Побег из, или когда наглость второе счастье. 1942г. ВМВ.

Sep 01, 2016 12:32



29 июля 1942 г. экипаж "Бристоля" состоявший из четырех человек, самым старшим из которых был командир cт. лейтенант ВВС Тед Стревер 24 года, а самым младшим воздушный стрелок Джозеф Велл 19 лет от роду, уходил на очередное боевое задание - бомбардировку итальянского конвоя. Зайдя на цель на предельно малой высоте экипажу удалось поразить один из транспортов, но военное счастье переменчиво, и этот удачный заход стал для экипажа и последним в этом бою. Подбитую машину удалось посадить на воду, и экипаж набившись в спасательный плот, грустно провожал взглядами свою уходящую под воду машину. Некоторые члены экипажа были ранены, командир легко - в голову, а бортстрелок серьезно - ему раздробило руку осколком. Пока итальянское командование принимало решение и "спускало" задание на подъем "утопленников" летчикам, пока готовился к вылету за пленными спасательный борт, средиземноморское солнце успело подняться высоко и начало немилосердно палить лучами болтавшихся по волнам в своей надувной лодчонке британских летчиков. Тяжелее всего приходилось раненому бортстрелку Веллу, которого, кроме сильной боли, мучила жажда. Итальянский конвой, спешивший уйти из зоны поражения британской авиации с Мальты, давно растаял на горизонте, и бедолагам-пилотам предстояло только гадать, сколько еще продлится их безнадежное плавание. Поэтому воду из фляг цедили по капле, и только раненому. Раздробленную руку ему кое-как перевязали индивидуальными пакетами, но было понятно, что у парнишки мало шансов выжить, если вскоре он не окажется на операционном столе.

Появление в небе итальянской летающей лодки Cant-Z-506B Airone, которая, кружась над ними, начала снижаться, было воспринято сбитым экипажем с воодушевлением. Пожалуй, трудно найти человека, которому в таком положении даже самый тяжелый плен не показался бы спасением. А "макаронники", надо сказать, несмотря на отдельные имевшиеся проявления жестокости, в общем то отличались довольно сносным отношением к пленным. Особенно по сравнению с "джерри".



Гидросамолет Cant-Z-506B Airone Итальянских ВВС

Многоцелевой гидросамолет Cant-Z-506B Airone из 139-эскадрильи (139 Squadriglia) Итальянских ВВС с военно-морской базы в Таранто ловко сел на воду неподалеку от терпящих бедствие британских летчиков. Предусмотрительные итальянцы сначала приказали спасенным выбросить личное оружие в море, а затем с великодушием победителей принял их на борт. Победно ухмыляясь во всю ширину своего оптимистичного итальянского характера, "макаронники" помогли британцам поднять раненого в транспортный отсек и щедро вручили им бутыль с водой. Затем взлет.

И тут все заверте ...

Как об этом рассказывает сам командир британского экипажа Тед Стревер в своих мемуарах "На серебряных крыльях" (On Laughter-Silvered Wings).



Подполковник Тед Стревер

Какой-то добродушный Марио или Винченцо из итальянского экипажа, видя, как страдает молоденький раненый пленный, решил помочь ему - дать обезболивающее из аптечки, поправить повязку, угостить крепкой граппой из фляги - не важно, как именно. Вложив свою пушку в кобуру и с чисто итальянской безалаберностью не застегнув ее, он наклонился над бортстрелком Веллом. В эту минуту тот как раз пришел в себя и увидел над собою человека во вражеской форме. Не мудрствуя лукаво, мальтиец здоровой рукой схватил итальянца за горло.
- Ты что, охренел, ростбиф?! - ошалело пробормотал "макаронник", грубо стряхнув руку раненого, - В чем душа держится...
Раненый, которому этот в общем-то несильный агрессивный жест причинил мучительную боль, застонал, и в ту же минуту на итальянца с яростным криком: "Damn you, bastard!!!" бросился штурман, у которого просто не выдержали нервы.
"Макаронник", надо сказать, оказался крепким и решительным парнем и так "прислал" англичанину с локтя в лицо, что тот отлетел к переборке (потом выяснилось, что у штурмана был сломан нос). Но в борьбе личное оружие итальянца выпало из кабуры и загремело по полу.
Упустить такую возможность было бы непростительно, и Тед Стревер молниеносно подхватил пистолет.
- We'll take the plane, lads!!!



Вид на пилотскую кабину со стороны грузового отсека где все и началось.

Британский второй пилот и хлюпавший кровавыми соплями штурман навалились на "жалостливого" итальяшку и принялись его "забивать" (beat him downe). А командир одним прыжком оказался возле вражеского бортрадиста и "вырубил" его, только пытавшегося встать, мощным ударом рукояткой пистолета...
Дослав патрон в патронник, ст. лейтенант Стревер взял на мушку пилотов... и столкнулся с встречным взглядом зловещего черного глазка. Молодой итальянский второй пилот успел выхватить оружие и направил его на восставшего пленного.
Несколько секунд противники отчаянно удерживали равновесие в шаткой кабине, целясь друг в друга и угрожающе крича каждый на своем языке:
- Брось пушку, гад!!! Брось, говорю!! Стрелять буду!
Но выстрелить первым не решался ни один из них. Переломил ситуацию британский второй пилот, прибежавший на помощь с пистолетом оглушенного бортрадиста, после чего у "томми" появилось численное и тактическое преимущество.
- Опусти пистолет, идиот, мы сдаемся! - приказал своему второму пилоту итальянский командир, все время краткого поединка пытавшийся удерживать равновесие воздушного судна. Молодой офицер, раздраженно поминая католических святых, всю родню коварных пленных и лично мистера Черчилля, прекратил сопротивление.

Самолет теперь был в руках британцев. Итальянцев, в мановение ока превратившихся из победителей в пленных, за исключением командира (проявлявшего здравый смысл и сотрудничавшего), загнали в транспортный отсек. Несчастного бортрадиста, у которого была сильно разбита голова, и "жалостливого", которого измордовали до полусмерти, пришлось тащить волоком.
Тед Стревер занял место второго пилота и попытался оценить обстановку. Ситуация на борту была аховая. Всех раненых и пленных пришлось предоставить под надзор британского второго пилота. Штурман был малоадекватен и оставлять его с пленными было опасно: парень впал в бешенство, лупил итальянцев ногами и грозился поубивать. Пришлось вызвать его в кабину и, максимально жестко одернув, заставить проложить курс до Мальты.
Штурман сосредоточенно покапал красным из разбитого носа на карту и доложил малоутешительно:
- Тед... Сэр, не уверен, что хватит горючки. Мы слишком далеко улетели с этими макаронниками.
К счастью, итальянский командир совершенно не собирался умирать, и любезно уведомил британцев, что можно перекачать топливо из резервного бака. Под дулом пистолета это выполнил бранившийся на чем свет стоит пленный молодой летчик.

Трофейный "Аироне", натужно покачивая плоскостями, на которых были изображены фашистские фасции, приближался к берегам Мальты. Желтая полоса побережья уже вплывала в остекление кабины...
И тут Тэд Стревер серьезно обеспокоился другим обстоятельством: патрульные британские истребители были не в курсе, кто на самом деле "рулил" итальянской летающей лодкой и могли запросто сбить ее... Им еще и воздушную победу бы записали!
- Так, сеньор, сажаем эту летающую калошу на воду, пока наши ее не разнесли! - деловито приказал Тэд коллеге-итальянцу.
- Си, мистер...

Летающая лодка приводнилась в нескольких милях от входя в бухту Св. Павла как раз вовремя. В небе появились стремительно приближавшиеся темные точки - патрульные "Спитфайры". Вполне резонно полагая, что от встречи с ними ничего хорошего ждать не приходится, все, кто мог двигаться - и британцы, и итальянцы - наперегонки попрыгали за борт, спеша отплыть подальше от самолета. Только Тэд Стревер, вступивший в командование "Аироне", не имел права бросить машину и раненых - своего и чужих.
Сорвав с себя белую майку с пятнами крови, он принялся размахивать ею в иллюминатор, надеясь, что истребители заметят этот импровизированный флаг капитуляции.
И, тем не менее, "Спитфайры" все же "причесали" гидросамолет из пулеметов, повредив плоскость и один из двигателей, но, к счастью, не задев никого из людей.



Вскоре появился британский катер, выловивший из воды победителей и пленных и взявший поврежденную летающую лодку на буксир.
Командир судна, видавший виды мальтийский моряк, призванный из запаса, не скрывал своего изумления:
- А мы-то думали, что это сам старик Муссолини прилетел сдаваться, - шутил он. - Ну вы, парни, даете! Бывали у нас на море случаи, когда команда пленного судна разоружала призовую партию и опять поднимала свой флаг, но чтоб вот так - самолет!

Раненых доставили в госпиталь, откуда итальянцев вскоре выписали - прямиком в лагерь для военнопленных, где уже дожидались их товарищи.
Отважному бортстрелку британского экипажа Джозефу Велла врачам удалось спасти руку, но с действительной службы он все же был уволен по ранению. Ст. лейтенант Тед Стревер и его друзья вскоре уже сидели в кабинах новых бомбовозов и торпедоносцев, защищая Мальту. Несмотря на короткий, но оживленный ажиотаж, который вызвали их приключения в британской прессе, награды "догнали" их только спустя год.
Тэд Стревер получил высшую награду Королевских ВВС - "Крест за выдающиеся летные заслуги" (Distinguished Flying Cross). В 1944-45 гг. он успел повоевать на Тихом Океане с Японией и после войны продолжил службу в южноафриканских вооруженных силах. В отставку герой-летчик вышел в скромном звании подполковника и занялся писательским трудом.



Лодка, пригнанная экипажем Теда Стревера на Мальту и получившая в Королевских ВВС новые опознавательные знаки и название RAF’HK977

Ахринеть, Италия, ЗФ, ВМВ, Англия

Previous post Next post
Up