Юрий Ткаченко: «Ставя перед собой задачу вернуться в парламент, СПУ будет активно требовать законодательного утверждения европейских норм партийного строительства»
- Юрий Валентинович, накануне своего 22-летия СПУ переживает переломный период: партия, которая стояла у истоков Конституции Украины, оказалась вне парламента и не может влиять на судьбоносные для страны решения. Однако реформа, которую предложило руководство СПУ, почему-то вызвала среди партийцев настоящую шокотерапию: кто-то поддерживает, кто-то протестует, а кто-то занял выжидательную позицию.
- Мне кажется, что вопрос возрождения партии никого не должен оставить равнодушным. Другое дело, что кто-то действительно душой болеет за свое дело, а некоторые пытаются удержаться за «теплое» местечко.
Но все должны понять: цель любой политической партии - не просто существовать на бумаге, а для того, чтобы свои идеи и программные цели воплощать через структуры власти в жизнь. А это возможно лишь в том случае, если партию поддержит народ, отдав ей свои голоса на выборах. Поэтому нужно искать новые подходы, выработать новую стратегию, чтобы вернуть веру людей в нашу программу. И на данном этапе СПУ не обойтись без жесткой вертикали власти, без жесткого подчинения центру, любое решение которого на местах воспринималось бы как общая линия партии. Иначе мы просто не сможем двигаться дальше.
Возьмем такую деталь: мы обновили наш сайт, чтобы дать возможность руководителям областей, активу соцпартии высказываться по самым насущным для страны вопросам. Однако из 27 областных комитетов информацию присылают только девять, хотя это действительно реальный шанс быть услышанными не только однопартийцами. Ведь сайт СПУ и газету «Товариш» постоянно просматривают многие политические структуры, средства массовой информации, поскольку СПУ по-прежнему остается реальной силой. Но эта сила должна быть единой - только так мы можем рассчитывать на успех!
- СПУ не первая политическая сила, которой пришлось искать пути выхода из кризиса. В свое время социалисты Франции также утратили свои позиции, долгое время пребывали вне власти, а затем триумфально вернулись. Собираетесь ли вы использовать их опыт с учетом особенностей нашей страны?
- Это опыт очень ценен для нас. Французская соцпартия - основная политическая сила страны, которая отстаивает интересы трудящихся, мелкого и среднего бизнеса и уже 30 лет либо руководит государством, либо является главной оппозиционной силой. Но такую поддержку народа они завоевали не сразу. После ухода с активной политической арены французам пришлось перестроить партийную систему и работу своих организаций, сконцентрировав внимание на те центры, где принимаются финансовые и политические решения. И прежде всего они активизировали свою работу в муниципалитетах.
Так с 2001 года социалисты возглавляют местную администрацию в Париже, где им удалось отменить проведенную консерваторами приватизацию водоснабжения и энергосетей города. Компании, которые владели ключевой для жизни огромного города инфраструктурой, постоянно завышали тарифы для жителей и не вкладывали деньги в модернизацию оборудования. Парижане постоянно жаловались на высокие цены и низкое качество услуг. Социалисты остановили энергетический коллапс французской столицы и вернули в собственность города эту инфраструктуру.
Здесь, конечно, нужно учитывать, что во Франции местная власть имеет куда больше полномочий, чем в Украине, а большая часть налогов остается в местном бюджете. Да и нельзя себе представить, чтобы президент назначил своего человека мэром Парижа вопреки желанию парижан.
Такого хотим добиться и мы. И в новой редакции Программы СПУ, которая сейчас горячо обсуждается партийцами по всей стране и должна быть принята на XIX съезде, мы акцентируем внимание на том, что нужно изменить систему местной власти. А именно - ликвидировать государственные администрации на местах, что приведет к положительным изменениям в жизни украинцев и государства в целом.
- Однако планомерная работа требует не только наличия стратегического плана действий, но и четкой исполнительной дисциплины. А над СПУ, как показали последние события, до сих пор висит угроза раскола, о которой неоднократно предупреждал глава партии Петр Устенко.
- К сожалению, за 22-летнию историю в СПУ не выработалась культура политического диалога. Вместо того, чтобы достигнуть консенсуса между собой и вместе добиваться возвращения СПУ в парламент, чтобы отстаивать интересы народа, некоторые партийцы пытаются разрушить партию в междоусобной борьбе. И здесь нам тоже есть чему поучиться у наших европейских коллег.
апример, в той же в социалистической партии Франции существует 6 фракций (социал-демократы, новые левые, христианские социалисты и др.), представляющих разные взгляды. А расколы здесь происходят редко. Единственный значительный раскол - это выход левой фракции из партии в 2008 г., после начала экономического кризиса. Ее лидер Жан-Люк Меланшон стал конкурентом Франсуа Олланда на президентских выборах, и продолжает его критиковать с левых позиций. Из этого следует, что ситуация экономического кризиса - это серьезный вызов для социалистических сил, и нужно реагировать незамедлительно на ухудшение жизни трудящихся, чтобы не терять единство в своих рядах.
Нам стоит обратить внимание также и на пример чешских социал-демократов, которые во время пребывания у власти в 1998-2006 годах пережили ряд расколов и конфликтов между лидерами, в результате потеряли власть. Бывший глава чешских социал-демократов Милош Земан был избран в этом году президентом страны, и объединил усилия с Социал-демократической партией, чтобы положить конец правлению коррумпированного правительства консерваторов.
Несмотря на предыдущие конфликты, политики поставили интересы избирателей выше своих личных амбиций. Земан и его бывшие коллеги по партии объявили войну коррупции и организованной преступности, собираются отменить трудовое законодательство, которое нарушает права трудящихся. Рейтинг социал-демократов сразу возрос, ожидается, что в октябре они одержат победу на выборах. Избиратели видят, что, пережив трудные времена, чешская социал-демократия возвращается во власть для того, чтобы защищать интересы трудящихся и малого бизнеса.
- А как кризис сказался на финансировании партий в Европе? Ведь, согласитесь, только финансово-независимая политическая структура может не просто давать обещания потенциальным избирателям, а претворять их в жизнь.
- Европейским партиям удержать свою независимость легче: здесь действует система государственного финансирования. Партии получают деньги в зависимости от количества мандатов, которые завоевали на парламентских выборах. Эта система впервые возникла в Швеции в 1966 г. и сейчас действует в большинстве стран ЕС. Государственное финансирование уменьшает зависимость партий от финансово-промышленных групп, уравнивает их шансы в возможностях затрат на предвыборную агитацию.
Во Франции, например, долгое время существовала практика финансирования партий компаниями, которые затем выигрывали тендеры от государства, в качестве платы за помощь на выборах, добивались иного рода выплат. Это очень похоже на ситуацию в Украине сейчас. После многочисленных скандалов, в 1995 г. компаниям запретили финансирование партий и установили нормы пожертвований на деятельность партий. Поэтому частные пожертвования во Франции не могут превышать 7,5 тыс.евро для партий и 4,6 тыс.евро для кандидатов в президенты, взносы свыше 150 евро могут быть оплачены только через банк с указанием фамилии благодетеля.
Также есть ограничение максимального количества средств, которые можно потратить на местные выборы. Таким образом, есть препятствие для того, чтобы партией управляла 1-2 корпорации, которые получали бы от ее деятельности дивиденды.
Нарушение подобных норм является уголовным преступлением. Сейчас бывшего президента Франции Саркози обвиняют в том, что он получил пожертвования от главы корпорации L’Orèal на сумму в 150 тыс. евро. Если будет доказана его вина, Саркози может оказаться в тюрьме. Для сравнения: «Закон о выборах народных депутатов» запрещает финансирование украинских партий лишь иностранцам и предпринимателям, имеющим задолженность перед бюджетом.
Поэтому, ставя перед собой задачу вернуться в парламент, СПУ будет активно требовать законодательного утверждения в Украине европейских норм партийного строительства. А пока мы начали возрождать эти нормы в своей партии и с прошлого года ввели обязательные членские взносы. Как подчеркнул в своем недавнем интервью глава партии Петр Устенко, это покажет населению, что СПУ - не партия «заробітчан», которая живет от выборов до выборов, а самодостаточная влиятельная политическая сила. Мы начинаем обновление партии прежде всего с самих себя. Мы не строим иллюзий, понимая, что в вопросах парламентской и внепарламентской борьбы СПУ придется искать ответы зачастую опытным путем, но без этого партия не сможет вернуть себе статус серьезного политического оппонента и отстаивать интересы народа.
Справочно:
Ткаченко Юрій ВалентиновичПерший заступник Голови СПУ з питань організаційно-партійної та кадрової роботи