В объективе ЦРУ: Винницкий аэродром

Feb 14, 2017 19:35

Перед нами отчет ЦРУ от 11.10.1951 г., посвященный Винницкому аэродрому. Некоторые места в оригинале скрыты, и потому структура документа вызывает вопросы. Очевидно, 18 пунктов основного текста это свидетельства нескольких  агентов либо одного агента в разное время. После них приводятся комментарии скрытого автора документа либо рецензента. Время сбора информации - с мая 1945 до марта 1949 г. Иллюстрации: шапка документа и прилагаемая к нему схема.

Из интересностей: упоминания лагеря военнопленных, дислоцированной на аэродроме авиации и ее использования, а главное - достаточно подробное описание винницкого авиаремонтного завода тех лет.

Перевод с английского выполнен Вашим покорным слугой. Ниже непосредственно текст отчета.



1. Аэродром находился восточнее Винницы (28° 29’ E / 49° 14’ N) Украинской ССР. Несколько ангаров, некоторые из которых были разрушены, находились на краю аэродрома. Около 100 двухмоторных самолетов и 30 бипланов были расположены на поле. Над летным полем наблюдалась группа парашютистов, десантирующихся из двухмоторных самолетов.

2. Территория была огорожена, имелось два помещения для сборки, стенды для проверки двигателей, и железнодорожная ветка в 1 км западнее поля.
Авиадвигатели, крылья, и фюзеляжи прибывали по железной дороге.
Истребители собирались в помещениях для сборки, и затем буксировались на летное поле тракторами.

3. Бомбометание с двухмоторных самолетов производилось на полигоне в 10 км западнее Гнивани, в 30 км на юго-запад от Винницы.

4. Аэродром находился восточнее Винницы, севернее юго-восточной дороги и одноколейной железнодорожной ветки. Летное поле площадью около 1 кв. км не имело ни взлетно-посадочных полос, ни рулежных дорожек. Некоторые ангары и постройки были разрушены. Более подробная информация в приложении.

5. Летная активность: постоянная выброска парашютистов из двухмоторных самолетов группами до девяти машин. Из каждого самолета прыгает от восьми до десяти человек. Испытательные и групповые полеты на истребителях и учебные полеты на бипланах.

6. Авиационный завод со стендом для испытания двигателей находился западнее летного поля, юго-западнее лагеря военнопленных (см. приложение). Истребители собирались либо капитально ремонтировались на этом заводе.

Описание типа истребителя: рядный двигатель с радиатором, трехлопастный пропеллер, крылья с заостренными законцовками, немного изогнуты у фюзеляжа и потому в небольшой степени двугранные, шасси убираемое назад.

Самолеты окрашивались распылителем, крылья были отстыкованы, затем доставлялись на аэродром, где их собирали и облетывали. От тридцати до тридцати пяти окрашенных распылителем фюзеляжей постоянно находились у стенда для испытания двигателей.

7. Полигон для бомбометания находился примерно в 40 км юго-западнее Винницы. Самолеты заходили на него с севера для выполнения практического бомбометания.

8. Ангары на северо-западном краю аэродрома были разрушены. С ними имелось железнодорожное сообщение.

9. Примерно 150 двухмоторных транспортных самолетов c далеко выступающей носовой частью и однокилевым хвостовым оперением и несколько бипланов находились на поле. Прыжки с парашютом отрабатывались на двухмоторных самолетах. С каждого самолета прыгало по 13 парашютистов. Летом и осенью 1948 года проводились ночные полеты.

10. Авиаремонтный завод с двумя ремонтными ангарами, столярной мастерской, навесами, и стендом для испытания двигателей находился в западной части аэродрома, возле лагеря военнопленных. Примерно 200 работников были задействованы там в марте 1949 г. На этом заводе обслуживались только одномоторные самолеты. В среднем 40 требующих ремонта самолетов стояли там, некоторые без двигателей, остальные без крыльев. Самолеты буксировались автомобилями.

11. Аэродром, примерно в 2 км восточнее города, и немного севернее дороги на Гайсин (29° 23’ E / 48° 48’ N) был тяжело поврежден. Работы с полученными за несколько раз стройматериалами, предназначенными для работ на летном поле, не начинались. Площадь поля примерно 3 кв. км. Четыре или пять разрушенных ангаров находились в северо-западном углу. Узкоколейная полевая железнодорожная ветка проходила от железнодорожной станции до южного края поля.

12. От 30 до 35 четырехмоторных самолетов находилось на аэродроме.
Описание: низкорасположенное крыло, однокилевое оперение, выступающая кабина с круговым обзором, задняя стрелковая точка, нижняя турель.

Прыжки с парашютом (по 20 человек с каждого самолета) были прекращены в середине 1947 года.

13. Авиаремонтный завод западнее поля состоял из четырех легких деревянных построек, каждая примерно 8 х 20 метров, c мастерскими и стендом для испытания двигателей. Там находилось от 35 до 45 Ме-109 немецкой сборки с демонтированными крыльями.

14. Сооружения барачного типа южнее ремонтного завода, немного севернее главной дороги в город, были разрушены за исключением трехэтажного каменного дома размерами примерно 16 х 80 м, который был занят.

15. Аэродром восточнее Винницы имел летное поле размерами примерно 1500 м с запада на восток и 1000 м с севера на юг. В северо-западной части поля находилась бетонированная площадка размерами примерно 40 х 400 м.

16. Поле было занято примерно 50-ю однодвигательными истребителями (по рассказам военнопленных - Як-7) и примерно 50-ю двухдвигательными самолетами. Прыжки с парашютом производились с двухмоторных самолетов, как правило вечером. С каждого самолета прыгало по 20 человек. Производились дневные и ночные полеты авиации, индивидуальные и групповые.

17. Ремонтный завод площадью 150 х 300 метров находился в 1 км западнее летного поля. Он состоял из:
а). Ремонтного ангара, 20 х 50 метров, разделенного на две равные секции.
б). Двух складов, 20 х 30 метров каждый.
в). Двух стендов для испытания двигателей.

Только однодвигательные самолеты, которые должны были быть оснащены новыми двигателями, находились между ремонтным ангаром и складами. Примерно раз в неделю один груженый двигателями железнодорожный вагон подавался на подъездную ветку. Двигатели выгружались недалеко от лагеря военнопленных и доставлялись в ремонтный ангар.

18. Три четырехэтажных барака, 20 х 100 метров каждый, находились южнее ремонтного завода и были заняты солдатами военно-воздушных сил, обслуживающих аэродром.

(Скрыто) комментарий:

а. Местонахождение аэродрома и ангаров достоверно отображено на прилагаемом рисунке (собственное мнение). Данные по занятости поля и типам самолетов, некоторые из которых различаются, отображены на прилагаемом изображении:

(1) Поле занято частью, готовящей парашютистов. Десантирование происходит из двухмоторных самолетов «Дуглас». В среднем по 10 человек прыгает из каждого самолета, в боевых условиях это количество достигает 13-ти.

(2) Из данных в отчете нельзя сделать вывод о том, базируются ли на аэродроме также Ил-12. Информация о наличии четырехмоторных самолетов представляется невероятной.

(3) Истребительный либо учебный истребительный авиаполк, оснащенный истребителями марки Як, вероятно дислоцируется в Виннице, дополняя транспортную часть, обслуживающую парашютистов. Отчет не определяет тип самолетов как Як-7, Як-9, или Як-3.

б. Выглядит сомнительным, что практическое бомбометание на Гниванском полигоне проводилось частями с Винницкого аэродрома. Другой аэродром находится в 25 км северо-западнее Винницы, в районе Калиновки, его взлетно-посадочная полоса построена во время немецкой оккупации. Об этом аэродроме не имеется ни одного послевоенного отчета.

Прилагаемая иллюстрация:



Условные обозначения:
1. Пост дорожной службы
2. Метеорологическая и радиостанция
3. Бараки (один из них восстановлен и занят ВВС)
4. Авиационный завод со стендом для испытания двигателей
5. Бараки, занятые Советской Армией
6. Лесопилка
7. Зернохранилище
8. Свалка запасных частей к самолетам
9. Бараки ВВС
10. Лагерь военнопленных №7062/19
11. Склады
12. Гараж
13. Станция управления полетами
14. Полигон для бомбометания

Ссылки на источники информации (pdf):
Текст документа: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R008900150008-4.pdf
Прилагаемая иллюстрация: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R008900150009-3.pdf

_

Военные, Винница, Авиация

Previous post Next post
Up