Министр культуры Мединский назвал автомат Калашникова культурным брендом России. Это свежо, даже на фоне отчаянной борьбы Мединского за мемориальную доску одному из организаторов блокады Ленинграда финскому маршалу Маннергейму.
До сих пор считалось, что культурные бренды России - это Толстой, Достоевский, Чайковский, русский балет и много чего еще, чем знаменита держава, когда-то внесшая огромный вклад в формирование мировой культуры. Этот славный список как-то обходился до последнего времени без автомата Калашникова - изобретения, несомненно, яркого и значительного, но как-то все-таки несколько из другой оперы. Потому что культура в любом случае предполагает созидание и формирование морально-нравственных ценностей, а "Калашников" - орудие разрушения. Пусть даже из самых благих намерений защиты Отечества.
Когда Родина воздает славу своему выдающемуся оружейнику, то это абсолютно правильно со всех точек зрения, потому что щит стране нужен не меньше, чем разумное, доброе и вечное. Мир испокон веков устроен так, что если нет надежного щита, то не будет и хлеба. В этом смысле, Калашников, несомненно, достойный и талантливый сын Отечества. А главное творение его рук - автомат можно, без преувеличения назвать одной из самых значимых военных технологий ХХ века. Автомат без особенных изменений прослужил более пятидесяти лет и его изображение есть в гербах нескольких государств. Сказал бы Мединский: один из государственных брендов - был бы совершенно прав.
Но я отказываюсь считать "калаш" брендом культурным. Хотя бы потому, что оружие не может быть совместимо с культурой в принципе. Это антикультура.
Мединский после шквала критики и довольно сомнительным образом организованного подтверждения докторской диссертации стал демонстрировать какую-то повышенную патриотичность. Это похвально для государственного деятеля такого ранга. Но все-таки с "культурным брендом" - явный перехлест.
Впрочем, не исключено, что речь идет о начале нового политического тренда и еще одной духовной скрепе. Если так, то в самом скором времени культурными брендами будут объявлены лапти, соленые рыжики и водка. Собственно говоря, "Столичная" - давно уже один из главных российских брендов, за неимением своих "эпплов", "макинтошей", "майкрософтов" и "самсунгов".
Официальное брендирование произведений культуры - в любом случае, политика. В свое время брендом были "Летят журавли" и "А зори здесь тихие". Теперь ничего подобного нет, ни "Яйца Чингисхана", ни "Лучший фильм", ни "Каникулы строгого режима", ни Джамшут с Равшаном, ни Саша Бородач на бренд, мягко говоря, не тянут. Но культурная сфера, как и природа, не терпит пустоты. Вот "Калашников", кажется, ее в полном объеме и заполнил.
Но это даже не смешно. Следующим культурным брендом страны при подобных обстоятельствах, может стать стратегический бомбардировщик Ту-160. А там и до атомной бомбы не так чтобы далеко...