Гонка стратегических наступательных вооружений в 60-е годы набрала обороты. Ракет требовалось много, и хороших. Комплексы же первого поколения имели недостатки. Главным из них была необходимость заправки перед стартом. Во-первых, на заправку уходило от десятков минут до нескольких часов, с ответным ударом мы могли не успеть. Во-вторых, стартовые комплексы выполнялись групповыми, одна боеголовка противника могла уничтожить сразу несколько пусковых установок.
Вопрос заправки решался либо разработкой ракет с ампулизированными, т.е. специально рассчитанными на долгое хранение компонентов топлива, баками. Либо вообще созданием твердотопливных ракет. Защищенность могла быть повышена за счет рассредоточения одиночных шахтных пусковых установок на значительное удаление друг от друга или за счет перехода на подвижные грунтовые ракетные комплексы.
Ракеты Р-36 на параде (
Источник фото)
Конструкторское бюро Михаила Кузьмича Янгеля предложило ракету Р-36 (8К67). В качестве горючего применялся гептил (НДМГ), окислитель - азотный тетраоксид (АТ). Дальность стрельбы различалась в зависимости от головной части (ГЧ), и составляла:
- до 15500 км с "легкой" ГЧ эквивалентом 5 Мт;
- до 10200 км с "тяжелой" ГЧ эквивалентом 10 Мт.
Круговое вероятное отклонение (КВО) - до 1900 м.
Баки выполнены ампулизированными, после установки в шахту ракета заправлялась, к ней пристыковывалась ГЧ, и в таком виде изделие могло нести боевое дежурство до пяти лет. Позже этот срок был увеличен. Ракетный комплекс обслуживался полком и состоял из шести одиночных шахтных пусковых установок (ШПУ), разнесенных на несколько километров, исходя из условий непоражения одним боевым блоком противника двух соседних ШПУ одновременно. Возле одной из ракетных шахт находился командный пункт (КП) полка, где нес боевое дежурство ответственный за пуск расчет. Непосредственно у шахт размещались только бойцы охранения. Старт выполнялся дистанционно, по командам с КП.
Устроенные таким образом системы называются комплексами отдельного старта (ОС). Полки - полками ОС, в разговорной речи употребляется прилагательное "ОСовский". Таким образом, выделяют комплексы группового старта, ОС, и подвижные. О последних расскажем позднее.
Р-36 в ШПУ (
Источник иллюстрации)
Комплекс 8К67 был поставлен на боевое дежурство в 1966 году. В 1970-м принимается на вооружение комплекс Р-36П (8К67П), имевший разделяющуюся головную часть с тремя боевыми блоками эквивалентом свыше 2 Мт каждый. Дальность стрельбы - до 12000 км. Индивидуальное наведение каждой боеголовки не предусматривалось, они просто рассеивались. Тем самым увеличивались площадь зоны поражения и вероятность преодоления противоракетной обороны. Всего было развернуто до 300 пусковых установок Р-36 и Р-36П.
Интересной модификацией ракеты Р-36 является Р-36-О, или как ее еще называют, Р-36орб. Ее головная часть состояла из одного боевого блока мощностью 5 Мт, который не забрасывался к цели по баллистической траектории, а выводился в космос и летел к противнику по орбите. Так достигли во-первых неограниченной дальности стрельбы, а во-вторых враг поражался с неожиданного для него направления, что усложняло построение противоракетной обороны. Всего с 1969 года было развернуто три полка (18 пусковых установок) с такой ракетой. Сняли их с боевого дежурства в 1983 году по договору ОСВ-2.
Ракеты Янгеля были эффективными, но для массового развертывания лучше было иметь более простую межконтинетальную баллистическую ракету (МБР). Такой стала УР-100 (8К84) разработки Владимира Николаевича Челомея. Конструктивно она была подобна Р-36: те же компоненты топлива в ампулизированных баках, то же размещение в шахтах ракетных полков ОС. Отличался комплекс количеством пусковых установок - по десять в полку. Сама ракета была значительно меньше по размерам и массе, а кроме того она помещалась в транспортно-пусковой контейнер (ТПК).
УР-100 в ШПУ (
Источник иллюстрации)
ТПК оберегал ракету при транспортировке. Его применение облегчало подготовку повторного пуска из уже выстрелившей шахты. Решение было настолько удачным, что все комплексы последующих поколений предусматривали только контейнерное исполнение.
Дальность стрельбы ракеты - до 12000 км. Головная часть эквивалентом 0,5 Мт. КВО - 1400 м. Имелась возможность использования УР-100 в качестве ракеты средней дальности с "тяжелой" головной частью эквивалентом 1,1 Мт и дальностью стрельбы 5000 км. На боевое дежурство комплекс заступил в 1966 году. В 1971 году на вооружение принимается усовершенствованный вариант комплекса УР-100 УТТХ (8К84М). Общее количество развернутых пусковых установок УР-100 и УР-100 УТТХ по разным источникам колеблется в районе 940 - 990 ШПУ.
Следующим шагом эволюции УР-100 стало принятие на вооружение в 1972 году комплекса УР-100К (15А20). На нем предусматривалась возможность применения разделяющейся головной части с тремя боевыми блоками неиндивидуального, как и у Р-36П, наведения. Дальность стрельбы:
- до 12000 км с моноблочной ГЧ эквивалентом 1,3 Мт;
- до 10500 км с разделяющейся ГЧ, содержавшей три боевых блока эквивалентом 0,35 Мт каждый.
КВО не превышало 1400 метров. Повышение характеристик вызвано применением новой ракеты с большей стартовой массой.
В 1974 году принимается вооружение вариант комплекса УР-100У (15А20У) с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Ракета УР-100К в шахте (
Источник фото)
Р-36, УР-100, УР-100К, и все более ранние комплексы используют способ старта, когда двигатели запускаются прямо в шахте. Соответственно, нужна защита ракеты от газовой струи собственной двигательной установки. Для этого между металлическим стаканом, где помещается ракета (Р-36 и ранние) или транспортно-пусковым контейнером (УР-100 и УР-100К) имеются газоотводящие каналы, прикрытые сверху специальными решетками, которые хорошо видны на фото.
Ракеты на жидких компонентах топлива имеют недостаток: после установки в ШПУ их нужно заправлять. Это трата времени, необходимость иметь соответствующую технику, опасность для личного состава. Куда более перспективным было применение твердых топлив, помещаемых в ракету на заводе. Процес заправки исключался - эксплуатация облегчалась.
РТ-2 в музее (
Источник фото)
Ракету на твердом топливе разработали конструкторском бюро Сергея Павловича Королева. Называлась она РТ-2 (8К98). Дальность стрельбы 9600 км. Головная часть эквивалентом 0,6 Мт. КВО до 2000 м. Полк включал в себя десять ШПУ отдельного старта, аналогично УР-100.
Сама шахта имела смелую для своего времени конструкцию без газоотводящих каналов. Ракета вставлялась в стартовый стакан, опираясь на него специальными отбрасываемыми после старта уплотнителями. Отверстий в стакане не было. Для снижения температуры при пуске на дно заливалась вода. В результате отказа от газоотвода значительно уменьшился диаметр шахты, а значит возрастала ее защищенность - маленькую шахту сложнее повредить и проще защитить, чем большую.
Шахтная пусковая установка РТ-2 (
Источник иллюстрации)
Комплекс был новаторским, и разработка его затянулась. Принят на вооружение он был только в 1968 году, когда освоение УР-100 уже шло полным ходом. Да и основные характеристики были ниже. Поэтому на боевое дежурство заступило только шесть полков. Начиная с 1972 года они будут перевооружены на более совершенный вариант РТ-2П с дальностью стрельбы 10000 км, ГЧ эквивалентом 0,75 Мт и КВО 1500 м. Принятая на вооружение в этом же году УР-100К имела более высокие характеристики, хотя и была значительно сложнее в эксплуатации.
Путем повышения живучести ракетных комплексов было выполнение их подвижными. Работы в этом направлении велись, но межконтинентальный
РТ-20 и РТ-15 средней дальности до постановки на боевое дежурство довести не удалось. Ракетные войска остались без ракет средней дальности второго поколения. Морально устаревшие уже в начале 70-х Р-12 и Р-14 заменить было нечем. И если со временем Р-14 будут замещены комплексами третьего поколения, то Р-12 будут сняты с вооружения только в 1989 году, и то в связи с подписанием международных договоров.
Слева направо: УР-100, Р-36, Р-36-О, РТ-2, УР-100К (
Источник иллюстрации)
С технической точки зрения именно вторым поколением ракет был заложен современный облик Ракетных войск. Проявилось разделение межконтинентальных ракет на два класса:
- "тяжелые" с мощной ГЧ и высокой дальностью стрельбы;
- "легкие" с более скромными характеристиками.
Хотя подвижные комплексы и не были приняты на вооружение, возможность дальнейшей разработки таковых стала очевидной. Заявили о себе и твердотопливные ракеты. Главный же итог периода заключается в том, что СССР за счет массового развертывания "легких" УР-100 смог достичь стратегического паритета с США. Теперь можно было разговаривать с американцами на равных.
Назад |
Содержание |
Далее _