Александр Мороз: ЕвроМайдан заменил один клан другим

Mar 29, 2014 20:37



Фото:telegraf.com.ua
На вопросы корреспондента The Kiev Times согласился ответить один из ярких политиков конца 1990-х - середины 2000-х годов, спикер Верховной Рады II и V созывов, бывший лидер фракции в парламенте Социалистической партии Украины, Александр Мороз.

- Украина и евроМайдан получили то, за что боролись?

- Единственное полезное для Украины, и чего добился евроМайдан, - это возвращение к Конституции-2004 (здесь и далее выделено Александром Морозом. - Авт.). Это надежда на изменение системы власти, на демократизацию внутренней жизни государства. Но это лишь старт. Многое зависит от того, удастся ли изменить избирательный закон вместо того, что действует сейчас по сговору тех в парламенте, кто друг друга якобы терпеть не может. Удастся ли принять закон о местном самоуправлении, который ликвидирует административную вертикаль, прекратит провокационные разговоры о федерализации, сделает человека ответственным за свой выбор и за последствия этого выбора.

На самом деле евроМайдан, пройдя несколько фаз развития, решил лишь одно: один клан при власти сменился другим. Тем, кто сегодня получил инструменты власти, очень непросто: во-первых, им досталось нищее экономическое наследие, во-вторых, государственные институты власти дискредитированы за месяцы противостояния. Далее, внеконституционные контролёры с евроМайдана требуют свое, и с этим надо считаться. Еще и «дирижеры» обострений, которые привели к жертвам, требуют компенсаций. Потеря Крыма - свершившийся факт, а зарубежье лишь имитирует обеспокоенность… А тут еще плохо замаскированная внутривидовая борьба за президентство, за представление в парламенте и т. д.

Нынешним руководителям не позавидуешь. Они порой говорят крайне необходимые вещи, но им не верят. Народ уже столько раз обманывали, причем иногда он и сам того хотел, что добиться доверия теперь можно только практическими результатами управления. В этом смысле руководству надо помогать, потому что есть общая для него и для всех задача - сохранить страну.

- Крым - кто виноват? Сработали исключительно внешние факторы, или есть просчеты, сознательные и бессознательные, Украины как государства?

- Крым - фрагмент геополитики и одновременно следствие внутренних ошибок.

Идея «собирания земель» в России существовала всегда. Как конкретный план она существует 15 лет. Отношение сильных мира сего к этой идее надо анализировать отдельно, потому что не факт, что она не обсуждалась, в частности на уровне руководителей двух супердержав. Можно не сомневаться, что Украину там не рассматривали как субъект политики.

Зная об этом, во внутренней политике надо было держать эту опасность все время в поле зрения. А получилось, как бывало не раз: в борьбе за власть не гнушались ничем. Передряги в парламенте на протяжении двух лет, поддержка властями экстремистских групп, которые якобы уменьшают шансы у конкурента, непринятие никаких мер относительно националистических вызовов, вандализма, преобразования телевизионных шоу в источник взаимной ненависти и цинизма, непоследовательность в реализации выбора Восток - Запад, его необоснованность, «непроработанность» и т. д…

Надо всем этим - незаконная концентрация власти в руках президента, и под ее покровом расцвет коррупции, рэкета, телефонного права, коммерциализация информационного пространства, зависимость суда, поборы в милиции, прокуратуре… везде.

Таким был канун евроМайдана. Он начался как естественная реакция «продвинутой» части общества на маневры власти по Соглашению с ЕС. В таком виде он был для власти не угрожающим, а для оппозиции - несвоевременным. Есть достаточно оснований утверждать, что как инструмент в борьбе за власть евроМайдан ожидался на год президентской кампании.

Началась и продолжается борьба за управление евроМайданом. Попытки доброхотов в окружении президента «зачистить» евроМайдан, чтобы продемонстрировать преимущества одного правящего клана над таким же или такими же провластными другими, завершились избиением протестующих. Изменилась мотивация протестов: против избиения, против «драконовских» законов, против власти вообще и ее системы. Ситуацией заинтересовались за границей. С разных сторон подходя к конфликту, все пришли к выводу: надо возвращаться к редакции Конституции 2004 года, инициированной в свое время социалистами.

Как только это признал евроМайдан, «прозрела» и власть, и штатная «оппозиция» - те, кто больше всего боролся против демократических основ конституционного строя, кто клеймил социалистов, блокировал их вхождение в парламент, выдавливал из информационного пространства.

Достичь изменений, снять напряжение конфликта, можно было без единой капли крови. Мы предложили всем участникам конфликта путь для ненасильственного его решения. И те и другие пренебрегли мирным вариантом. Почему? Очевидно, что одним хотелось продемонстрировать непоколебимость власти, другим - найти точку невозврата на крови, на жертвах. В любом случае убийствам нет ни оправдания, ни прощения.

Ситуация вышла из-под контроля. Создание неконституционных формирований, в том числе вооруженных, погромы административных помещений, глумления над должностными лицами и над протестующими… Все это мы видели. Но внимательно наблюдали за происходящим и соседи, сепарирующие информацию, готовя общественное мнение.
Президент сбежал, подписав Соглашение с оппозицией. Оппозиция поспешила прихватить власти больше разрешенной законом. У ее представителей вскружились головы, захотелось «потоптаться» на конкурентах. Отсюда коллизия с законом о языках, кадровые разборки, произвольный арест счетов в банках и т. п.

А северный сосед запустил реализацию собственного плана. Новой власти в Украине было не до того. Вместо того чтобы ввести чрезвычайное положение в Крыму после первых проявлений сепаратизма в парламенте, снять маски с «зеленых человечков» и т. д., была продолжена вялая, по сути никакая реакция, мол, и «там» самооборона, и «у нас» такая же. Черное называлось… сероватым, хотя было явно черным.

Помню, 20 лет назад в Крыму подобные настроения тоже нарастали. По дороге в Сумы на встречу с местными депутатами, в то время я был председателем Верховной Рады, остановились возле лесополосы, установили аппаратуру для связи - «мобильных» еще не было:

- Леонид Данилович, Вы же слышите, что творит в Крыму Мешков (Юрий Мешков - первый и единственный президент АР Крыма. - Авт.). Надо вмешаться Вам как гаранту…

- Пусть Верховная Рада вмешивается…

На следующий день парламент без колебаний включил вопрос об отмене института президента на Крымском полуострове и принял необходимое решение. А на следующее утро в Крыму я ознакомил с ним депутатов местной Верховной Рады. Конфликт был исчерпан.

Конечно, тогда была другая ситуация, еще законы, соглашения и т. д. в России и у нас воспринимались должным образом. Но ясно одно: даже нормированные вещи следует организовывать вовремя.

- Какое значение для страны имеет возвращение в политику Юлии Тимошенко?

- По этому поводу на сайте «Волна» я разместил несколько саркастическую заметку «Жестокость Савика Шустера и грехи наши…». Прочитайте. «Воскресение» Юлии Владимировны - проблема для штатной вчерашней оппозиции, для евроМайдана. Сама она, по крайней мере, считает, что евроМайдан главной целью и ставил себе вернуть ее во власть. А это означало бы, что власть не меняется, для меня это очевидно. Тогда надо ожидать того, что и было до недавнего времени, только со вторым информационным демагогическим сопровождением. Обывателю это нравится.

- Есть мнение, что важные кадровые назначения на ключевые должности приняты на фоне эйфории от евроМайдана и революции. Вы согласны?

- Отчасти да. Однако фактически под разговоры о демократических переменах осуществляется выстраивание админресурса «Батькивщиной». У ее конкурентов, даже из числа тех, кто входит в «тройку», для этого не хватает структур, кадров и денег. Это тотальное повторение опыта предшественников, чему будут подчинены, кажется, даже политики с собственным мнением (Томенко, Соболев, Катеринчук, Павловский, Мищенко, Князевич), то есть те, кто понимает острую необходимость демократических перемен.

- Как сейчас надо выстраивать отношения с Россией? Идти на компромиссы или готовиться к противостоянию? Оправданы декларации и попытки разрыва дипломатических отношений, визового режима, перекрытия границ и т. п.?

- Долгое время в отношениях Украины с Россией будет присутствовать фактор Крыма и диаметрально противоположные оценки того, что произошло. Будут использоваться различные средства, в том числе упомянутые в вопросе. Готовым надо быть к ситуации по Крылову: «…а Васька слушает да ест».

Так будет до тех пор, пока руководство России не наступит на созданные ими же грабли, и ему поможет московский «майдан». А еще - до того времени, когда в Украине люди начнут жить лучше, чем в России. Это зависит прежде всего от системы власти, от внутренней политики. Она должна быть социально справедливой, социал-демократической, социалистической.

Одновременно в контактах с Россией придется широко использовать многосторонние миссии, ведь мир не может остаться равнодушным к бесцеремонному нарушению международного права.

- Какое значение имеет для Украины подписание политической части Соглашения с ЕС? Почему подписание экономической части отложено?

- Еще полгода назад социалисты предлагали подписать политическую часть Соглашения. Даже в одностороннем порядке, потому что это наша проблема и единственный выход в лучшие перемены. Обобщенно речь идет о системе власти и правил общественной жизни. «Построим Европу в Украине!» - это наш лозунг пятнадцатилетней давности, актуальность которого с годами растет. Подписание политической части Соглашения - позитивный шаг. Он обязывает украинскую власть делать то, что мы предлагали давно.

Относительно других частей Соглашения, то над ними надо серьезно работать, потому что они зафиксировали то, что сложилось в Европе между странами и под влиянием мировой глобализации. Образно говоря, системы там и в Украине работают на разной частоте. Адаптировать их немедленно и без потерь - невозможно. Надо работать, защищая интерес страны. А для этого нужна власть стабильнее, чем сейчас, с большим запасом легитимности, с большим доверием народа.

Поэтому и пауза сделана: нужны выборы.

- Украина останется целостной?

- Верю в это. Знаю, что внешние угрозы для целостности есть и будут. Но главная угроза - в нас самих. Это пора усвоить и власти, и политикам, и партиям, и каждому.

Источник

Читайте: В германском правительстве Тимошенко посоветовали меньше фантазировать

Европа в Украине, Европа, Федерализация, Интервью

Previous post Next post
Up