Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах...

Jan 25, 2014 12:40

ВАДИМ ГРИНБЕРГ: «У Высоцкого была такая манера, немного пафосная. А как человек он был мощный» 25 января родился известный поэт, актер театра и кино, исполнитель авторской песни Владимир Высоцкий.
Высоцкий пел в известной песне: «Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.Я, конечно, спою…». И действительно, прошли многие годы после смерти, но всех по-прежнему лихорадит: как Высоцкий жил, с кем шутил и пил, как болел и умирал. До этих пор снимаются фильмы о нем, перепеваются песни, всплывают новые и новые воспоминания в интервью. В конце концов, небоскреб назвали именем Высоцкого!
Известному одесскому поэту и художнику Вадиму Гринбергу тоже довелось пересечься с Высоцким. Об этих мгновениях он с радостью и рассказал.

- Вадим Евгеньевич, как Вы познакомились с Высоцким?

- Я несколько раз встречался с Володей. В первый раз это было в середине 70-ых годов. Я в 70-ые - 80-ые годы часто бывал в Москве, так как мой отец жил там - он был известный адвокат. Он бывал на всех закрытых показах и больших премьерах, и я также иногда туда попадал и был знаком с тамошним культурным бомондом. Вообще я не был типичным местечковым одесситом, питался той культурой и даже привозил ее в Одессу. Так вот, в Москве возле памятника Юрию Долгорукому был известный грузинский ресторан «Арагви», куда москвичи и гости города ходили вкусно поесть.

Вот как-то однажды мы там встретились без повода - человек 5-6 - чисто мужская компания. Там был и Высоцкий. Я был с кем-то из друзей, нас познакомили, мы пожали друг другу руки и даже сели рядом. В тот вечер мы общались на общие темы, но он не читал поэзию и не пел под гитару. Вспоминается интересный факт - он заказал суп с потрохами, а сказал официанту так: «Принесите мне супчик, да с потрошками». Потом я эту фразу услышал в фильме «Место встречи изменить нельзя» - он это говорил Шарапову в кабинете следователя.

И был еще один интересный случай: Высоцкий пытался ухаживать за моей экс-женой - одесситкой Ниной Волковой. Причем, это было еще в 70-ые годы, а тогда она еще не была моей женой, а женой другого человека. Она была безумно красива.

Так вот Высоцкий даже был у нее дома, там была какая-то рядовая встреча друзей. Нина мне потом рассказывала, что он был очень настойчив, но у него ничего не получилось, то есть она ему отказала. Кстати, сейчас Нина живет в Лос-Анджелесе - она потрясающий художник.

- А потом где Вы еще встречались?

- Я с ним виделся в 1978-ом году уже в Одессе - это было как раз на съемках картины «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, которого я, кстати, тоже тогда хорошо знал. У меня была подруга, которая работала в этом фильме администратором - Людмила Стаутман. Помню, что мы сидели в здании на киностудии на Французском бульваре, нас было несколько человек, и была Люда. Мы ждали Высоцкого, наконец, он зашел в такой красивой дорогой дубленке, снял ее и бросил прямо в Люду. Она взяла эту дубленку и бросила в него. Он был в полном восторге, рассмеялся и сказал: «Вот это поступок».

- А как Вы думаете, он это сделал специально?

- Абсолютно. У него была такая манера, немного пафосная, а ведь Люда была обслуживающим персоналом картины. Но этот небольшой инцидент, как ни странно, наоборот, с положительной стороны повлиял на отношения Высоцкого с Людмилой - с этого момента они даже подружились. И, насколько мне известно, с другими сотрудниками картины он также себе больше ничего такого не позволял.

- Вадим Евгеньевич, что Вы можете сказать о Высоцком, не только как о актере, но и как человеке?

- Вы знаете, я видел очень много его киноработ и ролей в театре на Таганке. Он был великолепный актер, очень хороший поэт - я это говорю, потому что сам поэт и знаю это дело изнутри. Вообще он многое сделал для развития русской культуры. Он был своего рода художник авторской песни, театра и кино. Я бы даже его сравнил по уровню таланта и духовного наполнения с такими величайшими художниками как Ван Гог, Модильяни и Гоген. А как человек он был сильный, мощный и достаточно открытый.

Евгений Павлов



Фотоальбом редких снимков

О Высоцком рассказывают…

Кинорежиссер Владимир Алеников:

- Мои родители был знакомы с худруком Театра на Таганке Юрием Любимовым, поэтому актеры периодически целой компанией закатывались к нам домой, пели песни, разговаривали. Был интересный случай с в 1975-ом году с Высоцким. Дома он увидел мою гитару красноватого оттенка: мне ее когда-то подарила влюбленная в меня девочка в Ленинграде. Гитара была необычная: она досталась от деда-буденовца. На гитаре даже была наклейка, которая говорила о том, что она ему была преподнесена за проявленный героизм. Сделал ее петербургский мастер Ягодкин. Когда Высоцкий увидел ее, у него загорелись глаза, и он сказал: «Я репетирую роль Свидригайлова, и мне бы эту гитару…». Как можно было ему отказать! Он несколько лет выходил на сцену с моей гитарой, и я видел этот спектакль. Мы потом периодически сталкивались в общих компаниях.

Последний раз виделись с ним за два дня до смерти. Я выходил из творческой студии «Экран» и наткнулся в вестибюле на Володю. Он был в белом костюме, немного бледный и отстраненный. Он пришел к Грошеву, директору «Экрана». Речь шла о картине «Зеленый фургон» на Одесской киностудии. Высоцкий очень надеялся на эту картину. В тот же день вечером я увидел Грошева и спросил, что решили с Высоцким. Грошев, хоть и не стопроцентно, но пообещал запустить кино. А когда Высоцкий умер, то я вскоре решил вернуть гитару в память о великом поэте. Театр на Таганке мне несколько месяцев не отдавал гитару. Тогда я решился и поехал сам в театр. Там мне помог один мой товарищ. В конце концов гитару нашли, но когда я ее увидел, то пришел в полнейший ужас. Она была в щепках, гриф оторван, полностью раздолбленный инструмент. Я взял все обломки в сумку и потом хотел ее восстановить, но все мастера и в Москве, и в Питере отказывали мне. Купив твердый футляр, гитару увез с собой в Лос-Анджелес. Там рассказал об этой истории приятелю. Он посоветовал обратиться к одному индейцу в горах Топанго, который делает гитары. Через пару месяцев он ее полностью восстановил. У нее дивный звук, которым восхищаются все мастера. Этот индеец к тому же издавал журнал о музыке и инструментах. Фото гитары Высоцкого он напечатал в этом журнале.

Драматург и поэт-песенник Юрий Рыбчинский:

- Первое впечатление о нем было странным. Я жил у поэтессы Юнны Мориц в 70-ых годах. Собралась компания как-то, и Юнна предложила позвать артиста, чтобы спел нам. Пришел в джинсовой куртке неизвестный молодой человек, сказал, что нужно купить столько- то водки, закуски, и сброситься по червонцу.

Высоцкий тогда спел 99 процентов чужих песен, много было полублатных песен. Этим он меня шокировал.

Вторая встреча была случайной благодаря Кобзону, который был на гастролях в Киеве во Дворце спорта. Перед Новым годом его жена Неля родила Андрея. Иосиф позвал меня полететь вместе с ним в Москву. По дороге Иосиф говорит, что есть такая примета: кого первого из знакомых мужиков встретишь, его именем сына и назовешь. Первым мы встретили Высоцкого.

Кобзон сообщил ему о радостном событии и рассказал о примете. Но Иосиф не захотел называть сына Володей, чтобы не повторилась его судьба.

Потом Высоцкого с Влади встречал на отдыхе в Пицунде в Доме творчества, где проходил конкурс кинематографистов. Все внимание было приковано к этой паре. У меня возникла ассоциация тогда с Пушкиным и Натальей Гончаровой.

И он, и Сева Абдулов, если бы не выпивка, долго еще бы жили. Тогда весь актерский мир, к сожалению пьянствовал.

Вадим Костроменко, режиссер, директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины:

- Я даже не помню точно, как мы познакомились, в какой-то общей компании. Тогда это было очень просто, ведь мы из одного творческого цеха. Высоцкого я знал еще с конца 60-ых годов. Помню, как он работал во время съемок «Опасных гастролей» в павильоне на киностудии - пел свою знаменитую песню про Одессу. Все вокруг были просто в восхищении. Кстати, он был очень самокритичен. Могу рассказать, как однажды пригласил его к себе домой пообедать, был как раз перерыв между съемками «Места встречи...». Так вот, мы пообедали, чем Бог послал и заговорили о картине. Володя мне сказал: «Слушай, какое хорошее кино получится», а я: «Почему ты так думаешь?», а он: «Какие со мной снимаются прекрасные артисты». Это говорит о многом: Высоцкий даже не намекнул, что, дескать, картина хорошая, потому что снимается он сам, популярный актер театра и кино.

Я с ним виделся еще и после съемок этой картины. Он приезжал в Одессу весной 1980-го года, когда хотел приступать к съемкам картины «Зеленый фургон» в качестве режиссера-постановщика. Начал подготовительные работы, подбирал киногруппу, писал песни. Но преждевременная смерть оборвала его планы, поэтому снимал уже позже другой режиссер, Александр Павловский.

...Хотя он все-таки успел немного побыть режиссером. Во время съемок «Места встречи…» где-то на середине процесса Говорухину позвонили из Москвы и пригласили в зарубежную поездку. Но остановить съемки было нельзя, в них были задействованы театральные актеры. Больших усилий стоило договориться со всеми театрами, одновременно собрать актеров вместе. Тогда Говорухин нашел простой выход - обратился к Высоцкому: «Володя, сыграй ты у меня в картине еще одну роль - роль режиссера Говорухина, лишь бы все не остановилось». Он уехал, а Володя режиссирует, да так прекрасно, что всей съемочной группе становится понятно, что он может быть кинорежиссером.

Отрывок из книги Галины Лазаревой: «Имена одесской киностудии. Владимир Высоцкий»:

«В 1966-ом году мы приехали в Одессу с Борей Дуровым работать над двумя короткометражками, - вспоминает кинорежиссер Станислав Говорухин. - А тут предложили горящий сценарий с вызывающим названием «Мы идиоты», мы поменяли его на «Мы одержимые». Сразу было ясно, что будущий фильм немыслим без песен. Единственной кандидатурой на роль персонажа-песенника был Юрий Визбор, не только популярный автор и исполнитель, но и альпинист, тренер по горнолыжному спорту. Однако в то время он дебютировал как киноактер в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Мы назвали ленту «Вертикаль» и пригласили на главную роль (радиста Володи) Владимира Высоцкого…»

***

А вот свидетельство самого Высоцкого: «…Ступил на Одесскую землю. Никого, даже машины с киностудии. Я, как человек необидчивый и богатый, сел в такси, поехал на киностудию. Там обо мне и знать не знают, кто, говорят, такой? Откуда? Зачем? Потом разобрались, извинились, сделали фото, послушали песни, заказали песни, рассказали про сценарий и повезли в гостиницу. Номеров нет. В ресторане говорят: русских не кормим. Лег спать голодным в номере у режиссеров.

Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята, фамилии режиссеров: Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается, набираю пары…

А на следующий день дали мне почитать еще один сценарий, режиссер - женщина, Кира Муратова, хороший режиссер, хороший сценарий, хорошая роль, главная и опять в бороде. Сделали кинопробу, дали за нее денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили. Но это вряд ли выйдет по срокам, а жаль. Можно было отказаться от альпинистов, но жалко песен и места съемок…».

Снежана Павлова



Все по теме здесь

Оригинал взят у moryakukrainy

Музыка, Высоцкий Владимир, Культура и туризм, История

Previous post Next post
Up