С момента запуска Национальной кадастровой системы и отображения состояния земельных дел на публичной карте прошло всего девять месяцев. Появление электронного кадастра стало настоящим общественным достижением и настолько оправдало себя в плане эффективности, что сегодня и простым пользователям сети, и даже чиновникам из других ведомств сложно представить, как раньше можно было обходиться без электронной карты Украины. Это свидетельствует о том, что и государство, и общество созрели для наступления новой эпохи в сфере земельных отношений - эпохи кардинальной автоматизации, интернетизации, инноваций, а значит,прозрачности и эффективности в управлении как земельными, так и другими ресурсами страны.
По сути, удалось совершить настоящий концептуальный прорыв в развитии земельных отношений - от принятия смелого политического решения все обнародовать и перевести в цифру до еще более смелой его технической реализации в современнейших технологиях и программном обеспечении. Теперь каждый пользователь может увидеть любой участок на Публичной кадастровой карте, регистрация проходит автоматически, а скрыть земельные махинации стало попросту невозможно.
Если проводить исторические аналогии, то в сфере земельных отношений Украина буквально за пару лет преодолела путь из “феодального Средневековья” в век “хай-тека”. На сегодняшний день наша геоинформационная кадастровая система по своей инфраструктуре, количеству пользователей и операций, а главное - по объему данных не имеет аналогов среди информационных систем других министерств и ведомств. А с учетом размеров нашей страны кадастровая карта Украины является самой большой в Европе.
Но это только начало масштабного внедрения множества инновационных идей. Мы начали работу над по-настоящему глобальным проектом - созданием национальной инфраструктуры геопространственных данных. Его масштабы беспрецедентны не только для Украины, но и для многих развитых стран мира.
Именно таким мы видим свой вклад в поддержку европейского курса нашего государства - на технологическом, инновационном и законодательном уровне.
Электронный кадастр ликвидирует коррупцию
Сейчас можно с уверенностью сказать, что запуск Национальной кадастровой системы снял целый ряд ключевых проблем в вопросе земельных отношений, с которыми сталкивались украинские граждане.
С 2013 г. в Украине действуют единый автоматизированный кадастр и единая база данных, благодаря чему регистрация земельных участков проходит в разы быстрее. Сразу же при регистрации проверяется правильность нанесения участка на Публичную кадастровую карту.
Если человек приносит полный пакет документов с корректным обменным файлом, то полный цикл регистрации от написания заявления до распечатки выписки занимает не более получаса. Раньше на это могли уходить недели и даже, чего лукавить, месяцы, а то и годы. Сегодня система ежедневно регистрирует в среднем по 5 тыс. участков в день, за девять месяцев 2013 г. зарегистрировано около 800 тыс. новых участков!
Естественно, к работе Национальной кадастровой системы есть еще масса замечаний. Во всем мире кадастр - это постоянный процесс, и Украина не исключение. В ежедневном режиме мы совершенствуем систему, развиваем функционал, обновляем ПО, а главное, исправляем ошибки. Огромной проблемой является качество данных, собранных за 20 лет реформы, на исправление которых уйдут годы.
А вот сайт Публичной кадастровой карты стал попросту дружественным интерфейсом Госземагентства - его посетили уже более 2,5 млн уникальных пользователей. Фактически ежеминутно карту просматривают десять человек.
Интернет вместо недобросовестных чиновников
Прозрачность земельных отношений станет серьезным ударом по коррупции, что непременно скажется и на месте украинского государства в различных международных рейтингах (в том числе Doing Business), касающихся состояния нашей экономики, инвестиционной привлекательности и т.д. Об этом уже сейчас нам говорят мировые эксперты. А значит, экономика Украины получит новый импульс в своем развитии, а приток инвестиций значительно возрастет.
Способствуя высокотехнологичному развитию земельных отношений в стране, мы считаем одной из своих главных задач дальнейшее упрощение и автоматизацию процессов, то есть переход на веб-услуги. На этой сессии Госземагентство внесет в Верховную Раду законопроект о предоставлении услуг кадастра через Интернет в части получения выписок и других справок. На сегодняшний день мы видим эту процедуру так: гражданин на сайте обращается за выпиской, оплачивая услугу через интернет-банкинг, после чего получает документ заказным письмом, подтверждая свою личность. А граждане, оформившие себе цифровую подпись, смогут получать информацию прямо на е-мейл. Клиент получит требуемый документ, не контактируя с должностным лицом, не выходя из дома. Это станет возможным уже в течение следующего года.
Конституционное большинство в поддержку земельных законов
За 20 лет земельной реформы многие проблемы не только не решались, но и приобретали хронический характер. Сегодня, чтобы навести порядок с землей, необходимы политическая воля, огромные ресурсы и кадры, а главное, урегулирование законодательной базы.
Считаю, что главные успехи Госземагентства лежат все же в законодательной плоскости. Если бы мы не инициировали ряд знаковых законопроектов, накопившиеся за десятилетия проблемы попросту не дали бы нам двигаться вперед. Наши законы социально востребованы, поэтому многие из них принимаются даже конституционным большинством. Только на прошлой сессии принят исторический закон о ликвидации земельных комиссий 316 голосами. А закон об упрощении процедуры регистрации земель для органов местного самоуправления набрал рекордные 363 голоса!
Стоит отметить, что в законодательном смысле 1 января 2013 г. мы фактически проснулись в новой стране. В силу вступил целый ряд законов - о земельном кадастре, о государственной регистрации прав, законы, связанные с административной реформой. Принципиально изменилась система регистрации земельных участков и прав на них.
Оставалась неурегулированной деятельность земельных комиссий - “чиновничий ад” и ярчайший пример коррупции, в состав которых входили представители от семи до девяти чиновников разных ведомств. Они не имели прямого отношения к отводу земельного участка, зато привлекали свои коммерческие учреждения, за большие деньги снаряжая на бабушкин огород археологические экспедиции, радиологические исследования и т.д.
Уже сегодня все согласования приходятся на один орган - земельный, если же участок выделяется под застройку - добавляется архитектура. Все остальные присоединяются, только если характеристики участка непосредственно касаются согласования с этим органом. Все согласования предоставляются бесплатно, параллельно и независимо друг от друга в 10-дневный срок и под угрозой привлечения чиновников к административной ответственности за затягивание с ответом. Такого нет даже во многих странах Европы!
Кроме того, нам удалось решить хроническую проблему, связанную с разрешениями на разработку проектов землеотводов со стороны местных советов. По сути, они давно стали органами коллективной безответственности, иногда затягивая рассмотрения на месяцы. А ведь на них с юридической точки зрения даже пожаловаться невозможно! Нам довольно просто удалось исключить эту проблему на законодательном уровне - по принципу молчаливого согласия. Теперь если орган местной власти не рассматривает в течение месяца заявление на получение разрешения по разработке проекта отвода, еще через десять дней гражданин, уведомив об этом органы власти, может самостоятельно начать разработку проекта землеотвода.
Еще одной законодательной инициативой агентства является упрощение процедуры разработки проектов севооборотов для фермеров. Сегодня этот процесс сложный, дорогостоящий и отягощенный коррупционной составляющей. Мы предлагаем создать прозрачный уведомительный принцип, когда сами фермеры без поклона чиновнику, но в рамках общих правил соблюдения плодородия почв будут определять, что им сеять. Фермеры сами декларируют планы посевов, а контролирующие органы лишь сверяют заявленное с реальной хозяйственной деятельностью.
Местные бюджеты получат дополнительные средства
Важнейшим бюджетообразующим фактором является плата за землю, рассчитываемая из нормативно-денежной оценки земли. В 1995-2011 гг. менее половины населенных пунктов провели у себя подобную оценку, что естественным образом приводило к колоссальным недопоступлениям в местные бюджеты. Понимая всю важность вопроса, за последние два года мы сделали прорыв, полностью завершив проведение и обновление оценки земель во всех населенных пунктах страны (29765) и заложив таким образом огромный ресурс для пополнения местных бюджетов. Только в 2012 г. дополнительные поступления в местные бюджеты составили более 2 млрд грн, а в 2013-м и 2014-м ожидаем дальнейшего роста, ведь за последние семь лет средняя базовая стоимость квадратного метра земли в населенных пунктах выросла в 2,5 раза. Все цифры нормативной оценки находятся в публичном доступе на нашем сайте - никто не сможет завысить или занизить оценку земли, а значит, местные бюджеты будут получать адекватные налоговые поступления.
Кроме того, сейчас на согласовании находится принципиально новая методика нормативной оценки сельскохозяйственных земель. Действующая до последнего времени нормативная оценка земель последний раз проводилась в 1993-1995 гг. перед распаеванием. Причем делалось это на основе данных экономических результатов хозяйствующих субъектов 80-х годов прошлого столетия, что отражало реалии советской экономики с ее объемами капитальных затрат на орошение, закладку хмельников, виноградников, садов и т.д. Разумеется, сейчас в Украине принципиально новые реалии в аграрной экономике, и им надо соответствовать.
Мы взяли за основу главный критерий - фактическую урожайность, в связи с чем получили цифры изменений в урожайности основных культур. Соответственно, в степных засушливых зонах оценка снизилась, ведь системы орошения фактически давно не работают. Повысилась оценка земель в лесостепной зоне, где более высокая урожайность, не требующая капитальных затрат.
Система эффективного управления
В апреле 2013 г. мы начали работу над проектом, призванным полностью изменить привычное представление украинцев об управлении ресурсами страны, - национальной инфраструктурой геопространственных данных. Это уникальный по своей эффективности инструмент, который дает серьезнейшие перспективы для развития нашей экономики и привлечения инвестиций в различные отрасли.
Имея геопространственную систему кадастра, мы начали накладывать на нашу электронную карту другие информационные слои с точной привязкой к координатам и местности: лесные и водные объекты, здания и строения с их планами, подземные и наземные коммуникации, сети, дороги и их детальные характеристики, объекты инфраструктуры и многое другое.
В качестве основы для пилотного проекта был взят Фастовский район Киевской области. В тесном сотрудничестве с местными властями мы собрали и перевели в электронный вид максимально возможное количество информации о всех ресурсах, находящихся на его территории, получив таким образом 22 тематических набора данных с более чем 200 информационными слоями. С помощью специально разработанного программного обеспечения все они были наложены на электронную карту и увязаны между собой.
И это не только детальная фактическая информация об инфраструктуре и коммуникациях района - вплоть до отображения каждой водопроводной трубы со всеми спецификациями, каждого светофора, каждого здания в адресной привязке, всех видов учреждений, земельных, водных ресурсов, лесофонда, почв, недр и рельефов, логистических маршрутов, разнообразных технических и статистических данных. В перспективе это также и удобный инструмент для моделирования ситуаций, что крайне важно для предотвращения стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Непосвященным, возможно, не совсем понятно, какие выгоды сулит воплощение этого проекта. Для государственной власти он послужит действенным инструментом управления ресурсами и привлечения инвестиций. С точки зрения любого гражданина станет удобным и доступным источником информации, в том числе и для ведения бизнеса.
Способов практического применения - масса. К примеру, человек хочет купить дом в определенном районе. С помощью публичной карты он сможет получить любые интересующие его данные: насколько удобные маршруты общественного транспорта в этом районе, как обстоят дела с чистотой воды, где находится ближайший детский сад, количество солнечных дней в году, близость парков, заправок, объектов сферы услуг и т.д. и т.п. И все это благодаря нескольким кликам на своем компьютере.
Предполагается, что часть информации будет публичной, некоторую можно будет приобрести за деньги, а все остальное - в распоряжении отраслевых специалистов, министерств и ведомств. В западных странах такая система позволяет государству зарабатывать деньги на ее поддержку и обновление - люди, особенно инвесторы готовы платить за необходимую им качественную и полную информацию.
Безусловно, крайне важна подготовка модели распределения отраслевых баз данных, чтобы изменения в них отражались в онлайн-режиме. К примеру, если дом попал под снос, и это отражено в документации профильных ведомств, на карте это также должно быть видно.
Как это сделать? Основная идея выглядит так: мы не намерены собирать все базы у себя на серверах. Базы различных министерств и ведомств по-прежнему остаются в их полном управлении. Но все геопространственные базы данных страны необходимо перевести в электронный вид, единый формат, интегрировать между собой и привязать к карте. Когда посетитель системы формирует запрос, система просто подтягивает необходимую актуальную информацию из различных баз.
Мы прекрасно понимаем, что создание такой глобальной системы потребует значительных ресурсов и длительного времени. Подобные системы в том или ином виде уже существуют во многих развитых
странах мира. В октябре мы планируем показать результаты Фастовского пилотного проекта широкой общественности, а до конца осени внести в парламент разработанный нами законопроект об инфраструктуре геопространственных данных.
На сегодняшний день мы активно проводим переговоры с ведущими международными финансовыми организациями для поддержки нашей инициативы, участвуем в мировых форумах и конференциях по этим вопросам. Дорогу осилит идущий, у нас есть и силы, и желание, и специалисты, которые готовы воплощать этот проект в реальность. Ведь его выгоды для государства поистине огромны.
Автор материала: Сергей Тимченко
По материалам:
Gazeta.zn.ua