добычи, то в 2009 году было зафиксировано падение на 7 миллионов тонн, последние 2 года - ежегодное сокращение находится на уровне 3 миллионов тонн.

Для стабилизации этих процессов, в прошлом году и за первый квартал этого года сделан ряд стратегических шагов.

Во-первых, благодаря нашим совместным усилиям и поддержке нашей инициативы Президентом страны Владимиром Путиным, Правительством Российской Федерации подготовлен федеральный законопроект, устанавливающий льготные ставки НДПИ для новых инвестиционных проектов по разработке трудноизвлекаемой нефти. В том числе, он предусматривает нулевую ставку НДПИ для Баженовской и Абалакской свит на 15 лет. Пока существуют объективные вопросы по технике исполнения этого решения - механизм должен быть таким, чтобы вложения бизнеса с учетом льгот для добычи из новых нефтяных горизонтов были экономически оправданными.

Во-вторых. В прошлом году мы начали работу и в феврале подписали протокол о намерениях с Российской академией наук по созданию «Научного инновационного центра РАН-Югра». Планируется, что он позволит интегрировать фундаментальную, прикладную и корпоративную науки для разработки конкурентоспособных и прорывных технологий. Их цель - обеспечить развитие и эффективное использование ресурсной базы нефтегазового комплекса России на период до 2050 года, а также инновационный рост других отраслей.

В-третьих. Мы применяем современные подходы по максимальному сокращению административных процедур для ввода новых месторождений. Совместно с «Сургутнефтегазом» и «ЛУКОЙЛом» подготовлена, и в этом году принята «дорожная карта» по вводу в разработку части месторождения имени Шпильмана и группы месторождений «Имилорское, Западно-Имилорское и Источное». Она позволяет начать промышленную добычу нефти на этих месторождениях в 2015 году, то есть сократить сроки ввода, по сравнению с указанными в лицензионных соглашениях периодами, на 6 лет.

По расчетам специалистов, с вводом месторождений в разработку в 2015 году, накопленная добыча по ним к 2020 году составит 12,3 миллиона тонн. Это пилотный масштабный проект и опыт. Мы рассчитываем, что такая практика оправдает себя, и получит дальнейшее развитие для реализации приоритетных инвестиционных проектов Югры.

В-четвертых. Мы ждем в среднесрочной перспективе отдачи от региональных налоговых льгот, нацеленных на поддержание объемов нефтедобычи. В прошлом году они составили 19 миллиардов 750 миллионов рублей. Компании запланировали инвестировать в геологоразведку около 30 миллиардов рублей, по оперативным данным, которыми мы располагаем, на эти цели было потрачено 25,7 миллиарда рублей. Мы наблюдаем нацеленность на рост в этом секторе, и рассчитываем, что он продолжится.

Остановлюсь на некоторых других отраслях реального сектора экономики.

В нефтегазохимии в 2012 году произошло увеличение производства сухого отбензиненного газа - на 1,1 миллиарда кубометров (рост - 5,6%) и сжиженного газа - на 174,5 тыс. тонн (рост составил 21,9%). Введены в эксплуатацию мини-ГПЗ на Западно-Салымском и Приразломном месторождениях общей мощностью более 500 миллионов кубометров попутного нефтяного газа в год. В декабре 2012 года компанией «Сибур Холдинг» запущена установка низкотемпературной конденсации и ректификации. Это один из этапов реализации проекта «Увеличение выработки широкой фракции легких ШФЛУ на Южно-Балыкском ГПК». На новой установке будет увеличена выработка ШФЛУ на 500 тонн в сутки. Реализация двух других проектов компании позволит увеличить переработку попутного нефтяного газа на 700 миллионов кубометров в год.

Комплексной модернизации требует лесопромышленный комплекс. Для этого в прошлом году принято решение о предоставлении субсидии инвесторам на возмещение части затрат по лизинговым платежам за технологическое оборудование, используемое в заготовке и обработке древесины, производстве изделий из дерева для реализации инвестиционных проектов. Эта мера поддержки начала работать в этом году. Кроме того, поддержаны субсидированием процентной ставки кредитов инвестиционные проекты, связанные с модернизацией и развитием производства малоэтажных деревянных домов, ДСП, лесозаготовительного и лесопильного производств, реализацией древесноволокнистых плит. В целом на это выделено более 900 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что названные мною и другие мероприятия позволят вывести «лесную» экономику в «зелёный коридор».

В целом позитивно 2012 год сложился для малого и среднего бизнеса: почти на 2% увеличилось количество субъектов такого вида предпринимательства, на 8,1% - их оборот. Малым бизнесом создано 5857 новых рабочих мест. Размещение государственного и муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 году составило 6,87 миллиарда рублей, что превышает плановый федеральный норматив.

В жилищном секторе в 2012 году мы вышли на максимальные с советских времён уровни по объёму ввода жилья - 1 миллион 21,8 тысяч квадратных метров жилья. Это хорошо. Но тренд на увеличение стоимости квадратного метра не изменился. Она растёт. Поэтому требуются, наряду с наращиванием объема ввода жилья, и специальные меры.

По ряду муниципалитетов мы наблюдаем устраивающую потребителя тенденцию. Если сравнивать первые кварталы 2012 и 2013 годов, стоимость жилья, приобретённого по программе ипотечного жилищного кредитования в различных территориях снизилась - от 0,5% (в Белоярском районе) до 69,5% (в Советском районе). Это соответствует задаче, поставленной в Указе Президента по снижению стоимости квадратного метра на 20% до 2018 года. Но эта позитивная тенденция была перекрыта заметным ростом цен в других муниципалитетах, в том числе, и на вторичном рынке. Я бы выделила ряд компонентов, существенно влияющих на этот процесс.

Первое - несоответствие объемов строительства жилья, потребности в нём возможностям собственной базы производства строительных материалов. Складывается ситуация, что, наращиванием объемов строительства, по сути мы за счёт окружных средств создаём рабочие места и загружаем производственную индустрию за пределами округа - если объёмы строительства выросли на 34,9%, то доля строительной отрасли в ВРП - даже немного сократилась. Обеспеченность строительными материалами и конструкциями местного производства составляет по полному кругу около 25%, загрузка предприятий строительной индустрии автономного округа по ряду направлений достигает 120%.

И, одновременно, учитывая то, что железнодорожный канал поставки стройматериалов перегружен, доставка идёт в основном дорогим автомобильным транспортом, что даёт удорожающий вклад в себестоимость жилья. Полагаю, для экономики региона было бы эффективнее, чтобы заметная часть этих средств давала вклад в ВРП Югры и рабочие места в этом секторе нашим жителям. В конце прошлого года мы приняли целевую программу «Содействие развитию предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Югры» на период до 2020 года. Рассчитываю, что она даст толчок развитию индустрии строительных материалов на нашей территории.

Второе - мы наблюдаем и попытки некоторых строительных компаний, занимающих доминирующее положение на строительном рынке в муниципалитетах, использовать значительный неудовлетворённый спрос на жильё в интересах получения сверхприбыли. Не покушаясь на свободу предпринимательства, напротив, поддерживая её, не могу не напомнить о необходимости соблюдать антимонопольное законодательство, которое стимулирует честную конкуренцию на рынке и стратегически защищает потребителей, создавая условия для снижения цен. Нездоровая ситуация в этом вопросе сложилась в Сургуте. Молодым семьям с окружной ипотечной поддержкой предлагаются квартиры площадью около 28 квадратных метров по цене 2,5 миллиона рублей. Если сравнивать первые кварталы 2012 и 2013 годов, стоимость жилья, приобретённого по программе ипотечного жилищного кредитования, на первичном рынке в Сургуте выросла на 42,3%. Экономически обоснованным такой скачок цены назвать нельзя. Думаю, что антимонопольные органы должны внимательно изучить ситуацию, происходящую на сургутском строительном рынке.

Есть и другие социальные последствия такой недобросовестной конкуренции. Представьте себе будущее такой семьи, взявшей в ипотеку квартиру, площадью 28 квадратных метров. Два человека после покупки квартиры имеет по 14 квадратных метров на члена семьи, при рождении ребёнка - это уже менее 9 квадратных метров на каждого, при плановых показателях к 2020 году по округу обеспеченности 22,4 квадратных метра на человека. Вот мы и получаем пополнение группы нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, при этом на этой семье уже висят ипотечные финансовые обязательства, от которых в короткие сроки освободиться очень сложно. Граждане справедливо говорят о том, что бюджетные деньги не должны поддерживать дорогостоящее жилищное строительство. Необходимо серьёзное широкое обсуждение в обществе мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств в этом секторе. До прояснения этого вопроса, возможно, такие предложения высказываются экспертами, приостановить постановку на учет для участия в программах по ряду категорий на действующих условиях. Не назовёшь справедливой и ситуацию, когда прекращается участие в программе молодых семей, члены которых достигли 36 лет, так и не успев получить поддержку. Действующая система получения жилищных субсидий и ипотечной поддержки перестала выполнять функцию эффективной поддержки молодёжи и правильного стимулирования рынка. Перестала быть социально справедливой. Назрела потребность в её системном изменении. Прошу вас, уважаемые коллеги, принять в этой работе самое деятельное и активное участие.

Теперь о жилищно-коммунальном комплексе. В целом минувший отопительный сезон в Югре прошёл стабильно, в чём ключевую роль сыграла работа муниципалитетов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В 2012 году, на подготовку к осенне-зимнему периоду, мы направили в муниципальные образования, дополнительно к средствам местного бюджета, около 1,3 миллиарда рублей. За последние 3 года вдвое повысилась интенсивность замены ветхих тепловых сетей, почти в 2,5 раза - ветхих водопроводных сетей. В результате - число инцидентов на сетях теплоснабжения и водоснабжения снизилось по сравнению с предыдущим годом на 40%.

Среднегодовое повышение тарифов в Югре на коммунальные услуги в 2012 году составило 4,3%. Если смотреть на динамику объема начисленных населению жилищно-коммунальных платежей, то, по предварительным данным, рост составил 0,4% по сравнению с 2011 годом. Притом, что численность населения у нас в округе выросла за минувший год более чем на 1%. Практически на прошлогоднем уровне осталась и доля семей, получающих субсидии на оплату коммунальных услуг. Всё это говорит о замедлении темпов роста этой статьи расходов граждан. Отмечу и вклад в это мер по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности. Оснащенность общедомовыми приборами учета за прошлый год увеличилась на 12,4%, индивидуальными - на 9,1%. Муниципалитеты должны завершить в основном эту работу в текущем году. Повышению эффективности использования энергоресурсов способствует и наша программа капитального ремонта многоквартирных домов - в прошлом году отремонтировано 157 домов общей площадью почти 400 тысяч квадратных метров, в которых проживает 17 тысяч 300 югорчан.

Отмечу и то, что по показателю комплексного благоустройства в Югре уровень превышает среднероссийский почти на 20%.

В целом макроэкономика жилищно-коммунального комплекса Югры позволяет сделать вывод о том, что снизились риски, и оформились основные условия для появления эффективных коммунальных организаций. Думаю, что это неплохая новость для всех югорчан, а округ, со своей стороны, готов поддержать процентную ставку на необходимом уровне по привлекаемым в такие проекты инвестициям.

Работа по повышению эффективности жилищного комплекса будет продолжена, в том числе, с широким привлечением инструментов общественного контроля. В начале апреля этого года Правительством Российской Федерации определён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания многоквартирного дома. Он включает более 100 видов возлагаемых на управляющие компании работ - от качественной очистки кровли от снега и наледи до влажной уборки лифтовых и лестничных площадок. При проведении плановых и внеплановых проверок управляющих компаний Служба жилищного контроля и строительного надзора Югры будет проверять, в том числе, соблюдение установленных в этом перечне требований, привлекая к этой работе общественные советы, действующие при Службе и Департаменте энергетики и ЖКК Югры, а также все заинтересованные общественные организации автономного округа.

В 2012 году была продолжена комплексная работа Правительства автономного округа по расширению возможностей жителей отдаленных, труднодоступных и малых населенных пунктов Югры.

На обеспечение доступности водных и воздушных перевозок, для устройства и содержания зимников в прошлом году мы направили почти 900 миллионов рублей. Ещё 566 миллионов было выделено на организацию досрочного завоза.

Для стимулирования занятости и расширения рынка услуг в таких посёлках в прошлом году была введена новая мера поддержки - софинансирование расходов субъектов малого и среднего бизнеса на строительство площадей для осуществления предпринимательской деятельности в сёлах и деревнях.

Значительные шаги были сделаны для укрепления материальной базы и повышения доступности сельской медицины. В прошлом году было принято решение о масштабной замене устаревших ФАПов, износ которых в среднем достигает 67%, модульными современными комплексами. Новые ФАПы - это фундамент для повышения технологичности медицинской помощи, оказываемой в сельской местности. В планах на этот год - приобретение мобильных медицинских комплексов, в том числе, на базе транспортных средств повышенной проходимости. Они необходимы для оказания медицинской помощи и проведения диспансеризации жителей отдалённых и труднодоступных населенных пунктов. В комплексе эти меры должны обеспечить заметное улучшение медицинского обслуживания жителей сельских населенных пунктов.

Развитию сельских территорий способствует и системная работа по поддержке агропромышленного комплекса. Производство продукции сельского хозяйства в целом по автономному округу выросло в прошлом году на 6,2%. Практически по всем показателям зафиксирован значительный рост, а по ряду социально значимых направлений, например, производство мяса, объемы за последние годы выросли более чем в 1,5 раза. Для поддержания этой тенденции, в прошлом году была серьезно укреплена материально-техническая база предприятий АПК: построено 13 животноводческих помещений, 4 перерабатывающих цеха, реконструировано 4 сельскохозяйственных объекта, приобретено 53 единицы крупногабаритной сельхозтехники и 143 единицы перерабатывающего оборудования. Создаются условия, если говорить в общем, для сбора и переработки дикоросов, добычи и переработки рыбы, ремесленнической деятельности коренных народов Севера и трудозанятости населения сельских поселений.

На дальнейшее повышение эффективности отрасли нацелена и разработанная в 2012 и принятая уже в текущем году государственная программа развития агропромышленного комплекса Югры на период до 2020 года. Помимо поддержки сельхозпроизводителей, она включает и социальные аспекты развития сельского поселения.

Эта работа для нас имеет двойной приоритет, так как напрямую связана с задачей этносбережения народов - ханты, манси, ненцев. Обеспечить людям занятость в тех областях, которые сформировали их как этнос - оленеводстве, добыче и переработке рыбы, сборе и переработке дикоросов - важнейшие направления нашей работы. Чтобы сохранить народ, культуру, язык и традиции, мы будем создавать все необходимые условия для людей, ведущих традиционный образ жизни.

В целом реализация этих и других мероприятий по стимулированию занятости на селе показала. Предметная работа по созданию рабочих мест для жителей малых и труднодоступных поселений становится частью панели решаемых муниципалитетами задач. Мы эту практику будем развивать.

Теперь о развитии сектора социальных услуг населению. В прошлом году в Югре было введено 5 новых видов мер социальной поддержки югорчанам:

- выплата Югорского семейного капитала семьям при рождении или усыновлении 3 или последующего ребенка;

- ежемесячное денежное вознаграждение помощнику пожилого гражданина;

- возмещение расходов на оплату проезда к месту лечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями;

- ремонт жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

- ежемесячная денежная выплата в случае рождения 3 ребенка или последующих детей семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума.

Часть этих мер применяется с прошлого года, и ими уже воспользовались 529 человек. В текущем году планируется охватить ими не менее 2 300 человек. В целом в Югре реализуется 91 вид социальной поддержки населения. По этому показателю мы являемся одним из самых социально ориентированных регионов России. В повестке дня - работа по повышению адресности, а, следовательно, эффективности этих мер поддержки.

Ряд решений был принят в поддержку югорчан старшего поколения. Фактически ликвидирована жилищная очередь граждан пожилого возраста и инвалидов на койко-места в домах-интернатах общего типа. За последние два года для этого проведён капитальный ремонт здания в Пойковском, где размещено отделение-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов комплексного центра социального обслуживания населения «Забота».

Введен в эксплуатацию дом-интернат для престарелых и инвалидов в селе Шапша на 50 койко-мест. Учитывая прогнозируемую потребность, схемой развития и размещения учреждений социального обслуживания населения предусмотрено строительство спального корпуса на 100 койко-мест дома-интерната для престарелых и инвалидов в городе Советский. Это позволит и в дальнейшем избежать появления очереди на такие виды стационарного социального обслуживания.

Принятые Правительством автономного округа меры по индексации пенсий, с учетом соответствующих федеральных решений, позволили по итогам прошлого года повысить средний размер дохода пенсионера в Югре до 14 тысяч 374 рублей. Реальный размер дохода этой категории югорчан увеличился на 7,1% по отношению к 2011 году, и почти в 2 раза превысил бюджет прожиточного минимума пенсионера.

Уважаемы коллеги!

В последние годы мы существенно расширили набор мер поддержки семей с детьми. Эти решения приносят позитивный демографический эффект - прошлый год отмечен историческим максимумом рождаемости - в Югре появилось на свет 27 686 детей, причем доля вторых и последующих рождений увеличилась до 56%. При этом значительный прирост произошел именно по рождению третьего ребёнка. Отмечу и то, что показатель младенческой смертности снизился до 4,7 случаев на тысячу родившихся живыми, что соответствует 4 месту среди субъектов Российской Федерации и самому низкому значению по Уральскому Федеральному округу. Мы планируем комплексное укрепление материально-технической базы при предоставлении перинатальных услуг с тем, чтобы эта положительная динамика получила дальнейшее развитие.

С прошлого года начали действовать новые меры поддержки молодых учителей и молодых учёных - они получили право на льготную ипотеку и жилищную субсидию. Рассчитываю, что в дополнение к уже действовавшим, эти меры улучшат ситуацию с укомплектованием кадрами учреждений образования.

В прошлом году была продолжена работа по оснащению современным оборудованием и укреплению материально-технической базы школ. Это позволило увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 82,4% и обеспечить всеми видами благоустройства 92,6% школ. Качественные условия обучения отражаются и на результатах наших школьников - средний тестовый балл ЕГЭ по основным предметам - математика и русский язык в Югре выше, чем аналогичный показатель по федеральному округу и России. Хотя доля выпускников, не преодолевших пороговое значение по обязательным предметам, увеличилась на 0,05% - 6 человек.

Была принята «дорожная карта», которая нацелена на то, чтобы в течение трёх лет полностью ликвидировать в Югре очерёдность в дошкольно-образовательные учреждения для детей 3-7 лет. Динамика строительства образовательных объектов в последние три года создаёт для этого задел - введено 39 детских садов 10 школ. За последние три года введено в 1,6 раза больше новых садиков, чем за предыдущие пять лет. В результате полностью ликвидирована очередность детей от 3 до 7 лет в 6 муниципальных образованиях: Лангепас, Радужный, Когалым, Советский, Белоярский и Нефтеюганский районы.

Расширены и возможности доступа югорчан к объектам культуры. В прошлом году построено 6 новых объектов культуры более чем на 2100 мест, что является максимальным показателем за последнюю пятилетку. Пять из них уже принимают посетителей. Помимо единственной в округе Филармонии в Сургуте, выставочного зала в Когалыме и библиотеки в составе комплексного объекта в Ханты-Мансийске, новые объекты появились и в сельских территориях. Это дом культуры в поселке Селиярово Ханты-Мансийского района, комплекс сельский дом культуры - школа - детский сад в поселке Мулымья Кондинского района, новое здание музея Природы и Человека в деревне Русскинская Сургутского района. Это позволило повысить доступность услуг в сфере культуры более чем для 20 тысяч жителей сельских территорий.

Была продолжена работа по расширению возможностей югорчан для занятий физической культурой и спортом. В 2012 году в автономном округе введено 57 спортивных объектов: 24 плоскостных сооружения, 12 спортивных залов, 2 плавательных бассейна, 4 лыжные базы и так далее. В результате на 5% увеличился охват населения при возможности занятия физической культурой и спортом. Он составил 22%. На 10% выросла доля подростков и молодежи, занимающихся физической культурой и спортом. Выбор в пользу здорового образа жизни сделали 56% подростков и молодёжи Югры.

Серьезные инвестиции в сектор социальных услуг требуют и максимальной эффективности, открытости в организации их предоставления. В конце прошлого года началась работа по разработке Социального кодекса Югры. Он должен дать социально справедливый и понятный ответ на то, кто, при каких условиях и в каком объеме имеет право на получение социальных пособий и других форм действующей в автономном округе поддержки. Это социально ожидаемые решения и я рассчитываю, уважаемые коллеги, на ваше участие и поддержку этой законотворческой работы.

Уважаемые депутаты!

Работа по развитию экономики и инфраструктуры требует от нас выверенной работы в инвестиционном поле. Остановлюсь на некоторых аспектах нашей инвестиционной деятельности и совершенствования государственного управления.

Во-первых, в 2012 году принят Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Он позволяет, с опорой на лучшие практики, создать необходимый набор условий для увеличения притока инвестиций в развитие региональной экономики. Благодарю вас, уважаемые коллеги, что поддержали нашу инициативу, и приняли окружной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Югре». По сути, он открывает новый пласт возможностей, в том числе, для стимулирования инвестиционной активности муниципальных образований.

Во-вторых, системно велась работа по снятию административных барьеров для бизнеса. В прошлом году мы начали разработку, в текущем году приняли «дорожные карты» по сокращению сроков и количества согласований в сфере строительства и при подключении к энергетической инфраструктуре. Предстоит поэтапно к 2018 году почти в 2 раза сократить количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство. Более чем на полгода сократить время прохождения всех стадий получения разрешения на строительство. По подключению к энергетической инфраструктуре количество этапов планируется сократить вдвое с 10 до 5. Сроки подключения к энергосети должны будут составлять не 281 день, как это происходит сегодня, а максимум 40. Это серьёзный вызов бюрократической машине.

Третье. Эффективность принимаемых мер во многом зависит от полноты и качества данных, которыми мы оперируем при принятии решений. Значительные усилия Правительства автономного округа были направлены на формирование банка данных о наших отраслях экономики, имущественном комплексе, социальных возможностях для населения. Мы продолжим совместно с муниципальными образованиями развивать Территориальную информационную систему Югры, созданную в период работы над Стратегией-2030. Причем будем задействовать её как для информационного обеспечения принятия управленческих решений, так и для мониторинга, анализа, контроля качества и эффективности работы инфраструктуры.

Четвертое направление, над повышением эффективности которого мы работаем, - это управление государственным имуществом. В прошлом году бюджет получил 15 миллиардов 772 миллиона рублей доходов от управления собственностью, в том числе - 14,5 миллиардов рублей - доходы от приватизации.

Пятое. Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг и их перевод в электронный вид. Полагаю, в этом направлении сосредоточен серьёзный резерв для уничтожения среды, провоцирующей произвол бюрократии. В прошлом году мы запустили 4 многофункциональных центра предоставления госуслуг, до конца этого года планируем открыть еще 15.

Шестое направление - это расширение участия институтов гражданского общества в принятии значимых для всей Югры решений и их последующей реализации. Такая работа становится одним из устойчивых трендов развития Югры. С широким участием гражданского общества была разработана Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2030 года. И уже сейчас в её исполнении принимает участие Общественный совет по реализации стратегии. В прошлом году на поддержку социально ориентированной деятельности региональных некоммерческих организаций мы направили почти 1,2 млрд. рублей. Мы рассчитываем на ощутимую для югорчан отдачу от этих социальных инвестиций.

Уважаемые депутаты!

Думаю, что сегодня каждый югорчанин заинтересован в том, чтобы региональная и муниципальная власти работали максимально эффективно, в тесном контакте с депутатами, общественными структурами, гражданами. Точнее всего об этом сказала одна из участниц общественного обсуждения отчёта Рита Беляева из Нижневартовска, по крайней мере, она так представилась на своей странице Вконтакте: «Успех там, где есть обратная связь между Правительством и народом». Этот подход мы практиковали прежде, и намерены развивать диалог власти и общества и в последующие годы.

Спасибо вам, уважаемые коллеги, за совместную работу в 2012 году. Поздравляю вас с наступающим профессиональным праздником - Днём российского парламентаризма. Спасибо.

отчет, итоги, итоги 2012 года, Дума ХМАО-Югры, Правительство, Югра губернатор

Previous post Next post
Up