Оригинал взят у
moryakukrainy в
Виктор Лисицкий: В этом году экономика Украины может выйти в плюс Вопрос: Виктор Иванович, как бы Вы оценили бюджетную политику государства?
Ответ: Уже долгое время бюджет в Украине показывает устойчивую динамику роста. Даже в кризисном 2009 бюджет рос. В 2010-2011 расходы бюджета возрастали в среднем на 35 млрд грн в год. Доходная часть бюджета за 2010-2011 выросла несколько меньше - в сумме приблизительно на 60 млрд грн за два года. Причем в одном 2011 - на 50 млрд по отношению к 2010.
В бюджете на 2012 было предусмотрено более значительное повышение показателей, чем в предыдущие годы. Расходы в соответствие с законом о госбюджете должны были вырасти на 20%. Доходы - на 23% по отношению к 2011. Подобный рост показателей был связан с достаточно высокими темпами роста ВВП в 2010-2011 гг. - ВВП в фактических ценах прибавлял 19-20% в год. Однако в прошлом году, с третьего квартала началось падение ВВП, а за год валовый продукт вырос только на 0,2% - в постоянных ценах и приблизительно на 8%, если говорить о номинальных значениях.
С трудностями, но выполнить в 2012 г. заложенные показатели в целом все же удалось, несмотря на негативные тенденции в экономике и неблагоприятный внешнеэкономический фон. Бюджет был выполнен с доходами в размере приблизительно 350 млрд грн, расходы составили порядка 395 млрд грн.
Вопрос: Предыдущий 2012 г. в плане бюджета представляет особый интерес - при росте ВВП в фактических ценах в 8% расходы бюджета выросли более чем на 20%. С чем это связано?
Ответ: Чтобы разобраться в ситуации, необходимо ответить на вопрос - какое в 2012 в Украине произошло крупное событие. Все верно, Евро. Проведение такого крупного мероприятия требует
значительных инвестиций в развитие инфраструктуры - аэропортов, дорог и т. д. Расходы на Евро оказались существенными.
«Показатели госбюджета в нынешнем году остались на уровне 2012 г.»
Вопрос: В 2013 году впервые за долгие годы расходную и доходную часть бюджета решено было не увеличивать. С чем это связано?
Ответ: Действительно,
в 2013 общие показатели закона «О государственном бюджете» в общем-то остались на прежнем уровне. Если говорить о доходах, то план по ним снизился с 370 млрд до 363 млрд грн. По расходной части плановые показатели были уменьшены до 412 млрд грн, то есть приблизительно на 1,5 млрд грн.
В течение года план по расходам госбюджета вырос и достиг отметки 2012 г., а план по расходам в настоящее время составляет порядка 420 млрд грн. Тем не менее, показатели госбюджета в нынешнем году остались на уровне 2012 г. Причина - застой в экономике. Возможно, в нынешнем году ВВП и выйдет в плюс. Какие-то отрасли в нынешнем году показали рост, как например IT и производство зерна.
Аграрное производство и экспорт зерна во многом вытягивают ВВП в плюс. Но в целом ситуация с ростом экономики еще не стала благоприятной.
Вопрос: В соответствии с отдельными данными, план по доходам госбюджета 2014 г. превысит 400 млрд грн, а расходная часть составит порядка 440 млрд грн… С чем связан рост плановых показателей по отношению к 2013 г.?
Ответ: Тут все очень просто. Министерство финансов, опираясь на данные других министерств, подготовило свое видение динамики макроэкономических показателей в 2014 г. Исходя из него. Минфин начинает выстраивать бюджет.
В 2014 г. правительство и Минфин рассчитывают на рост ВВП в пределах 3%, повышение цен производителей и потребительских цен, в целом активизацию экономического роста, отсюда и вероятное увеличение плана. Однако сказать точно, какими именно окажутся показатели бюджета, можно будет только после того, как будет принят соответствующий закон.
Вопрос: В нынешнем году, по оценкам экспертов, рост ВВП составит не более 0,5%, но в документах содержится показатель 3,4%. Почему такая большая разница?
Ответ: Хочу сказать, что в этом году динамику макроэкономических показателей не удалось точно спрогнозировать не только в Министерстве финансов Украины. В общем-то, во всем мире, и в первую очередь в Европе, ожидали более высоких темпов роста ВВП. И не только валового продукта, но и всей совокупности макроэкономических показателей.
Вопрос: С чем связаны «несостыковки» в прогнозах макроэкономических показателей в Украине и других странах мира?
Ответ: Скажем так, процесс
выздоровления европейской экономики затянулся. И мы имеем то, что имеем - макроэкономические показатели, на которых основывается бюджет, далеки от итоговых реальных показателей. Учитывая масштаб проблем, с которыми столкнулся ЕС, я думаю, что динамика мировой экономики продолжит оставаться достаточно невысокой.
Руководство ЕС сейчас имеет серьезные проблемы с южными странами объединения. У Испании, Италии, Греции, Португалии накопились непропорционально большие долги, есть серьезные проблемы с дефицитом бюджета, долговые обязательства не исполняются. Ко всему прочему, большинство действительно полезных с точки зрения выхода из кризиса инициатив являются непопулярными. А поэтому наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны граждан.
Мировое сообщество в целом и страны т. н. европейского севера в частности надеются, что долговой кризис «европейского юга» разрешится и экономика ЕС начнет показать стабильную динамику роста.
«Показатель объема государственного долга к ВВП у Украине почти в два раза ниже, чем в среднем по странам мира»
Вопрос: В Греции объем госдолга к ВВП составляет приблизительно 157%. Какова ситуация с государственным долгом в Украине?
Ответ: У нашей страны достаточно небольшой размер госдолга - сейчас приблизительно 35% к ВВП. В целом показатель объема государственного и гарантированного государством долга к ВВП в Украине почти в два раза ниже, чем в среднем по странам мира.
Сейчас медианный показатель по странам мира составляет 65% к ВВП. По последним данным, объем государственного долга Украины составляет около 550 млрд грн, чуть более половины приходится на внешний долг. Все прошлые годы, равно как и в нынешнем году, объем госдолга растет, но по отношению к ВВП его размер остается прежним, в пределах 35-40%.
Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, причины обуславливают невысокий размер госдолга Украины?
Ответ: Небольшой размер как всего, так и собственно
внешнего государственного долга Украины объясняется не тем, что мы бережливы. Причина в том, что Украина не может выйти на инновационное развитие экономики. У большинства инновационно развитых стран размер долга превышает среднемировой показатель, что обусловлено структурой их экономики.
Вопрос: Какое влияния может оказать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС на макроэкономические показатели Украины и бюджет?
Ответ: Прямого влияния не стоит ожидать. Вернее, не надо настраивать на то, что будет какое-то прямое влияние. Что ЕС скажет: «на развитие экономики (сейчас скорее спасение) Греции мы потратили десятки миллиардов евро, Украина подписала Соглашение об ассоциации - теперь давайте направим миллиарды гривен на их развитие».
Да, ранее только одна Германия направила более 40 млрд евро на стимулирование экономических реформ в Польше. Но если бы сейчас ЕС решился продолжать экономическую политику, направленную на вливание значительных средств в ассоциированных членов, кандидатов в ЕС, тех, кто хочет ими стать и т. д., это стало бы нехорошим признаком, сильно понижающим роль ЕС в интеграции на европейском пространстве.
Конечно, в Украину не будут вкладывать миллиарды евро из бюджета ЕС. Однако мы можем рассчитывать, что после
подписания Соглашения об ассоциации и формирования ЗСТ между Украиной и ЕС европейский инвестор к нам будет относиться с большим доверием. Рассчитывать, что европейские инвесторы начнут более активно приходить в Украину с деньгами и где-то с технологиями. Таким образом, должны будут усилиться хозяйственные связи с странами ЕС, что теоретически предоставляет возможность реструктурировать экономику и повысить ее конкурентоспособность.
Это, теоретически, будет стимулировать макроэкономическую динамику, а значит и динамику показателей бюджета. Другой вопрос - сможем ли мы воспользоваться вступлением в силу ЗСТ и подписанием Соглашения об ассоциации. На процентов 90% это зависит от нас самих.
Оригинал на
Inpress.ua